Конституционный контроль и надзор в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 17:07, курсовая работа

Описание

Конституционный контроль, под которым понимается деятельность по проверке, выявлению, констатации, оценке и устранению несоответствия различных актов конституции, законам, является неоднородным по своему характеру и представляет собой совокупность различных своих вариантов, существенно отличающихся друг от друга. Разнообразие видов конституционного контроля в первую очередь связано с большим количеством полномочий, осуществляемых органами конституционного контроля, а также с разнообразием форм организации и функционирования данных органов.

Содержание

Введение ..……...…..стр.2
1. Конституционный контроль и надзор в РФ ..……...…..стр.4
2. Государственная Дума Российской Федерации ..…………стр.12
2.1. Структура Государственной Думы РФ ..…………стр.12
2.2. Формирование Государственной Думы РФ ..…………стр.15
2.3. Полномочия Государственной Думы РФ ..…………стр.19
Заключение ..…………стр.30
Список используемой литературы ……….….стр.31

Работа состоит из  1 файл

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО.docx

— 59.54 Кб (Скачать документ)


  Оглавление

 

Введение                                                                                      ..……...…..стр.2

1. Конституционный контроль и надзор в РФ                         ..……...…..стр.4

2. Государственная Дума Российской Федерации                 ..…………стр.12

        2.1. Структура  Государственной Думы РФ                  ..…………стр.12

        2.2. Формирование    Государственной Думы РФ          ..…………стр.15

        2.3. Полномочия      Государственной Думы РФ           ..…………стр.19

Заключение                                                                                ..…………стр.30

  Список используемой литературы                                           ……….….стр.31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Конституционный контроль, под которым  понимается деятельность по проверке, выявлению, констатации, оценке и устранению несоответствия различных актов  конституции, законам, является неоднородным по своему характеру и представляет собой совокупность различных своих  вариантов, существенно отличающихся друг от друга. Разнообразие видов конституционного контроля в первую очередь связано  с большим количеством полномочий, осуществляемых органами конституционного контроля, а также с разнообразием  форм организации и функционирования данных органов.

Конституционный контроль включает: контроль, осуществляемый органами публичной  власти, в том числе внутриведомственный  контроль; конституционный и другие виды судебного контроля; прокурорский надзор; общественный контроль.

В условиях формирования свободного гражданского общества, реальной демократии, создания правового государства, одним  из существенных признаков которого является господство права, конституции  и закона, конституционное правосудие все более органично входит в  государственно-правовую систему России и ее субъектов.

Специфическим институтом обеспечения  и охраны действия принципа верховенства Конституции является конституционный  контроль, который осуществляют органы конституционного правосудия. В России данная функция осуществляется на федеральном  уровне Конституционным Судом РФ, а на региональном – органами конституционной  юстиции субъектов Российской Федерации.

Органы конституционного  контроля  занимают  самостоятельное  место  среди  органов государственной власти, они независимы от  каких-либо  иных  государственных органов. Принимаемые ими решения носят окончательный характер.

    Конституционный  контроль  в  России осуществляется  не только  конституционным  судом,  но  и  президентом  Российской   Федерации, являющимся  гарантом  конституции  и  правительством  Российской  Федерации, анализирующим исполнительную власть и судов всех уровней, и глав  республик в составе Российской Федерации и органов  государственной  власти  субъектов Российской Федерации.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1. Конституционный контроль и надзор в РФ

 

Конституционный контроль - форма  правосудия, заключающегося в проверке конституционности законодательства и правоприменительной практики. Необходимость конституционного контроля обусловлена наличием конституции, потребностью действия конституционно закрепленных норм и принципов для  установления и поддержания баланса  полномочий высших органов власти. Главная задача конституционного контроля - обеспечение верховенства и стабильности конституции, сохранение конституционного разделения властей и гарантирование защиты конституционных (основных) прав и свобод человека и гражданина. Принято различать следующие  формы конституционного контроля: предварительный (превентивный) и последующий, или текущий. Предварительный конституционный контроль - это контроль за конституционностью законов, иных правовых актов, осуществляемый на стадии их принятия.

В России федеральный Конституционный Суд правом осуществления предварительного конституционного контроля не наделен. Текущий конституционный контроль означает, что такой контроль осуществляется в отношении уже принятого и вступившего в силу закона (иного правового акта). Такая система контроля существует в РФ. Кроме того, различают:

- конкретный контроль - определение конституционности закона при рассмотрении конкретного судебного дела;

- абстрактный контроль - определение конституционности закона вне зависимости от наличия конкретного судебного дела. В РФ применяется последняя форма контроля, хотя имеют место и проявления конкретного контроля.

 

 

Сущность конституционного контроля реализуется решением двух задач:

1) определение конституционности  правовых актов органов государственной  власти - соответствия юридических  актов и действий органов государства  действующей конституции; 

2) лишение юридической силы неконституционного  акта, признание акта недействительным.

В отличие от контроля надзор сводится к обнаружению неконституционных  актов и обращению к органу, принявшему неконституционный акт (или вышестоящему по отношению к  нему органу) с требованием отмены данного акта. Назначение конституционного надзора заключается в том, что  надзирающий орган осуществляет систематическое наблюдение за соответствием  правовых актов конституции. Такая  деятельность может осуществляться как по собственной инициативе, так  и по сообщениям об имеющих место  нарушениях. В отношении актов  федеральных органов исполнительной власти, актов органов государственной  власти субъектов РФ функцию государственного надзора в РФ выполняют органы прокуратуры. В некоторых странах  конституционный контроль и конституционный  надзор объединены и осуществляются одним государственным органом. Право конституционного контроля дает такому органу право отмены или признания недействующим акта, противоречащего конституции. Конституционный контроль в РФ осуществляет не только специализированный судебный орган - Конституционный Суд, но также: Президент РФ, парламент, Правительство, суды общей юрисдикции. В Российской Федерации функции конституционного контроля и надзора возложены на Конституционный суд.

 

 

Конституционный Суд - высший орган, потому что занимает высшее положение в механизме конституционного контроля в государстве, не поднадзорен никаким инстанциям, его решения носят обязательный характер, в том числе для всех других высших государственных структур, связан при осуществлении судопроизводства только федеральной Конституцией как вершиной правовой системы и Законом о Конституционном Суде. В силу такого особого статуса Конституционного Суда из всех высших судебных органов только его компетенция, наряду с компетенцией Президента, палат Федерального Собрания, Правительства, определена непосредственно и развернуто в Конституции.

Закон о Конституционном Суде предъявляет  высокие требования к кандидатам на должность конституционного судьи. Им может быть только гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения не менее сорока лет, с безупречной  репутацией, имеющий высшее юридическое  образование и стаж работы по юридической  профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией  в области права.

Конституция определяет порядок назначения судей Конституционного Суда, который  конкретизирован в статье 9 Закона о Конституционном Суде. Конституционные  судьи назначаются Советом Федерации  в индивидуальном порядке тайным голосованием по представлению Президента Российской Федерации. Предложения  о кандидатах в конституционные  судьи могут вноситься Президенту различными органами, организациями  и учреждениями, указанными в части 1 статьи 9 Закона.

В отличие от других высших государственных  структур, например Федерального Собрания, Президента, полномочия Конституционного Суда как органа не ограничены каким-либо сроком, что обеспечивает его большую  самостоятельность, независимость  во взаимоотношениях с законодательной  и исполнительной ветвями власти.

Этим же целям служит принцип  несменяемости конституционных  судей в течение срока, на который  они назначены. Срок полномочий судьи  Конституционного Суда - 12 лет, предельный возраст для пребывания в этой должности - 70 лет, повторное назначение не допускается. В течение указанных  сроков полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены в  порядке и по основаниям, установленным  Законом о Конституционном суде.

Целям обеспечения независимости  и беспристрастности, деполитизации1 Конституционного Суда и его судей служат положения названного Закона о занятиях и действиях, несовместимых с должностью конституционного судьи. Статья 11 Закона устанавливает запреты:

- занимать какие-либо иные государственные или общественные должности;

- заниматься любой иной оплачиваемой  деятельностью, кроме творческой (преподавательской, научной);

-  оказывать кому бы то ни было покровительство в правовой сфере;

- заниматься  политикой; высказываться по предмету  рассмотрения в Конституционном  Суде до принятия по нему  решения. 

Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие  сторон.

Важной гарантией независимости  Конституционного Суда, равенства прав судей являются положения Закона об избрании самими судьями из своего состава тайным голосованием Председателя, заместителя Председателя и судьи - секретаря Конституционного Суда.

 

 

_________________

1Деполитизация - ослабление, устранение влияния политических факторов на что-либо. Современный толковый словарь русского языка Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2007.

 

Часть 2 статьи 125 Конституции РФ определяет группу полномочий Конституционного Суда по разрешению дел о соответствии федеральной Конституции нормативных  актов государственных органов  и договоров между ними, не вступивших в силу международных договоров  Российской Федерации.

Если ранее правом обращения  в Конституционный Суд обладали общественные организации, любой депутат  Верховного Совета, Генеральный прокурор, то сейчас действующая Конституция  предоставляет такое право более  узкому кругу органов и лиц. Это  Президент, Совет Федерации, Государственная  Дума, одна пятая членов Совета Федерации (36 членов) или депутатов Государственной  Думы (90 депутатов), Правительство, Верховный  Суд и Высший Арбитражный Суд  Российской Федерации, органы законодательной  и исполнительной власти субъектов  федерации.  Конституционный Суд  не вправе рассматривать дела по собственной  инициативе.

Конституционный Суд правомочен по запросам указанных выше органов  и лиц разрешать также дела о конституционности любых нормативных  актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства  Российской Федерации независимо от их формы и наименования. Иные акты этих органов, норм права не устанавливающие, Конституционный Суд проверять не правомочен.

Поэтому он вынужден отказывать в  принятии к рассмотрению запросов, касающихся ненормативных актов.

Часть 3  статьи 125 Конституции РФ возлагает на Конституционный Суд полномочие разрешать споры о компетенции. Такие споры могут быть связаны с вторжением одного органа в компетенцию другого, присвоением чужих полномочий посредством издания акта (нормативного или правоприменительного) или совершения действия правового характера;

с уклонением органа от осуществления  собственной компетенции или  игнорированием компетенции другого  органа при решении вопроса совместного  ведения.

Рассматриваемое полномочие распространяется на споры о компетенции между  федеральными органами государственной  власти                          (п. "а" ч. 3 ст. 125 Конституции РФ). К этим органам, согласно статьи 11 Конституции РФ, относятся Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, федеральные суды. На федеральном уровне действуют и другие государственные структуры - федеральные органы исполнительной власти (министерства, госкомитеты и ведомства), Счетная палата, Центральный банк.

Также на Конституционный Суд возлагается  разрешение споров о компетенции  по вертикали - между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.

Под первыми понимаются федеральные  органы государственной власти с  указанными выше ограничениями, под  вторыми - аналогичные органы субъектов  федерации.

Обращение в Конституционный Суд  о разрешении спора о компетенции  называется ходатайством. С ним вправе обращаться любой из участвующих  в споре органов, указанных в  части 3 статьи 125 Конституции РФ, а Президент также в случае, предусмотренном части 1 статьи  85 Конституции РФ.

При этом необходимо соблюсти условия  допустимости ходатайства, определенные в статье 93 Закона о Конституционном  Суде, обязательное использование досудебных согласительных процедур.

Конституционный Суд рассматривает  споры о компетенции с точки  зрения установленных Конституцией разделения властей и разграничения  компетенции между федеральными органами государственной власти,

Информация о работе Конституционный контроль и надзор в РФ