Конституционно-правовые принципы правосудия в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 10:37, курсовая работа

Описание

Целью настоящей курсовой работы является исследование основных аспектов организации суда судебной власти в Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью в работе сформулированы следующие задачи:
изучить основные теоретические основы судебной власти;
дать характеристику системы судебной власти в РФ;
показать особенности организации деятельности судов в РФ

Содержание

Введение 3
Глава 1. Судебная власть в системе государственных органов РФ 5
1.1. Роль и место судебной власти в системе органов РФ 5
1.2. Конституционные основы организации судебной власти в России 11
Глава 2. Конституционные принципы правосудия 12
2.1. Понятие конституционных принципов правосудия 12
2.2. Характеристика конституционных принципов правосудия 13
Глава 3. Судебная система в РФ 26
3.1. Система судов в РФ. Суды общей юрисдикции. Верховный Суд РФ 26
3.2. Система арбитражных судов. Высший Арбитражный Суд РФ 30
3.3. Конституционный Суд РФ 32
Заключение 34
Список литературы 35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 64.15 Кб (Скачать документ)

 Присяжные заседатели - граждане Российской Федерации,  включенные в списки присяжных  заседателей и призванные в  установленном законом порядке  к участию в рассмотрении судом  дела. Участие в отправлении правосудия  в качестве присяжного заседателя  считается гражданским долгом. Деятельность  присяжных заседателей регулируется  Федеральным законом от 20 августа  2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных  заседателях федеральных судов  общей юрисдикции в Российской  Федерации».Составление списков  присяжных заседателей производится  на основании представления руководителя  суда областного звена руководителю  высшего исполнительного органа  субъекта РФ о количестве присяжных  заседателей, необходимых для  нормальной работы суда. Краевая,  областная администрация дает  соответствующее поручение исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований с указанием числа граждан, которые должны быть включены в список от данной территории.

Независимость присяжного заседателя при исполнении им своих обязанностей гарантируется действующим законодательством, включая и его неприкосновенность. Руководители предприятий и организаций, другие должностные лица, препятствующие присяжному заседателю исполнять свои обязанности, несут административную ответственность, предусмотренную  законодательством.

 Правила разбирательства  дела судом первой инстанции  с участием присяжных заседателей,  включая отбор скамьи присяжных,  особенности судебного следствия,  права и обязанности присяжных  заседателей регулируются процессуальным  законодательством10 (разд. XII, ст. 324^353 Уголовно-процессуального кодекса РФ).

 Арбитражные заседатели  получили законодательное утверждение  в Федеральном конституционном  законе «О судебной системе  Российской Федерации» (ст. 8). Несколько  ранее при введении в действие  Арбитражного процессуального кодекса  РФ присяжные заседатели были  допущены к рассмотрению арбитражных  дел в порядке эксперимента.

 Дополнительно к общепринятым  требованиям по кандидатуре арбитражного  присяжного заседателя было введено  правило о наличии высшего  образования, опыта и знания  экономических проблем и некоторые  другие, что и нашло отражение  в Федеральном законе от 30 мая  2001 г. № 70-ФЗ «Об арбитражных  заседателях арбитражных судов  субъектов Российской Федерации». Порядок участия арбитражных  заседателей в рассмотрении дел  и другие вопросы их деятельности  регламентируются ст. 19 Арбитражного  процессуального кодекса РФ.

 Принцип состязательности  и равноправия сторон в судебвом  процессе. В соответствии с Конституцией РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123).

 Сущность рассматриваемого  принципа заключается в таком  построении судебной процедуры,  которое обеспечивает при рассмотрении  гражданских и уголовных дел  равные возможности сторон по  отстаиванию защищаемых ими интересов.  При этом суд наделяется всеми  необходимыми полномочиями, обеспечивающими  именно такой порядок процедуры  соответствующего судопроизводства.

 Противоположность (несовпадение) интересов сторон при их процессуальном  равноправии обеспечивает состязательный  характер их участия в процессе, а отделение функций суда от  прав и обязанностей противоборствующих  участников процесса гарантирует  законность и объективность правосудия.

 Конституционный принцип  состязательности и равноправия  сторон находит развитие в  соответствующих процессуальных  положениях, регламентирующих рассмотрение  уголовных, гражданских и арбитражных  дел. Так, ст. 12 Гражданского процессуального  кодекса РФ, гарантируя состязательность  и равноправие сторон, обеспечивает  их равные права по представлению  документов и участию в их  исследовании в суде.

 Суд, сохраняя независимость,  объективность и беспристрастность, создает необходимые условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела: разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий и создает условия для правильного применения законодательства.

В уголовном судопроизводстве принцип равноправия и состязательности сторон выражен следующим образом: обвинитель, подсудимый, защитник, а  также потерпевший, гражданский  истец, гражданский ответчик и их представители в судебном разбирательстве  пользуются равными правами по представлению  доказательств, участию в их исследовании и заявлению ходатайств (ст. 244 Уголовно-процессуального кодекса РФ).

Принцип обеспечения  обвиняемому права на защиту. Данный принцип отражен в ряде положений Конституции РФ. В широком смысле речь идет о государственных гарантиях зашиты прав и свобод человека и гражданина и устанавливается, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ). Конституция РФ специально выделяет право граждан на защиту, когда это связано с правосудием. В соответствии со ст. 48 Конституции РФ каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право на получение квалифицированной юридической помощи.

В целом содержание рассматриваемого принципа находит выражение во всей совокупности прав подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, которыми они наделены для своей защиты.Им предоставлено  право знать, в чем они обвиняются, и давать объяснения по предъявленному обвинению; представлять доказательства; заявлять ходатайства; обжаловать законность и обоснованность ареста; знакомиться  с протоколами следственных действий, проведенных с их участием.

Существенный фактор обеспечения  права на защиту - оказание квалифицированной  юридической помощи в уголовном  судопроизводстве. Право пригласить защитника возникает с момента  задержания, предъявления обвинения, ареста или при передаче дела в суд. Характерна позиция Конституционного Суда РФ, уточнившего подход к реальному  проведению в жизнь принципа обеспечения  права на защиту11. Постановлением Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 г. № 11-П была признана не соответствующей Конституции РФ ч. 1 ст. 47 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, дающая право приглашать защитника не с момента фактического задержания, а после ознакомления его с соответствующим протоколом. Суд указал, что тем самым ограничивается право каждого пользоваться помощью адвоката во всех случаях, когда его права и свободы существенно затрагиваются.

Принцип презумпции невиновности. Презумпция в переводе с латинского языка означает предположение, основанное на вероятности. Суть принципа презумпции невиновности (без упоминания самого термина) в Конституции РФ сформулирована следующим образом: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда» (ч. 1 ст. 49).

В соответствии с принципом  презумпции невиновности суду предписывается обязательная проверка выводов органов  предварительного расследования о  предполагаемой вине того или иного  лица в совершении преступления и  запрещается отождествлять эти  предположения с достоверно установленной  судом виной данного лица.

 Уголовно-процессуальное  законодательство формулирует презумпцию  невиновности как принцип и  детально раскрывает его содержание. Принципиальная позиция изложена  в норме, которая определяет  назначение уголовного судопроизводства: защита прав и законных интересов  потерпевших от преступления  и защита личности от незаконного  и необоснованного обвинения,  осуждения, ограничения ее прав  и свобод (ст. 2 Уголовно-процессуального  кодекса РФ).

 В соответствии с  нормами Уголовно-процессуального  кодекса РФ содержание принципа  презумпции невиновности может  быть сведено к следующим основным  положениям:

    • никто не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом;
    • никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначекак по приговору суда и в соответствии с законом;
    • обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Суд, прокурор, следователь и дознаватель обязаны полно, всесторонне и объективно исследовать обстоятельства дела, не перелагая эти свои обязанности на обвиняемого;
    • при осуществлении правосудия не допускается пользоватьсядоказательствами, полученными с нарушением закона. Они признаются
    • не имеющими юридической силы и не могутбыть положены в основу обвинения;
    • запрещено домогаться показаний обвиняемого путем насилия, угроз и иных незаконных мер, а признание обвиняемымсвоей вины может быть положено в основу обвинения лишьпри подтверждении признания совокупностью имеющихсядоказательств;
    • все неустраненные сомнения в виновности лица толкуются впользу обвиняемого.

 Независимость  судей и подчинение их только  закону. Конституция РФ устанавливает, что судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральным законам (ст. 120). Конституционный принцип независимости судей нашел отражение и развитие во многих актах федерального законодательства, регламентирующих различные стороны осуществление правосудия и деятельности судов: в Федеральных конституционных законах «О Конституционном Суде Российской Федерации», «Об арбитражных судах в Российской Федерации», «О военных судах Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации», в уголовном, гражданском и арбитражном процессуальном законодательстве.

В этой ситуации принцип  независимости судей играет особую роль в системе конституционных  положений, определяющих правовой статус носителей судебной власти. Судьи  по закону обеспечиваются условиями  для беспрепятственного и эффективного осуществления их прав и обязанностей, реальными гарантиями независимости  и введением ответственности  за незаконное вмешательство в их деятельность.

 Упомянутые положения  относятся не только к деятельности, профессиональных судей, но и  к гражданам, привлекаемым к  осуществлению правосудия: присяжным  и арбитражным заседателям. В  период исполнения ими своих  обязанностей в суде они также  независимы и подчиняются только  закону со всеми гарантиями, установленными  для профессиональных судей12.

 Сама формула подчинения  судей только Конституции РФ  имеет основополагающее значение. Конституция РФ имеет высшую  юридическую силу, является актом  прямого действия и никакие  другие правовые акты, применяемые  на территории страны, не должны  ей противоречить. Упомянутая  формула определяет некоторую  специфическую сторону деятельности  судей, связанную с правом судов,  опираясь на Конституцию РФ, осуществлять  контроль за законностью правовых  актов, применяемых при осуществлении  правосудия.

Законодательство предусматривает  строгую ответственность за вмешательство  в деятельность суда как органа судебной власти и не только при непосредственном отправлении правосудия, но и за попытку оказать незаконное воздействие  на судью на любом этапе исполнения им своих обязанностей.В соответствии с Уголовным кодексом РФ установлена  повышенная уголовная ответственность: за воспрепятствование осуществлению  правосудия (ст. 294); посягательство на жизнь судьи и иных лиц, осуществляющих правосудие (ст. 295); угрозу или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия (ст. 296); неуважение к суду (ст. 297); клевету в отношении судьи (ст. 298).

Принцип гласности  в деятельности суда. Согласно Конституции РФ разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 1 ст. 123). Конституционный принцип означает, что в отличие от деятельности других государственных органов во всех судах судебной системы РФ: общей юрисдикции (включая военные) и в арбитражных судах - рассмотрение конкретных уголовных, гражданских (арбитражных) и административных дел осуществляется гласно, в открытых судебных заседаниях. На судебные заседания допускаются все граждане, а по уголовным делам - не моложе 16 лет, кроме тех случаев, когда они - обвиняемые, потерпевшие или свидетели по делу.

 Конституционный принцип  гласности в деятельности суда, с одной стороны, обеспечивает  воспитательное значение судебных  процессов, с другой - свидетельствуя  о демократических началах судопроизводства, служит своего рода контролем  населения за правосудием, дисциплинирует  суд, обязывает носителей судебной  власти строго относиться к  выполнению установленных законом  процедур.

В открытых судебных заседаниях гражданские, уголовные и административные дела рассматриваются не только в  первой инстанции, но и в кассационном (апелляционном) порядке. В исключительном - надзорном - порядке суд приглашает на заседание по их ходатайству осужденных, оправданных, их защитников и законных представителей, а также иных лиц, чьи интересы затрагиваются.

Информация о работе Конституционно-правовые принципы правосудия в РФ