Избирательное конституционное зарубежное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 16:57, контрольная работа

Описание

Цель работы – рассмотреть принципы и сущность избирательного прав и существующие виды избирательных систем в зарубежных странах.

Работа состоит из  1 файл

конституция з.Стр.docx

— 71.65 Кб (Скачать документ)

Косвенные выборы представляют собой своеобразное сито, посредством  которого производится отбор кандидатов в состав выборного органа. Чем  больше ступеней имеют такие выборы, тем больше в процессе их может  нарушаться воля избирательного корпуса. В то же время эта система более  надежно отсеивает случайных  лиц, составляя более зрелых и  надежных кандидатов.

Принцип тайного  голосования состоит в исключении внешнего наблюдения и контроля за волеизъявления избирателя. Смысл его в том, чтобы гарантировать полную свободу этого волеизъявления.

Хотя необходимость тайного  голосования очевидна, история его  значительно короче истории выборов  государственных органов. Так во Франции теоретически тайное голосование  было установлено еще в 1789 году, но практически введено только с 1871 года. В Великобритании оно ведет  отсчет своего существования с 1872 года.

 

Виды избирательных  систем

 

Избирательная система (в узком смысле слова) - способ распределения мандатов между кандидатами по результатам выборов.

В зависимости от того, какой  из них применен (и, следовательно, избирательная  система) результаты одних и тех  же выборов могут привести к различным  вариантам распределения мандатов.

Наиболее распространенными  избирательными системами являются мажоритарная и пропорциональная, а  также из комбинации.

Мажоритарная  система является старейшей из всех существующих избирательных систем. Согласно данной системе вся страна делится на примерно равные по числу избирателей округа, причем от каждого, обычно избирается один депутат. Иногда от одного округа избирается большее число депутатов.

В зависимости от количества избирателей, минимально необходимого для избрания депутата, выделяются следующие разновидности указанной  системы:

- мажоритарная  система относительного большинства;

- мажоритарная  система абсолютного большинства;

- мажоритарная  система квалифицированного большинства.

Мажоритарная  система относительного большинства - самая распространенный вид мажоритарной системы. В настоящее время в «классическом» виде её применяют 43 страны (как правило, англоязычные). Конституционное право зарубежных стран. При ее применении избранным считается тот кандидат, который в округе набрал большее число голосов. Чем его соперники (причем данная система не требует от кандидата набрать обязательный минимум голосов, например 50% + 1 голос от числа голосующих либо иное обязательное количество голосов; единственное требование - получить голосов больше, чем лично каждый соперник).

Поскольку система относительного большинства не устанавливает для  избрания необходимого минимума голосов (то есть кандидат может быть зачастую и меньшинством всех избирателей), нет  необходимости устанавливать необходимый минимум избирателей, при явке которых выборы будут считаться состоявшимися (то есть кворум). Поэтому выборы будут легитимными, если в них примет участие любое количество зарегистрированных избирателей (даже только 1 человек)

Считается, что избиратели, которые не пришли на выборы, согласны с мнением избирателей, принявших  в них участие. В случае, если в  округе баллотируется только один кандидат (обычно очень популярный, с которым  нет смысла вести борьбу и соперники  не выдвигают себя - это часто  бывает при выборах в Конгресс США), то выборы в данном округе вообще не проводятся и кандидат считается  избранным (поскольку для избрания достаточно одного голоса, например самого кандидата, а явка избирателей не обязательна)

Мажоритарная система  относительно большинства имеет  свои преимущества:

- она всегда результативна (каждое депутатское место замещается сразу, в результате только одного голосования; парламент формируется полностью; нет необходимости проводить 2-й тур или новые выборы в округах, где отсутствовал необходимый кворум);

- понятна избирателям;

- экономна;

- позволяет крупным партиям  получить «твёрдое» большинство  и сформировать устойчивое правительство.

Главные её недостатки в том, что:

- часто депутат избирается  меньшинством избирателей;

- теряются голоса, отданные  за других депутатов;

- искажаются результаты  голосования в масштабах всей  страны (пример: кандидаты А, представляющие  партию А, победили в каждом  из мажоритарных округов, набрав  относительное большинство - 20% голосов  и 20% - в целом по стране, кандидаты  Б, В, Г, представляющие одноимённые  партии, набрали в округах соответственно19%, 17% и 14% и столько же по стране; в результате партия А, набравшая  20% по стране и против которой  проголосовало 80% избирателей, получит 100% мест в парламенте; а партии Б, В, Г, набравшие почти столько же, сколько и А, а в сумме- больше голосов, чем А, не получат в парламенте ни одного места).

Для того чтобы было меньше искажений, в ряде стран применяется мажоритарная система абсолютного большинства.

Ее главные отличия  от аналогической системы относительного большинства в том, что:

- для избирания от округа  необходимо набрать не простое  большинство (то есть больше, чем  другие кандидаты), а обязательно  абсолютное (то есть 50%+1 голос) большинство  голосов от принявших участие  в выборах избирателей;

- если никто из кандидатов  не наберет необходимого абсолютного  большинства, проводится 2-й тур,  в котором, как правило, участвуют  2 кандидата, набравшие наибольшее  число голосов в 1-м туре;

- победителем во 2-м туре  обычно считается тот, кто наберет  больше голосов, чем его соперник;

- как правило, предусматривается  обязательны кворум: чтобы выборы  считались состоявшимися, необходимо  более половины избирателей от  числа всех зарегистрированных.

Мажоритарная система  абсолютного большинства дает меньше искажений.

Пропорциональная  избирательная система является наряду с мажоритарной наиболее распространенной при проведение выборов. Суть данной системы в том, что:

- за голоса избирателей  борются между собой не лично  кандидаты, а политические партии;

- партии выдвигают так  называемые «партийные списки»,  в которых указываются как  сами кандидаты от одной партии, так и их очередность на  получение мандатов;

- избиратель голосует  за партию (и, следовательно за  партийный список в целом);

- мандаты между партиями  распределяются пропорционально  числу голосов, полученных партиями на выборах (то есть чем больше голосов избирателей завоевала партия, тем больше она получит мандатов);

- полученные каждой партией  депутатские мандаты распределяются  между ее кандидатами в соответствии  с очередностью в партийном  списке.

В отличие от мажоритарной системы, применяемой обычно в крупных  государствах, где конкурируют, как  правило, две ведущие партии, пропорциональная избирательная система хороша для  небольших по территории государств с развитой многопартийностью. В  настоящее время она применяется  в Эстонии, Латвии, ряде скандинавских  стран, при выборах нижней палаты парламента в Польше и Чехии.

Недостатки этой системы  в том, что часто многочисленные и придерживающие разных взглядов партии, пропорционально представленные в  парламенте, не могут договориться между собой, не могут сформировать, устойчивое правительство, вследствие чего государственная политика не имеет  «внутреннего стержня» - возникают  партийные интриги, межпартийные распри, нестабильность , создаются и распадаются  коалиции, слишком часто меняется правительство.1

Голосуя за партийный список, избиратели часто знают лишь его  лидеров и не знают остальных  членов, в результате в парламент  попадают сомнительные и случайные  люди, которые никогда не были, бы избраны лично в округах..

Наиболее действенным  средством устранения недостатков  пропорциональной системы является установления заградительного барьера (пункта). Цель заградительного барьера - препятствовать проникновению в парламент слишком мелких и случайных партий и способствовать тому, чтобы в парламенте были представлены средние и крупные партии. Тем самым парламент становится менее разрозненным по своему составу и более стабильным.

Партии, набравшие в соответствующих  странах количество голосов меньше установленного минимума, считаются  не преодолевшими заградительный барьер и к распределению депутатских  мест не допускаются.

Несмотря на то, что во многих странах мажоритарная и пропорциональная избирательная системы применяются  «в чистом виде», ряд государств пошел  по пути их комбинирования, а также  использования нетрадиционных избирательных  систем.2

При применении одной мажоритарной системы в невыгодном положении  останутся мелкие партии, не будут  представлены интересы значительной части  избирателей, чьи голоса пропадут в  мажоритарных округах. При использовании  одной пропорциональной системы  в парламенте окажется слишком много  партий, что затруднит формирование правительства, а депутаты будут  починены партийным интересам и  будут оторваны от избирателей.

При совместном же применении обеих систем крупные партии, чьи  депутаты пройдут по округам, уравновесятся  средними и мелкими партиями. В  результате будут максимально представлены интересы избирателей, но в то же время  крупные партии составят основу парламентского большинства, что даст шансы сформировать устойчивое правительство.

В зависимости от соотношения  элементов мажоритарности и пропорциональности смешанные избирательные системы  могут быть:

Симметричными (половина членов парламента избирается по мажоритарной системе, а половина - по пропорциональной), асимметричными (предполагает не равное соотношение элементов мажоритарности и пропорциональности).

В настоящее время наметилась стойкая тенденция (особенно в странах, недавно начавших строить свою государственность) не отдавать предпочтение какой-либо системе  «в чистом виде», а использовать именно смешанную избирательную систему. В очень многих современных государствах она применяется при избрании нижней палаты парламента.3

В ряде стран применяются нетрадиционные избирательные системы. Как правило, это усложненные пропорциональные системы с различными нововведениями, смягчающие их недостатки, но делающими их отличными от классической пропорциональной системы. Нередко такие системы именуют модифицированными или полупропорциональными. К таким чаще всего относятся:

- система единственного  непередаваемого голоса (ограниченный  вотум);

- кумулятивный вотум;

- система единственного  передаваемого голоса;

- преференциальное голосование;

- панаширование.

Особенность этой системы  в том, что по одним признакам (многомандатный округ) она пропорциональная, но голосование идет как при мажоритарной системе (1 голос за 1 конкретного  кандидата). Нередко ее называют системой ограниченного вотума, поскольку  избиратель имеет меньше голосов (1), чем надо избрать депутатов (несколько).

Кумулятивный  вотум (от слова «аккумулировать») отличается от ограниченного вотума тем, что в многомандатном округе избиратель имеет столько же голосов, сколько разыгрываются мандатов, но он может распорядиться своими голосами так, как захочет, - может отдать по голосу разным (лучшим, с его точки зрения) кандидатам, либо отдать сразу все голоса одному из них, либо распределить их по-другому.

Система единственного  передаваемого голоса объединяет в себе черты ограниченного и кумулятивного вотумов:

- применяется в многомандатный  округах;

- избиратель имеет несколько  голосов, обычно 3, но фактически  использует их как один передаваемый  голос;

- свой голос избиратель  отдает разным кандидатам, но  в порядке очередности (предпочтительности); например, напротив фамилии одного  кандидата ставит цифру один (то  есть голосует за него в  1-ю очередь), напротив другого  - цифру 2, напротив третьего цифру  3.

Главный принцип системы  единственного передаваемого голоса - голоса уже избранных (и исключенных из распределения) кандидатов передаются тем, кому 1-х голосов не хватило, но которые указаны в передаваемых бюллетенях вторыми.

Данная система применялась  при выборах депутатов парламента Австрии. Для отечественного избирателя она, скорее всего, окажется слишком  запутанной, сложной и непонятной.4

При преферициальном голосовании избиратель голосует как за партийный список, так и за конкретных кандидатов данного списка, тем самым влияя на расстановку кандидатов данного списка, тем самым влияя на расстановку кандидатов внутри списка и очередность получения ими депутатских мандатов.

Панаширование - возможность голосовать за кандидатов из разных партийных списков или самому дополнительно вписывать в бюллетень фамилии новых кандидатов.

Установление той или  иной избирательной системы есть результат субъективного выбора, который нередко определяется соотношением политических сил в законодательном  органе. Те или иные способы определения  итогов выборов часто оказываются  более выгодными отдельными партиям, и естественно, что они добиваются включение в избирательное законодательство именно этих выгодных им способов. Например, в 1993 году Италия перешла от пропорциональной системы к смешанной, преимущественно  мажоритарной системе, а Новая Зеландия- наоборот, от мажоритарной к пропорциональной. Примечательно, что в обеих странах  вопрос этот решался путем общенационального  референдума.

Информация о работе Избирательное конституционное зарубежное право