Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 10:37, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является исследование основных аспектов организации суда судебной власти в Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью в работе сформулированы следующие задачи:
изучить основные теоретические основы судебной власти;
дать характеристику системы судебной власти в РФ;
показать особенности организации деятельности судов в РФ
Введение 3
Глава 1. Судебная власть в системе государственных органов РФ 5
1.1. Роль и место судебной власти в системе органов РФ 5
1.2. Конституционные основы организации судебной власти в России 11
Глава 2. Конституционные принципы правосудия 12
2.1. Понятие конституционных принципов правосудия 12
2.2. Характеристика конституционных принципов правосудия 13
Глава 3. Судебная система в РФ 26
3.1. Система судов в РФ. Суды общей юрисдикции. Верховный Суд РФ 26
3.2. Система арбитражных судов. Высший Арбитражный Суд РФ 30
3.3. Конституционный Суд РФ 32
Заключение 34
Список литературы 35
В соответствии с Конституцией
Российской Федерации (ст. 124) финансирование
судов производится только из федерального
бюджета и должно обеспечивать возможность
полного и независимого осуществления
правосудия в соответствии с федеральным
законом. Это положение Конституции
имеет целью оградить суды от местных
влияний, создать условия для
их подлинной независимости, поставить
все суды в равные материально-технические
условия обеспечения
Независимо от того, в каком составе рассматривается то или иное конкретное дело, решение по нему принимает суд как орган судебной власти. Оно подлежит обязательному исполнению всеми и повсеместно наравне с законом.Конституция Российской Федерации закрепляет ряд принципов, связанных с непосредственной реализацией судебной власти, т. е., иначе говоря, с отправлением правосудия6.
Глава 2. Конституционные принципы правосудия
2.1. Понятие и
система конституционных
Принципы правосудия - это общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности. Важнейшие правовые положения, характеризующие российский суд и правосудие, отражены в Конституции РФ, которая закрепляет свойственные правовому государству демократические начала организации и деятельности суда в интересах граждан, общества и государства. Конституционные гарантии дают основания именовать демократические основы деятельности суда конституционными принципами правосудия (гл. 7 Конституции РФ).
Закрепленные в Конституции
РФ принципы правосудия
Таким образом,
Принципы правосудия
имеют ту особенность, что
Принципы правосудия,
закрепленные на
2.2. Характеристика
конституционных принципов
Принцип законности правосудия. Общее требование соблюдения закона, закрепленное в Конституции РФ (п. 2 ст. 15), относится к органам государственной власти, местного самоуправления, должностным лицам, гражданам и их объединениям. Естественно, что это требование относится и к суду, причем относится даже в большей степени, так как это не только принцип его деятельности, но и цель разбирательства конкретных дел.
Принцип законности правосудия требует, чтобы по каждому вынесенному судом приговору и решению была ссылка на соответствующую норму материального права и было мотивировано ее применение с учетом обстоятельств дела и характеристики его участников. По уголовному делу суды, принимая решение (приговор), руководствуются нормами Уголовного кодекса РФ, и никакие другие законы и подзаконные акты не могут быть применены. По гражданскому (арбитражному) делу кроме норм Гражданского кодекса РФ суды применяют нормы других отраслей права (трудового, семейного, жилищного) и используют подзаконные акты, если они не противоречат закону.
В содержание принципа
законности правосудия входит
и требование точного
Принцип законности
правосудия - универсальный принцип.
Его широкое и разностороннее
содержание помогает
Осуществление правосудия только судом. Принцип осуществления правосудия только судом закреплен в ст. 118 Конституции PФ Этот принцип в той или иной формулировке воспроизводится во многих законодательных актах, регулирующих вопросы правосудия. Так, в ст. 8 Уголовно-процессуального кодекса РФ записано: «Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом».
Федеральный конституционный закон «О судебной Системе Российской Федерации» предусматривает возможность создания специализированных федеральных судов с целью рассмотрения гражданскихи административных дел. Эти категории дел будут рассматриваться по существу, т.е. в первой инстанции, а принимаемые решения подлежат проверке в установленном порядке в федеральных судах второго звена. Правосудие будет осуществляться по общим процедурам, установленным для федеральных судов общей юрисдикции. Таким образом, речь идет о создании еще одной группы судов общей юрисдикции, входящих в единую судебную систему судов РФ.
Функционирование системы
судебного контроля считается важной
составляющей обеспечения правосудия
строго в рамках закона. Особая роль
принадлежит Верховному Суду РФ и
Высшему Арбитражному Суду РФ, которые
обобщают судебную практику, анализируют
причины допускаемых нарушений
и дают судам необходимые разъяснения,
публикуя свои документы для широкого
использования в Бюллетене
Доступность судебной защиты. Принцип законности правосудия базируется на основополагающем положении Конституции РФ о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина - обязанность государства. Его реальное воплощение в жизнь подкрепляется правом граждан защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом8.
Среди других способов защиты
прав и свобод человека и гражданина
судебная защита считается одним
из наиболее результативных, поэтому
обязанность государства
Судебная защита имеет существенное преимущество перед административным порядком обжалования. Суд не связан с интересами конкретного ведомства, рассматривает вопрос гласно, решает объективно с учетом проверки всех доводов за и против, с личным участием заинтересованных сторон, в том числе и обратившейся за защитой своих прав.
Конституция РФ, закрепившая
принцип доступности судебной защиты,
дает основание для использования
в этой сфере международных правовых
стандартов. Как предусмотрено п.
3 ст. 46, каждый вправе в соответствии
с международными договорами РФ обращаться
в межгосударственные органы по защите
прав и свобод человека, если исчерпаны
все имеющиеся
Осуществление правосудия на началах равенства всех веред законом н судом. Конституция РФ провозглашает равенство всех перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина во всех сферах политической и социально-экономической жизни государства независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения крелигии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» 9(ст. 7), адресуя эту норму судам (суды не отдают предпочтения каким-либо органам и лицам, участвующим в процессе), дополнил ее, указав, что суд может принимать во внимание и другие обстоятельства,- связанные с необоснованным ограничением прав человека, не указанные в федеральном .законе. Таким образом, судам была предоставлена возможность признавать и иные обстоятельства, кроме тех, которые перечислены в ст. 19 Конституции РФ.
Равенство перед судом предусматривает, что правосудие должно осуществляться на основе единого суда для всех, т.е. всем участникам процесса предоставляются одинаковые права защищать свои интересы, независимо от социальных, имущественных и других различий, о чем уже шла речь при рассмотрении принципа доступности правосудия. Таким образом, единое для всех равенство перед законом дополняется и единством суда. Не допускается создание каких-либо специальных судов, осуществляющих правосудие для отдельных групп населения по социальным, национальным или иным признакам. Не допускается также создание чрезвычайных судов.
Члены Совета Федерации и
депутаты Государственной Думы РФ обладают
неприкосновенностью в течение
всего срока их полномочий. Они
не могут быть задержаны, арестованы,
подвергнуты обыску, кроме случаев
задержания на месте преступления.
Предание их суду возможно только после
лишения депутатской
Оценивая приведенные
нормы законов, отметим, что
они касаются лиц, выполняющих
особые государственные
Принцип участия
граждан в отправлении
Информация о работе Конституционно-правовые принципы правосудия в РФ