Избирательное конституционное зарубежное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 16:57, контрольная работа

Описание

Цель работы – рассмотреть принципы и сущность избирательного прав и существующие виды избирательных систем в зарубежных странах.

Работа состоит из  1 файл

конституция з.Стр.docx

— 71.65 Кб (Скачать документ)

В любом случае в своей  политике партии учитывают установленную  избирательную систему и приноравливают к ней свою деятельность по улавливанию  голосов избирателей.

 

  1. Конституционные основы деятельности законодательных (представительных) органов в зарубежных странах (Япония, Швейцария).

 

Конституция Японии

Действующая в Японии конституция  была принята парламентом в октябре 1946 г., вступила в силу 3 мая 1947 г. Она  представляет собой компромисс, затрагивающий  интересы достаточно широкого спектра  политических сил как внутри страны, так и вне ее. В феврале 1946 г. был опубликован проект конституции, в марте правительство представило  проект, разработанный в штабе  американских оккупационных войск. Его появление вызвано обеспокоенностью тем, что консервативный правительственный  проект не получит одобрения Дальневосточной  комиссии, наделенной компетенцией коренной реформы конституции и вызовет  чувство протеста среди японского  населения. При составлении американского  проекта были использованы конституционное  право Англии и США, частный проект конституции, подготовленный группой  японских интеллигентов на базе Веймарской конституции Германии 1919 г. и др.

В отличие от конституции 1889 г. и проекта, разработанного правительством, конституция 1947 г. провозгласила принцип  народного суверенитета (преамбула, ст. 1). Парламент провозглашается  высшим органом государственной  власти. Конституция закрепила структуру  парламента, состоящего из двух палат  - палаты представителей и палаты советников, члены которых избираются на основе всеобщего избирательного права (таким образом была ликвидирована существовавшая ранее невыборная палата пэров), определила статус парламента (ст.ст. 15, 41-43), коренным образом изменила компетенцию императора, установила новый порядок формирования правительства. По конституции премьер-министр выдвигается парламентом из числа депутатов: руководимый им кабинет министров (правительство) несет ответственность не перед императором, а перед парламентом. В основном законе был закреплен принцип разделения властей, предохраняющий от сосредоточения государственной власти в одних руках.

 Особое значение имеет  9-я статья Конституции, в которой  содержится положение об отказе  от войны и создания регулярных  вооруженных сил. Статья 9: “Искренне  стремясь к международному миру, основанному на справедливости  и порядке японский народ на  вечные времена отказывается  от войны, как суверенного права  нации, а также от угрозы  или применения вооруженной силы  как средства разрешения международных  споров. Для достижения целей  указанных в предыдущем абзаце, никогда впредь не будут создаваться  сухопутные, морские и военно-воздушные  силы, равно как и другие средства  войны. Право на ведение государством  войны не признается.”

Включение в Конституцию  данной статьи имело целью предотвратить  возрождение японского милитаризма. 9-я статья Конституции является, пожалуй, самой проблемной. С одной  стороны, она служит объектом неутихающей  критики реакционных сил, с другой — выступает препятствием для осуществления Японией своих международных обязательств, таких, как участие Японии как члена ООН в комплектовании международных вооруженных сил, что пока компенсируется невооруженным участием в миротворческих миссиях (Камбоджа, Мозамбик, Руанда) и в спасательных операциях при стихийных бедствиях. На сегодняшний день функцию вооруженных сил выполняют японские силы самообороны, созданные в июле 1950 года в качестве "резервного полицейского корпуса" после начала войны на Корейском полуострове. Это мощная, хорошо обученная и прекрасно экипированная армия численностью 130 тысяч человек, по расходам на которую страна занимает седьмое место в мире, хотя и осуществляется это всего в пределах 1% ВНП.

Конституция содержит широкий  перечень прав и свобод граждан, которым  посвящена глава третья (ст.ст. 10-40).

До сих пор конституция 1947 г. ни разу не были изменена. Одна из причин стабильности этого акта - весьма "жесткий" порядок внесения в него поправок, установленный статьей 96. Для изменения конституции, осуществляемого по инициативе парламента, требуется согласие не менее двух третей числа членов обеих палат; одобренные поправки затем передаются на особый референдум, либо на рассмотрение парламента после его новых выборов. Способ ратификации определяется решением парламента.

Парламент (структура  и полномочия)

Согласно ст. 41 Конституции Парламент является высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом страны. (Однако японские ученые, считают, что муниципальные собрания также в виде исключения имеют законодательные полномочия, и называют эти собрания вторичной законодательной властью, а их постановления — автономным правом.)

Порядок работы Парламента регулируется Конституцией Японии, Законом  о Парламенте 1947 г., а также Регламентом Палаты представителей 1947 г. и Регламентом Палаты советников 1949 г.

Японский Парламент состоит  из двух палат — Палаты советников и Палаты представителей.

Палата советников (верхняя) включает 252 советника, избираемых на 6 лет, с переизбранием половины состава советников каждые три года.

Палата представителей (нижняя) избирается на 4 года в количестве 500 депутатов. Палата представителей может быть досрочно распущена актом Императора по требованию правительства, верхняя палата роспуску не подлежит.

Парламент формируется путем  всеобщих и прямых выборов. Конституция  устанавливает всеобщее избирательное  право для совершеннолетних, тайное голосование, недопущение дискриминации  в избирательных правах по признаку расы, пола, религии, социального положения  и происхождения, образования, имущественного положения или доходов (ст. 44). Вопросы, касающиеся выборов, регулируются Законом об избрании на публичные должности 1950 г. с последующими изменениями (последнее — в 1994 г. — устанавливает новую систему выборов в нижнюю палату). В соответствии с Законом активное избирательное право на выборах в обе палаты предоставлено гражданам в возрасте от 20 лет, проживающим в избирательном округе не менее трех месяцев и внесенным в списки избирателей, пассивное — от 25 лет для Палаты представителей и 30 лет для Палаты советников. Кандидат вносит денежный залог, не возвращаемый в случае неполучения им определенного минимума голосов. Основу парламентской избирательной системы составляет смешанная система, сочетающая в себе элементы мажоритарной и пропорциональной систем.

21 ноября 1994 г. был принят Закон о малых избирательных округах, позволивший определить границы округов в соответствии с предложениями Комиссии Палаты представителей по демаркации границ избирательных округов. Последние выборы проходили по новой избирательной системе, согласно которой 300 депутатов избираются по одномандатным округам, а 200 — по 11 региональным блокам по списку политических партий пропорционально полученным голосам. При такой избирательной системе каждый избиратель имеет два голоса.

Палата советников также  избирается по смешанной системе. 152 советника избираются от 48 многомандатных округов (2—8 советников от округа). Кроме того, создается общенациональный округ, в котором избиратели голосуют за одну из политических партий. Избранные от этого округа в палату 100 советников отбираются из кандидатов, заранее включенных каждой партией в свой список, пропорционально числу набранных каждой партией голосов. Таким образом, избиратель один голос отдает за конкретного кандидата, а второй — за политическую партию.

В Японии действуют жесткие  правила предвыборной агитации. Она  длится только 12 дней, предусмотрено одно радио- и телеобращение кандидата в течение не более пяти с половиной минут за счет бюджета. Обход и агитация избирателей на дому, а также агитация против других кандидатов запрещены.

Японии свойственна долгосрочная связь депутата со своим избирательным  округом. Зачастую округ передается по наследству. Поэтому для Японии характерно многократное избрание депутата, а лицам со стороны довольно трудно попасть в ряды депутатов.

Депутаты и советники  имеют свободный депутатский  мандат, вопрос о лишении или признании  недействительным которого решает соответствующая  палата 2/3 голосов. Члены палат не несут ответственности в связи со своими речами, высказываниями и голосованием в палатах, пользуются ограниченным депутатским иммунитетом.

Закон о Парламенте устанавливает  следующие виды парламентских сессий: очередные (ст. 10), чрезвычайные и специальные (ст. 11). Очередные сессии Парламента созываются раз в году, в декабре, и длятся 150 дней (еще их называют бюджетными сессиями). Решение о созыве чрезвычайной сессии Парламента принимает Кабинет министров по требованию 1/4 общего числа членов одной из палат (ст. 53). Необходимость в созыве специальной сессии возникает в случае роспуска Палаты представителей и длится она в течение 30 дней со дня очередных выборов в палату. Поскольку с роспуском Палаты представителей Палата советников тоже прекращает свою работу, то Кабинет министров может созвать чрезвычайную сессию Палаты советников, но если ее решения не будут одобрены Палатой представителей в течение 10 дней со дня первого заседания, то они теряют силу.

Заседания палат являются открытыми, однако могут проводиться  и закрытые заседания в случае, если резолюция об этом принята 2/3 голосов присутствующих членов (ст. 62 Закона о Парламенте). Протоколы заседаний должны публиковаться (ст. 57 Конституции).

Каждая палата избирает на весь срок полномочий председателя, вице-председателя, временного председателя, председателей  постоянных комиссий и генерального секретаря палаты (ст. 58 Конституции). На председателей палат и их заместителей возложена обязанность поддерживать порядок в палатах и наблюдать за выполнением повестки дня. Чтобы обеспечить беспристрастность в ходе заседания Парламента, они обычно прекращают отношения со своими партиями. В палатах создаются партийные фракции (необходимое для создания фракции число депутатов — 2 человека), которые играют важную роль при распределении министерских постов.

В деятельности Парламента важную роль играют постоянные парламентские  комиссии. Согласно Закону о Парламенте Палата представителей имеет 20 таких комиссий (ст. 41, п. 2 Закона о Парламенте): по делам Кабинета министров, местной администрации, по вопросам юстиции, внешней политики, государственных финансов, просвещения, по социальным вопросам, по пудовым вопросам, вопросам сельского, лесного и водного хозяйства, по торговле и промышленности, вопросам связи, транспорта, строительства, общественной безопасности, науки и техники, окружающей среды, а также бюджетную, ревизионную, дисциплинарную комиссии и комиссию по организации внутрипарламентской работы. Палата советников имеет 17 комиссий (ст. 42 п. 3 Закона о Парламенте) — тех же, кроме комиссий по вопросам науки и техники, общественной безопасности и окружающей среды. Эти комиссии составляют основу механизма разработки и принятия решений в Парламенте Японии. В состав комиссий входят представители различных партий пропорционально представительству этих партий в соответствующей палате. Депутаты, как правило, не являются экспертами по обсуждаемым в комиссиях вопросам, поэтому Закон о Парламенте в ст. 43 предусматривает, что в случае, если для деятельности комиссии необходимо участие специально подготовленных членов, в ее состав могут входить специалисты по рассматриваемым ею проблемам. Таким образом, к работе комиссий могут привлекаться непарламентарии. Каждый парламентарий обязан быть членом хотя бы одной комиссии (ст. 42 п. 2 Закона о Парламенте). Заседания комиссий бывают двух видов: рабочие и общие. На рабочих заседаниях обсуждаются наиболее важные вопросы, как правило, в присутствии членов Кабинета. На общих рассматриваются менее важные вопросы с участием парламентских секретарей.

Главной задачей Парламента является принятие законов и государственного бюджета. В законодательном процессе нижняя палата имеет больший вес, поскольку Палата представителей может  преодолеть вето Палаты советников путем  вторичного принятия закона 2/3 голосов, причем не от общего количества депутатов, а от кворума (1/3 состава палаты — ст. 59 Конституции). Так же, если Палата советников не приняла решение по законопроекту в течение 60 дней после получения его из Палаты представителей (для бюджетного закона этот срок сокращается в два раза), то решение Палаты представителей считается решением Парламента.

При каждой палате действует  законодательное бюро, которое помогает депутатам при подготовке законопроектов.

Согласно Закону о Парламенте право на законодательную инициативу имеют депутаты Парламента и Кабинет  министров. Законопроект может быть представлен на рассмотрение Парламента, если за это высказалось не менее 20 депутатов или 10 советников. Если речь идет о бюджете страны, то его должны поддержать не менее 50 депутатов или не менее 20 советников. Народная законодательная инициатива Японии неизвестна.

На первом этапе разработка законов идет преимущественно в  департаментах соответствующих  министерств. Затем через руководство  министерства документы поступают  в канцелярию премьер-министра, затем  к премьер-министру и только потом  представляются в Парламент, где  над ними начинается работа в соответствующих  комиссиях (часто создаются специальные  подкомиссии) и в законодательных  бюро палат. Только после принятия комиссией  положительного решения, проект выносится  на пленарное заседание и обсуждается  обычно в двух чтениях. Законопроект, за исключением особых случаев, предусмотренных  Конституцией и связанных с наделением Палаты представителей большими возможностями, становится законом после принятия его обеими палатами (ст. 59 Конституции). Если мнения палат расходятся, то помимо вышеперечисленных возможностей Палата представителей может требовать созыва совместного заседания палат или создания паритетной согласительной комиссии (10 депутатов и 10 советников). На совместном заседании решение принимается большинством голосов, а в согласительной комиссии — не менее 2/3 состава; если комиссии не удается преодолеть разногласия палат, то принятым считается решение Палаты представителей.

Парламент наделен исключительными  полномочиями по распоряжению государственными финансами: "Никакие государственные  средства не могут быть израсходованы, и никакие государственные денежные обязательства не могут быть приняты  иначе как по решению Парламента" (ст. 85 Конституции). Порядок составления и утверждения государственного бюджета определен в Законе о финансах 1947 года. Кабинет составляет и представляет Парламенту на обсуждение и утверждение бюджет на каждый финансовый год. Проект бюджета представляется сначала в Палату представителей (ст. 60 Конституции), председатель которой направляет его на рассмотрение в постоянную бюджетную комиссию. Бюджетные комиссии считаются наиважнейшими, поэтому они являются самыми большими (в бюджетной комиссии Палаты представителей 50 членов, в Палате советников — 45). Обсуждение законопроекта о бюджете проходит при участии премьер-министра и всех членов Кабинета, дабы они могли давать соответствующие разъяснения и отвечать на запросы представителей политических партий. В обсуждении бюджета принимают участие и представители общественности. Любой может подать заявку на участие в обсуждении. Директор бюджетной комиссии отбирает несколько человек для участия в прениях. Если законопроект о бюджете отклоняется бюджетной комиссией Палаты представителей, то Кабинет министров должен подготовить новый проект бюджета, который вновь проходит всю процедуру обсуждения. После одобрения Палатой представителей бюджет направляется в Палату советников, где процедура обсуждения полностью повторяется.

Информация о работе Избирательное конституционное зарубежное право