Избирательное конституционное зарубежное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 16:57, контрольная работа

Описание

Цель работы – рассмотреть принципы и сущность избирательного прав и существующие виды избирательных систем в зарубежных странах.

Работа состоит из  1 файл

конституция з.Стр.docx

— 71.65 Кб (Скачать документ)

Введение

выбор право избирательное  конституционное зарубежное

Цель моей работы – рассмотреть принципы и сущность избирательного прав и существующие виды избирательных систем в зарубежных странах.

Одним из самых древних  институтов человеческого общества является институт выборов. Определенная форма выборности существовала уже  в родовом обществе, в рабовладельческих  обществах Греции и Рима выборы также  представляли важнейший принцип  государственности. В феодальном обществе определенные элементы выборности имели  существование значение, особенно сословные  выборы в городах. Но особенно большое  значение выборы приобрели с развитием  капиталистических общественных отношений  и появлением республиканской формы  правления. Уже в этот период избирательная  кампания активно использовалась как  эффективный инструмент политической борьбы, как показатель популярности тех или иных политических групп  и их представителей.

В большинстве современных  государств выборы являются неотъемлемым элементом общественно-политической жизни. От их характера во многом зависит  степень демократизма политического  режима. Ограничение принципа выборности представительных органов, введение необоснованных избирательных цензов, фальсификации  результатов голосования, как правило, означают переход к авторитарным методам осуществления власти.

В современных демократических  государствах выборы представляют собой  основную форму волеизъявления населения, форму реализации народного суверенитета как одного из основных конституционных  принципов. Участие в выборах  представляет собой важнейшее средство, с помощью которого избиратели имеют  право и возможность осуществлять контроль (прямо или косвенно) за формированием и деятельности как  законодательных, так и исполнительных органов власти (президента, парламента, правительства), органов местного самоуправления, определенной категории должностных  лиц, получающих свой пост в результате выборов.

 

 

Избирательное право  в зарубежных странах

 

Понятие и принципы избирательного права в зарубежных странах

 

Избирательное право - один из важнейших институтов конституционного права, а сами выборы в большинстве  развитых демократических стран  представляют собой арену острой политической борьбы, хотя и ограниченной рамками действующего законодательства и сложившийся политической практикой. Поэтому под избирательным правом следует понимать один из институтов конституционного права, состоящий  из правовых норм, санкционированных  законом правил и сложившихся  на практике обычаев, регулирующих порядок  предоставления гражданам права  участия в выборах и способ формирования представительных органов  власти. В понятие избирательной  системы входят методы установления результатов голосования, а также  недействительными, голосов избирателей  и выявление победителей на выборах.

Основным и главным  источником избирательного права, закрепляющим его основные принципы, является конституция  государства. Она определяет круг субъектов  избирательного права, основные начала, на которых оно должно строиться, условия предоставления и лишения  граждан этого права.

Например, статья 4 Конституции  Италии 1947 года декларирует, что избирательным  правом пользуются все достигшие  совершеннолетия граждане: мужчины  и женщины, а голосование характеризуется  как личное, равное, свободное и  тайное. Конституция декларирует  то, что голосование в Италии является общественным долгом.

Объем регулируемых конституциями  вопросов избирательного права довольно существенно различается. Одни конституции  ограничиваются отдельными, формальными  статьями декларативного характера, другие включают специальные главы или  целые разделы о выборах. Как  правило, более детальное регулирование  норм избирательного права осуществляется специальными правовыми актами. К числу последних можно отнести специальные законы о выборах и порядке голосования, а также избирательные кодексы. В качестве примера можно привести Российскую Федерацию. Избирательное право в нашей стране имеет свои источники. К числу таких относятся:

1.Конституция РФ, конституции  республик в составе Российской  Федерации; уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных  округов.

2.Федеральный закон от 12 июня 2002г. «Об основных гарантиях  избирательных прав и права  на участие в референдуме граждан  Российской Федерации»; другие федеральные  законы, а также законы субъектов  Российской Федерации, подробно  регламентирующие организацию и  порядок выборов в различные  органы государственной власти  и органы местного самоуправления. 3.Указы и распоряжения Президента  РФ, акты главы администраций  и других руководителей исполнительных  органов субъектов РФ по вопросам  организации и проведения выборов.

Некоторые вопросы избирательного процесса регулируются постановлениями  Государственной Думы и Центральной  избирательной комиссии.

Законодательство о выборах  в зарубежных странах в последнее  время стало более обширным и  детализированным. Предметом его  регулирования является не только сам  порядок голосования, но и связанные  с избирательной кампанией деятельность политических партий, финансирование расходов кандидатов, способы борьбы с коррупцией на выборах, деятельность специальных органов и должностных  лиц, ведающих проведением выборов, порядок и пределы рекламно-агитационной деятельности, роль средств массовой информации и т.д. В отдельных  странах особенно англосаксонского права и в некоторых развивающихся  странах, ряд вопросов избирательного права продолжает регулироваться обычаями.

Термин «избирательное право» имеет в литературе два значения - объективное и субъективное.

Объективное избирательное право - это система правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления. Это один из институтов конституционного права, хотя включает и отдельные нормы других отраслей права - трудового, гражданского, административного, уголовного, судебно-процессуального. Такие нормы можно назвать поливалентными, ибо они относятся одновременно к двум, или более отраслям права. В качестве примера можно привести статьи уголовного кодекса, устанавливающие составы преступлений, образуемые нарушением норм избирательного права. В зарубежном праве можно также найти случаи обратного характера, когда уголовно-правовые санкции устанавливаются нормами избирательного права. Например, во французском Избирательно кодексе содержится широкая гамма уголовно-правовых норм. Последние предусматривают весьма разнообразные составы преступлений и проступков, возможных в избирательном процессе. В Кодексе санкциям отведена целая глава (ст.L.86-L.117), а кроме того, подобные нормы встречаются и в единичном порядке Конституционное (государственное) право зарубежных стран.

Объективное избирательное право регулирует, следовательно, избирательную систему в широком смысле, хотя, как только что отмечалось, и не во всем его объеме. Обычно предметом избирательного права считаются связанные с выборами общественные отношения, в которых прямо или косвенно участвуют граждане. Избирательно- правовые нормы бывают материальными и процессуальными; последние составляют подавляющее большинство норм данной группы.

Субъективное  избирательное право - это гарантированная  гражданину государством возможность  участвовать в выборах государственных  органов и органов самоуправления. Оно представляет комплекс конкретных прав лица, среди которых особо следует выделить активное и пассивное избирательное право.

Активное избирательное  право - это право гражданина, установленное законом, лично участвовать в выборах представительных органов или должностных лиц в качестве избирателя, быть полноправным участником референдума.

Пассивное избирательное  право - это право избираться т.е право гражданина быть избранным в представительные органы или на выборную должность, а в случае получения необходимого количества голосов избирателей быть избранным на соответствующий пост.

Предоставление активного  и пассивного избирательного права  обычно обусловлено рядом требований, установленных конституцией и специальным  законодательством, в частности, это  принадлежность к гражданству данной страны (не которые страны предоставляют  право голоса в выборах органов  самоуправления), определенный возрастной ценз и другие условия.

Принципы субъективного  избирательного права - это те условия его признания и реализации, соблюдение которых на выборах делает эти выборы действительным народным волеизъявлением. Напротив, нарушение этих принципов подрывает легитимность выборов, а следовательно, и выборных органов власти. Важнейшие принципы избирательного права зарубежных стран это принципы всеобщности, свободных выборов, равенства, прямого и тайного голосования, декларируемые обычно конституциями и другими нормативными актами.

Избирательное право формально  провозглашается всеобщим, но фактически оно ограничено участием в выборах  только так называемого «избирательного  корпуса» Конституционное право  зарубежных стран, т.е. совокупность граждан  обладающих по закону правом голоса.

Различаются :

Юридический избирательный корпус - совокупность избирателей, внесенных в списки (зарегистрированных)

Фактический избирательный корпус - совокупность голосующих избирателей.

Потенциальный избирательный корпус - совокупность всех избирателей, как зарегистрированных, так и почему-либо незарегистрированных.

Круг лиц, за которыми конституция  и избирательные законы признают избирательные права, ограничивается так называемыми цензами, то есть специальными условиями. При этом цензы не должны устанавливаться избирательным или иным законом, если они не предусмотрены в конституции и если конституция не предусмотрела возможности установления их законом. На практике, впрочем, бывает и это, но только в странах, где не получил развития конституционный контроль.

Среди избирательных цензов следует, прежде всего, указать возрастной.

Во многих странах (для  активного избирательного права) признается избирательное право за лицами старше 18 лет: например, с 18 лет - в США, Великобритании, Германии, Италии, с 20 лет - в Японии, Швейцарии, Финляндии, а в четырех  странах - Бразилии, Иране, Никарагуа, и  на Кубе , правом голоса пользуются с 16 лет. Для пассивного права возрастные цензы нередко выше. Например, в  Италии чтобы занять должность президента требуется достижения возраста 50 лет. Рыбаков А. В. Избирательное право  и избирательные системы Такое  управление требует определенной зрелости, накопления информации об окружающем мире, определенный навык решения  жизненных проблем.

Еще более важные цензы: оседлости и гражданства, их не надо путать, ценз оседлости обозначает, чтоб гражданин прожил в определенной стране или в данной местности, определенное время. Например, во Франции для голосования на любых выборах установлен ценз оседлости, равный 6 месяцам, а ценз гражданства не требует проживания в этой стране. Например, согласно части первой разд. 2 и части третьей разд. 3 ст.1 Конституции США 1787 года членом Палаты представителей Конгресса США может быть избрано лицо, состоящее в гражданстве США не менее 7 лет, а сенатором - не менее 9 лет.

Применяется еще моральный, имущественный (устанавливающий определенные нормы собственности), пола, грамотности, религиозный (в иранском парламенте необходимо исповедовать ислам) цензы. Обычно лишаются избирательных прав лица, отбывающие наказание лишением свободы по приговору суда.

С активным избирательным  правом связаны принципы свободных выборов и обязательного вотума.

Принцип свободных выборов означает, что избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе и если да, то в какой мере. Отсюда вытекает, что при определении результатов выборов не следует принимать во внимание, какой процент избирателей проголосовал: если хотя бы один проголосовал, то выборы состоялись.

Правда, в Италии санкции  за нарушение этого долга - исключительно  моральные, а вот в Австралии  ленивому избирателю грозит штраф, в  Греции и Турции - даже лишение свободы.

Принцип равенства - этот принцип предполагает равную для каждого избирателя возможность воздействовать на результат выборов. Он представляет собой следствие и одно из важнейших проявлений конституционного гарантируемого равноправия граждан.

Равенство избирательного права  обеспечивается, прежде всего, наличием у каждого избирателя такого же числа  голосов, что и у любого другого  избирателя. В западной литературе соответствующий принцип иногда определяется как «один человек - один голос», однако в зависимости  от избирательной системы голосов  может быть больше, чем один; важно, чтобы у всех избирателей их было поровну. Например, на парламентских  выборах в Германии каждый избиратель имеет по два голоса, а на выборах  представительных органов местного самоуправления в германской земле  Баварии - по три.

Прямое избирательное  право означает право избирателя избирать и избираться непосредственно в выборный орган или на выборную должность. Этот принцип действует в подавляющем большинстве случаев на выборах нижних палат парламентов, иногда также верхних палат (например, в США, Италии, Польше), президентов (например, в Мексике, Австрии, Болгарии), практически повсеместно - органов местного самоуправления.

Косвенное избирательное  право означает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии, которая затем уже избирает выборный орган. Такой коллегией может быть государственный или самоуправленческий орган, нижестоящий по отношению к выбираемому. Косвенные выборы могут иметь две ступени или более, хотя три или четыре встречаются весьма редко. Двухстепенными выборами избираются, например, Президент США, Совет штатов (верхняя палата Парламента) Индии, трехстепенными - подавляющая часть Всекитайского собрания народных представителей.

Информация о работе Избирательное конституционное зарубежное право