Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 13:54, курсовая работа
Цель данной работы – выявить и проанализировать в ходе исследования общие признаки конституционно-правового статуса субъектов РФ, рассмотреть особенности конституционно-правового статуса отдельных видов субъектов РФ.
Достижение цели требует выполнение следующих задач:
проанализировать особенности, принципы федеративного устройства России;
рассмотреть виды субъектов РФ;
выявить общие и особенные признаки конституционно-правового статуса субъектов РФ;
рассмотреть проблему асимметрии конституционно-правового статуса субъектов РФ.
Введение
Конституция Российской
Федерации 1993 г. заложила современную
правовую основу развития федеративного
государства и федеративных отношений
в России. Избранная новой Россией
форма государственности —
«Федерализм в классическом его понимании — принцип, режим и форма государственного устройства, позволяющие обеспечить единство и разделение государственной власти в условиях ее территориальной организации на нескольких уровнях»[1]
Федерализм является
важнейшим принципом
Проблемы федеративного устройства Российского государства занимают одно из центральных мест в новой Конституции РФ. Это обусловлено как необходимостью укрепления территориальной целостности и единства России как многонационального государства, решающего задачи устранения дезинтеграционных процессов и стабилизации своей внутренней структуры, так и реального обеспечения самоопределения народов как носителей и источников власти применительно ко всем субъектам Федерации при сохранении многообразия объединяемых каждым из них этнических, религиозных и языковых сообществ.
В ст. 1 Основного Закона записано: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». В ст. 5 Конституции зафиксировано: «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации».
Однако нормы Конституции РФ, устанавливающие основу конституционного статуса субъектов РФ, по ряду причин являются неоднозначными и внутренне противоречивыми, что вызывает определенные сложности для федерального и региональных законодателей при их развитии в текущем законодательстве, а также для всех правоприменителей при их практической реализации.
В то же время, чем глубже идет развитие федеративных отношений, тем яснее становится противоречивость и недоработанность ряда конституционных положений, острее выражается потребность в дальнейшем развитии конституционных норм, касающихся Федерации.
Именно этим и обусловливается актуальность выбранной темы.
Цель данной
работы – выявить и проанализировать
в ходе исследования общие признаки
конституционно-правового
Достижение цели требует выполнение следующих задач:
проанализировать особенности, принципы федеративного устройства России;
рассмотреть виды субъектов РФ;
выявить общие и особенные признаки конституционно-правового статуса субъектов РФ;
рассмотреть проблему асимметрии конституционно-правового статуса субъектов РФ.
Особенности федеративного устройства России. Конституционные принципы федеративного устройства РФ.
Форма государственного
устройства России определена в Конституции
РФ, согласно которой Российская Федерация
является федеративным государством.
В настоящее время в мире существует
немало различных федераций, включая
такие крупные федерации, как
США, ФРГ, Бразилия, однако Российская
Федерация имеет ряд
Федерация обычно
образуется вследствие объединения
нескольких государств в единое союзное
государство. Образование же Российской
Федерации шло иным путём. Россия
как федерация не является объединением
нескольких государств, она была образована
путём создания в её составе ряда
автономных государств и автономных
национально-государственных
Такой порядок образования Российской Федерации свидетельствует о том, что с момента своего возникновения эта Федерация носила не договорный, а конституционный характер. Конституция РФ 1993 года, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, подтвердила их выбор. Все субъекты РФ изначально находятся в её составе, сохраняя исторически сложившееся государственное единство Российской Федерации (преамбула и ч.1 ст.65 Конституции РФ) [2] .
В России федерализм – это, прежде всего, государственная организация национальных отношений. Российский федерализм обеспечивает суверенитет наций, проживающих на территории Российской Федерации, он означает свободное развитие наций и народностей. Такое развитие выражается в создании различных форм национальной государственности народов РФ – республик, автономной области, автономных округов.
Однако российский
федерализм – не только форма разрешения
национального вопроса, но и форма
демократизации управления государством.
Децентрализация
Федеративное
устройство РФ базируется на ряде принципов,
которые являются исходными началами
территориального устройства не только
Федерации, но и её субъектов. Согласно
ч.3 ст.5 Конституции РФ таковыми являются:
государственная целостность
Государственная целостность РФ.
Данный принцип означает, что Российская Федерация — цельное, единое и нераздельное, хотя и федеративное, государство, включающее другие государства и государственные образования, которые не имеют права выхода из состава Федерации.
В преамбуле
нынешней Конституции РФ подчеркивается,
что многонациональный народ
Российской Федерации сохраняет
исторически сложившееся
Единство системы государственной власти.
Этот принцип
тесно связан с государственной
целостностью и ею обусловлен. Целостная,
но в то же время федеративная, государственная
организация предполагает единую систему
власти. Она проявляется в суверенитете
РФ, наличии общефедеральных
В РФ государственная власть реализуется системой, в которую входят федеральные государственные органы – Президент РФ, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные органы всех субъектов Федерации.
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации.
Конституция РФ определяет:
перечень вопросов
ведения Российской Федерации (ст. 71
Конституции РФ), которые полномочны
решать только федеральные органы государственной
власти, обладая для этого
предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, ч. 1 Конституции РФ). Причем правовые акты последних должны соответствовать федеральным законам по этим вопросам. Иными словами, полномочия РФ и субъектов РФ тоже разграничены (по вопросам, не входящим в первую группу) федеральными законами уже в рамках предметов совместного ведения;
Конституция РФ закрепляет полноту власти субъектов федерации по вопросам, находящимся вне ведения РФ (т.е. первой группы предметов ведения) и вне пределов полномочий федерации по второй группе вопросов — предметам совместного ведения.
Таким образом, оставшейся компетенцией обладают субъекты федерации. Этот "остаток" федеральной Конституцией не ограничивается и не конкретизируется в полной мере.
Разграничение
предметов ведения и полномочий
между федеральными органами государственной
власти и органами государственной
власти осуществляется не только Конституцией,
но и Федеративным договором (который
посвящен именно этому) и иными договорами
о разграничении предметов
Разграничение компетенции базируется на добровольном признании субъектами приоритета задач и целей Федерации, а, следовательно, и на ограничении субъектов в правах.
Равноправие и самоопределение народов РФ.
Все народы в РФ пользуются одинаковыми правами. Равноправие народов означает равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии культур и других областях.
Народы РФ пользуются
равными правами на самоопределение,
т.е. прежде всего на избрание формы
своей государственности В
Право народов
на самоопределение является общепризнанным
принципов международного права, установленным
в Уставе ООН, Международных пактах
о гражданских и политических
правах и об экономических, социальных
и культурных правах. «Каждое государство
должно воздерживаться от любых действий,
направленных на частичное или полное
нарушение национального
В Российской Федерации имеются: 21 республика, одна автономная область и 9 автономных округов. Все они являются формой объединения многих народов. Это значит, что десятки народов реализовали на практике своё право на самоопределение.
Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
Это равноправие прежде всего проявляется:
в равенстве их прав и обязанностей как субъектов федерации;
в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограниченной компетенцией самой Российской Федерации;
в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации.
Нынешняя Конституция РФ, закрепив принцип равноправия субъектов, внесла и некоторые другие новшества, утверждающие его. В Федеративном договоре и в тексте прежнего Основного Закона имелись различия в компетенции субъектов, в частности, там предоставлялись большие права республикам; теперь это устранено.
Принципы государственного устройства РФ тесно взаимосвязаны между собой. Их главная цель и практическое назначение – способствовать успешному государственному строительству в стране.
Виды субъектов Российской Федерации.
Конституция предусматривает 6 видов субъектов, закрепляя их с помощью отдельных абзацев ст. 65: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Вместе с тем все виды субъектов федерации могут быть интегрированы в более общие группы и составить 3 типа субъектов:
национально государственный (республики в составе РФ);
административно-
национально-территориальный (автономная область и автономные округа).