Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 16:57, контрольная работа
Цель работы – рассмотреть принципы и сущность избирательного прав и существующие виды избирательных систем в зарубежных странах.
Введение
выбор право избирательное конституционное зарубежное
Цель моей работы – рассмотреть принципы и сущность избирательного прав и существующие виды избирательных систем в зарубежных странах.
Одним из самых древних институтов человеческого общества является институт выборов. Определенная форма выборности существовала уже в родовом обществе, в рабовладельческих обществах Греции и Рима выборы также представляли важнейший принцип государственности. В феодальном обществе определенные элементы выборности имели существование значение, особенно сословные выборы в городах. Но особенно большое значение выборы приобрели с развитием капиталистических общественных отношений и появлением республиканской формы правления. Уже в этот период избирательная кампания активно использовалась как эффективный инструмент политической борьбы, как показатель популярности тех или иных политических групп и их представителей.
В большинстве современных
государств выборы являются неотъемлемым
элементом общественно-
В современных демократических
государствах выборы представляют собой
основную форму волеизъявления населения,
форму реализации народного суверенитета
как одного из основных конституционных
принципов. Участие в выборах
представляет собой важнейшее средство,
с помощью которого избиратели имеют
право и возможность
Избирательное право в зарубежных странах
Понятие и принципы избирательного права в зарубежных странах
Избирательное право - один
из важнейших институтов конституционного
права, а сами выборы в большинстве
развитых демократических стран
представляют собой арену острой
политической борьбы, хотя и ограниченной
рамками действующего законодательства
и сложившийся политической практикой.
Поэтому под избирательным
Основным и главным источником избирательного права, закрепляющим его основные принципы, является конституция государства. Она определяет круг субъектов избирательного права, основные начала, на которых оно должно строиться, условия предоставления и лишения граждан этого права.
Например, статья 4 Конституции Италии 1947 года декларирует, что избирательным правом пользуются все достигшие совершеннолетия граждане: мужчины и женщины, а голосование характеризуется как личное, равное, свободное и тайное. Конституция декларирует то, что голосование в Италии является общественным долгом.
Объем регулируемых конституциями вопросов избирательного права довольно существенно различается. Одни конституции ограничиваются отдельными, формальными статьями декларативного характера, другие включают специальные главы или целые разделы о выборах. Как правило, более детальное регулирование норм избирательного права осуществляется специальными правовыми актами. К числу последних можно отнести специальные законы о выборах и порядке голосования, а также избирательные кодексы. В качестве примера можно привести Российскую Федерацию. Избирательное право в нашей стране имеет свои источники. К числу таких относятся:
1.Конституция РФ, конституции
республик в составе
2.Федеральный закон от
12 июня 2002г. «Об основных гарантиях
избирательных прав и права
на участие в референдуме
Некоторые вопросы избирательного процесса регулируются постановлениями Государственной Думы и Центральной избирательной комиссии.
Законодательство о выборах
в зарубежных странах в последнее
время стало более обширным и
детализированным. Предметом его
регулирования является не только сам
порядок голосования, но и связанные
с избирательной кампанией
Термин «избирательное право» имеет в литературе два значения - объективное и субъективное.
Объективное избирательное право - это система правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления. Это один из институтов конституционного права, хотя включает и отдельные нормы других отраслей права - трудового, гражданского, административного, уголовного, судебно-процессуального. Такие нормы можно назвать поливалентными, ибо они относятся одновременно к двум, или более отраслям права. В качестве примера можно привести статьи уголовного кодекса, устанавливающие составы преступлений, образуемые нарушением норм избирательного права. В зарубежном праве можно также найти случаи обратного характера, когда уголовно-правовые санкции устанавливаются нормами избирательного права. Например, во французском Избирательно кодексе содержится широкая гамма уголовно-правовых норм. Последние предусматривают весьма разнообразные составы преступлений и проступков, возможных в избирательном процессе. В Кодексе санкциям отведена целая глава (ст.L.86-L.117), а кроме того, подобные нормы встречаются и в единичном порядке Конституционное (государственное) право зарубежных стран.
Объективное избирательное право регулирует, следовательно, избирательную систему в широком смысле, хотя, как только что отмечалось, и не во всем его объеме. Обычно предметом избирательного права считаются связанные с выборами общественные отношения, в которых прямо или косвенно участвуют граждане. Избирательно- правовые нормы бывают материальными и процессуальными; последние составляют подавляющее большинство норм данной группы.
Субъективное
избирательное право - это гарантированная
гражданину государством возможность
участвовать в выборах
Активное избирательное право - это право гражданина, установленное законом, лично участвовать в выборах представительных органов или должностных лиц в качестве избирателя, быть полноправным участником референдума.
Пассивное избирательное право - это право избираться т.е право гражданина быть избранным в представительные органы или на выборную должность, а в случае получения необходимого количества голосов избирателей быть избранным на соответствующий пост.
Предоставление активного и пассивного избирательного права обычно обусловлено рядом требований, установленных конституцией и специальным законодательством, в частности, это принадлежность к гражданству данной страны (не которые страны предоставляют право голоса в выборах органов самоуправления), определенный возрастной ценз и другие условия.
Принципы субъективного избирательного права - это те условия его признания и реализации, соблюдение которых на выборах делает эти выборы действительным народным волеизъявлением. Напротив, нарушение этих принципов подрывает легитимность выборов, а следовательно, и выборных органов власти. Важнейшие принципы избирательного права зарубежных стран это принципы всеобщности, свободных выборов, равенства, прямого и тайного голосования, декларируемые обычно конституциями и другими нормативными актами.
Избирательное право формально
провозглашается всеобщим, но фактически
оно ограничено участием в выборах
только так называемого «
Различаются :
Юридический избирательный корпус - совокупность избирателей, внесенных в списки (зарегистрированных)
Фактический избирательный корпус - совокупность голосующих избирателей.
Потенциальный избирательный корпус - совокупность всех избирателей, как зарегистрированных, так и почему-либо незарегистрированных.
Круг лиц, за которыми конституция и избирательные законы признают избирательные права, ограничивается так называемыми цензами, то есть специальными условиями. При этом цензы не должны устанавливаться избирательным или иным законом, если они не предусмотрены в конституции и если конституция не предусмотрела возможности установления их законом. На практике, впрочем, бывает и это, но только в странах, где не получил развития конституционный контроль.
Среди избирательных цензов следует, прежде всего, указать возрастной.
Во многих странах (для активного избирательного права) признается избирательное право за лицами старше 18 лет: например, с 18 лет - в США, Великобритании, Германии, Италии, с 20 лет - в Японии, Швейцарии, Финляндии, а в четырех странах - Бразилии, Иране, Никарагуа, и на Кубе , правом голоса пользуются с 16 лет. Для пассивного права возрастные цензы нередко выше. Например, в Италии чтобы занять должность президента требуется достижения возраста 50 лет. Рыбаков А. В. Избирательное право и избирательные системы Такое управление требует определенной зрелости, накопления информации об окружающем мире, определенный навык решения жизненных проблем.
Еще более важные цензы: оседлости и гражданства, их не надо путать, ценз оседлости обозначает, чтоб гражданин прожил в определенной стране или в данной местности, определенное время. Например, во Франции для голосования на любых выборах установлен ценз оседлости, равный 6 месяцам, а ценз гражданства не требует проживания в этой стране. Например, согласно части первой разд. 2 и части третьей разд. 3 ст.1 Конституции США 1787 года членом Палаты представителей Конгресса США может быть избрано лицо, состоящее в гражданстве США не менее 7 лет, а сенатором - не менее 9 лет.
Применяется еще моральный, имущественный (устанавливающий определенные нормы собственности), пола, грамотности, религиозный (в иранском парламенте необходимо исповедовать ислам) цензы. Обычно лишаются избирательных прав лица, отбывающие наказание лишением свободы по приговору суда.
С активным избирательным правом связаны принципы свободных выборов и обязательного вотума.
Принцип свободных выборов означает, что избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе и если да, то в какой мере. Отсюда вытекает, что при определении результатов выборов не следует принимать во внимание, какой процент избирателей проголосовал: если хотя бы один проголосовал, то выборы состоялись.
Правда, в Италии санкции за нарушение этого долга - исключительно моральные, а вот в Австралии ленивому избирателю грозит штраф, в Греции и Турции - даже лишение свободы.
Принцип равенства - этот принцип предполагает равную для каждого избирателя возможность воздействовать на результат выборов. Он представляет собой следствие и одно из важнейших проявлений конституционного гарантируемого равноправия граждан.
Равенство избирательного права обеспечивается, прежде всего, наличием у каждого избирателя такого же числа голосов, что и у любого другого избирателя. В западной литературе соответствующий принцип иногда определяется как «один человек - один голос», однако в зависимости от избирательной системы голосов может быть больше, чем один; важно, чтобы у всех избирателей их было поровну. Например, на парламентских выборах в Германии каждый избиратель имеет по два голоса, а на выборах представительных органов местного самоуправления в германской земле Баварии - по три.
Прямое избирательное право означает право избирателя избирать и избираться непосредственно в выборный орган или на выборную должность. Этот принцип действует в подавляющем большинстве случаев на выборах нижних палат парламентов, иногда также верхних палат (например, в США, Италии, Польше), президентов (например, в Мексике, Австрии, Болгарии), практически повсеместно - органов местного самоуправления.
Косвенное избирательное право означает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии, которая затем уже избирает выборный орган. Такой коллегией может быть государственный или самоуправленческий орган, нижестоящий по отношению к выбираемому. Косвенные выборы могут иметь две ступени или более, хотя три или четыре встречаются весьма редко. Двухстепенными выборами избираются, например, Президент США, Совет штатов (верхняя палата Парламента) Индии, трехстепенными - подавляющая часть Всекитайского собрания народных представителей.
Информация о работе Избирательное конституционное зарубежное право