Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 17:07, курсовая работа
Конституционный контроль, под которым понимается деятельность по проверке, выявлению, констатации, оценке и устранению несоответствия различных актов конституции, законам, является неоднородным по своему характеру и представляет собой совокупность различных своих вариантов, существенно отличающихся друг от друга. Разнообразие видов конституционного контроля в первую очередь связано с большим количеством полномочий, осуществляемых органами конституционного контроля, а также с разнообразием форм организации и функционирования данных органов.
Введение ..……...…..стр.2
1. Конституционный контроль и надзор в РФ ..……...…..стр.4
2. Государственная Дума Российской Федерации ..…………стр.12
2.1. Структура Государственной Думы РФ ..…………стр.12
2.2. Формирование Государственной Думы РФ ..…………стр.15
2.3. Полномочия Государственной Думы РФ ..…………стр.19
Заключение ..…………стр.30
Список используемой литературы ……….….стр.31
Оглавление
Введение
1. Конституционный контроль и надзор в РФ ..……...…..стр.4
2. Государственная Дума Российской Федерации ..…………стр.12
2.1. Структура Государственной Думы РФ ..…………стр.12
2.2. Формирование Государственной Думы РФ ..…………стр.15
2.3. Полномочия Государственной Думы РФ ..…………стр.19
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Конституционный контроль, под которым
понимается деятельность по проверке,
выявлению, констатации, оценке и устранению
несоответствия различных актов
конституции, законам, является неоднородным
по своему характеру и представляет
собой совокупность различных своих
вариантов, существенно отличающихся
друг от друга. Разнообразие видов конституционного
контроля в первую очередь связано
с большим количеством
Конституционный контроль включает:
контроль, осуществляемый органами публичной
власти, в том числе
В условиях формирования свободного гражданского общества, реальной демократии, создания правового государства, одним из существенных признаков которого является господство права, конституции и закона, конституционное правосудие все более органично входит в государственно-правовую систему России и ее субъектов.
Специфическим институтом обеспечения и охраны действия принципа верховенства Конституции является конституционный контроль, который осуществляют органы конституционного правосудия. В России данная функция осуществляется на федеральном уровне Конституционным Судом РФ, а на региональном – органами конституционной юстиции субъектов Российской Федерации.
Органы конституционного контроля занимают самостоятельное место среди органов государственной власти, они независимы от каких-либо иных государственных органов. Принимаемые ими решения носят окончательный характер.
Конституционный контроль в России осуществляется не только конституционным судом, но и президентом Российской Федерации, являющимся гарантом конституции и правительством Российской Федерации, анализирующим исполнительную власть и судов всех уровней, и глав республик в составе Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
1. Конституционный контроль и надзор в РФ
Конституционный контроль - форма
правосудия, заключающегося в проверке
конституционности
В России федеральный Конституционный Суд правом осуществления предварительного конституционного контроля не наделен. Текущий конституционный контроль означает, что такой контроль осуществляется в отношении уже принятого и вступившего в силу закона (иного правового акта). Такая система контроля существует в РФ. Кроме того, различают:
- конкретный контроль - определение конституционности закона при рассмотрении конкретного судебного дела;
- абстрактный контроль - определение конституционности закона вне зависимости от наличия конкретного судебного дела. В РФ применяется последняя форма контроля, хотя имеют место и проявления конкретного контроля.
Сущность конституционного контроля реализуется решением двух задач:
1) определение конституционности
правовых актов органов
2) лишение юридической силы
В отличие от контроля надзор сводится
к обнаружению
Конституционный Суд - высший орган, потому что занимает высшее положение в механизме конституционного контроля в государстве, не поднадзорен никаким инстанциям, его решения носят обязательный характер, в том числе для всех других высших государственных структур, связан при осуществлении судопроизводства только федеральной Конституцией как вершиной правовой системы и Законом о Конституционном Суде. В силу такого особого статуса Конституционного Суда из всех высших судебных органов только его компетенция, наряду с компетенцией Президента, палат Федерального Собрания, Правительства, определена непосредственно и развернуто в Конституции.
Закон о Конституционном Суде предъявляет высокие требования к кандидатам на должность конституционного судьи. Им может быть только гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.
Конституция определяет порядок назначения
судей Конституционного Суда, который
конкретизирован в статье 9 Закона
о Конституционном Суде. Конституционные
судьи назначаются Советом
В отличие от других высших государственных структур, например Федерального Собрания, Президента, полномочия Конституционного Суда как органа не ограничены каким-либо сроком, что обеспечивает его большую самостоятельность, независимость во взаимоотношениях с законодательной и исполнительной ветвями власти.
Этим же целям служит принцип несменяемости конституционных судей в течение срока, на который они назначены. Срок полномочий судьи Конституционного Суда - 12 лет, предельный возраст для пребывания в этой должности - 70 лет, повторное назначение не допускается. В течение указанных сроков полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены в порядке и по основаниям, установленным Законом о Конституционном суде.
Целям обеспечения независимости и беспристрастности, деполитизации1 Конституционного Суда и его судей служат положения названного Закона о занятиях и действиях, несовместимых с должностью конституционного судьи. Статья 11 Закона устанавливает запреты:
- занимать какие-либо иные
- заниматься любой иной
- оказывать кому бы то ни было покровительство в правовой сфере;
Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.
Важной гарантией
_________________
Часть 2 статьи 125 Конституции РФ определяет
группу полномочий Конституционного Суда
по разрешению дел о соответствии
федеральной Конституции
Если ранее правом обращения
в Конституционный Суд обладали
общественные организации, любой депутат
Верховного Совета, Генеральный прокурор,
то сейчас действующая Конституция
предоставляет такое право
Конституционный Суд правомочен по
запросам указанных выше органов
и лиц разрешать также дела
о конституционности любых
Поэтому он вынужден отказывать в принятии к рассмотрению запросов, касающихся ненормативных актов.
Часть 3 статьи 125 Конституции РФ возлагает на Конституционный Суд полномочие разрешать споры о компетенции. Такие споры могут быть связаны с вторжением одного органа в компетенцию другого, присвоением чужих полномочий посредством издания акта (нормативного или правоприменительного) или совершения действия правового характера;
с уклонением органа от осуществления
собственной компетенции или
игнорированием компетенции другого
органа при решении вопроса
Рассматриваемое полномочие распространяется на споры о компетенции между федеральными органами государственной власти (п. "а" ч. 3 ст. 125 Конституции РФ). К этим органам, согласно статьи 11 Конституции РФ, относятся Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, федеральные суды. На федеральном уровне действуют и другие государственные структуры - федеральные органы исполнительной власти (министерства, госкомитеты и ведомства), Счетная палата, Центральный банк.
Также на Конституционный Суд
Под первыми понимаются федеральные органы государственной власти с указанными выше ограничениями, под вторыми - аналогичные органы субъектов федерации.
Обращение в Конституционный Суд о разрешении спора о компетенции называется ходатайством. С ним вправе обращаться любой из участвующих в споре органов, указанных в части 3 статьи 125 Конституции РФ, а Президент также в случае, предусмотренном части 1 статьи 85 Конституции РФ.
При этом необходимо соблюсти условия допустимости ходатайства, определенные в статье 93 Закона о Конституционном Суде, обязательное использование досудебных согласительных процедур.
Конституционный Суд рассматривает споры о компетенции с точки зрения установленных Конституцией разделения властей и разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти,