Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 13:54, курсовая работа
Цель данной работы – выявить и проанализировать в ходе исследования общие признаки конституционно-правового статуса субъектов РФ, рассмотреть особенности конституционно-правового статуса отдельных видов субъектов РФ.
Достижение цели требует выполнение следующих задач:
проанализировать особенности, принципы федеративного устройства России;
рассмотреть виды субъектов РФ;
выявить общие и особенные признаки конституционно-правового статуса субъектов РФ;
рассмотреть проблему асимметрии конституционно-правового статуса субъектов РФ.
Подобная типология
основана, с одной стороны, на различном
объеме полномочий соответствующих
субъектов (одни из них наделяются полномочиями
государства как такового, остальные
— государственного образования), с
другой — на введении новых, территориальных
форм государственности наряду с
ранее существовавшими
Таким образом,
действующая Конституция РФ наделила
административно-
Часть 1 статьи 65 Конституции Российской федерации закрепляет конкретный численный, видовой и именной состав субъектов Российской Федерации на момент принятия настоящей Конституции. В Российской Федерации 88 субъектов, в том числе 21 республика, 7 краев, 48 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 9 автономных округов.
Названия субъектов федерации даны в том варианте, который определен (или подтвержден) ими. Они отражают исторические и иные особенности местности, а названия республик, автономной области и автономных округов - имя титульных наций и народов. В Уставе Ханты-Мансийского автономного округа прямо записано, что данный округ «является исконным местом проживания коренных малочисленных народов ханты и манси и носит соответствующее этим народам наименование».
Присвоение и изменение наименования - прерогатива субъекта федерации. Это вытекает из сопоставления ст. 71 и 72 Конституции Российской Федерации, подтверждается постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции, а также находит непосредственное закрепление в некоторых основных законах субъектов федерации (например, Свердловской области).
«Статьи 71 и 72 Конституции
Российской Федерации не относят
вопрос об изменении наименования республики,
края, области, города федерального значения,
автономной области, автономного округа
ни к ведению Российской Федерации,
ни к совместному ведению
Недопустимо, однако,
на что обращено внимание упомянутым
постановлением Конституционного Суда,
чтобы наименование или переименование
субъекта федерации затрагивало
основы конституционного строя, права
и свободы человека и гражданина,
интересы других субъектов Российской
Федерации в целом и интересы
других государств, а также предполагало
изменение состава Российской Федерации
или конституционно-правового
Видовой состав
субъектов федерации
Конституция РФ
не исключает возможности
Помимо перечисления
в Конституции РФ видов и наименований
субъектов, в Конституции РФ закрепляется
также правовой статус субъектов
РФ.
Конституционно-правовой
статус субъектов РФ.
Под конституционно-правовым
статусом субъекта федеративного государства
следует понимать совокупность его
основных прав и обязанностей, связанных
с осуществлением государственной
власти на соответствующей территории,
урегулированных
Множественность субъектов РФ не исключает наличия общих черт их конституционно-правового статуса. Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации характеризуется следующими основными для всех видов субъектов Российской Федерации моментами:
Все субъекты РФ являются неотъемлемыми составными частями РФ и не обладают правом сецессии (правом выхода из состава РФ).
Все субъекты РФ
равноправны во взаимоотношениях с
федеральными органами власти. При
этом это равноправие не означает
тождества субъектов РФ в государственно-правовом
отношении, так как на статус ряда
субъектов большое внимание оказывают
этнические начала их образования, а
сами эти субъекты являются формой
государственно-правового
Субъекты РФ самостоятельно образуют органы государственной власти и обладают на своей территории всей полнотой государственной власти вне пределов ведения и полномочий РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения. Иными словами, территориальное верховенство субъектов РФ в пределах собственной компетенции обусловливает наличие у них учредительной власти, выражающейся в принятии конституций и уставов, собственного законодательства.
Субъекты РФ
самостоятельно создают собственные
органы государственной власти - законодательные
собрания (есть иные названия), избирают
президентов (только в республиках,
и не во всех) или глав администрации
(губернаторов и др.), создают свои
правительства. Создавая свои органы,
субъекты должны действовать в соответствии
с принципами Конституции РФ и
исходить из федеральной схемы отношений
органов законодательной и
22 сентября 1999 г.
Федеральный закон "Об общих
принципах организации
Располагая рядом
суверенных прав, субъекты РФ не обладают
государственным суверенитетом, так
как подчинены верховной власти
Федерации, а их международные и
внешнеэкономические связи
Все субъекты РФ в равной степени обладают конституционными гарантиями своего статуса. Статус любого субъекта может быть изменён исключительно по взаимному согласию РФ и соответствующего субъекта.
На всех субъектов РФ распространяется принцип территориальной целостности. В данном случае следует, однако, различать изменение границ, связанное с изменением территории РФ (например, уступка части территории субъекта РФ иностранному государству) и изменение границ между субъектами внутри государственной территории РФ. О первом случае говорилось уже выше: такое изменение невозможно без согласия Федерации. Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия[5] при участии Федерации, поскольку такие изменения утверждаются Советом Федерации. Границы субъектов Федерации изменялись неоднократно, например, в связи с передачей некоторых населенных пунктов из одной области в другую (например, между Владимирской и Ивановской, Костромской и Вологодской областями и т.д.). Такие изменения обусловлены прежде всего экономическими связями районов, тяготением населения к определенным центрам, характером путей сообщения с ними. Внутренние же административные границы субъектов (между районами, муниципальными образованиями и др.) изменяются субъектами без участия федеральных органов.
Субъекты РФ
самостоятельно устанавливают деление
своей территории, создают административно-
Субъекты обладают
собственной разветвленной
Субъекты Федерации
имеют собственную сферу
Субъекты участвуют
в решении федеральных
Все субъекты РФ
вправе участвовать в международных
и внешнеэкономических связях, а
также заключать
Субъекты РФ
имеют свою собственность. В их собственности
может находиться различное имущество,
кроме отнесенного к
Субъекты Федерации имеют свою символику - герб и флаг, редко - гимн (например, Саратовская область, Корякский автономный округ), имеют столицы (административные центры).
Наряду с общими
признаками в правовом положении
различных субъектов РФ есть свои
особенности конституционно-
Статус республики в составе Российской Федерации.
Конституционный статус республики в составе РФ определяется Конституцией РФ и конституцией соответствующей республики (ч.2 ст.5 и ч.1 ст.66 Конституции РФ).
В составе РФ среди 88 субъектов имеется 21 республика: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чуваш республики[8] .
Республики неодинаковы по размерам территории, численности населения, его национальному составу, экономическому потенциалу и т.д. Республика Бурятия в 44 раза превосходит по размерам территорию Северной Осетии. Население Башкортостана в 16 раз превышает население Тывы. В 18 республиках из 21 русских абсолютное большинство, в трех - относительное. Многие республики имеют развитую промышленность, некоторые продолжают оставаться в основном сельскохозяйственными, дотационными республиками, живущими на средства федерального бюджета. Однако все эти различия не влияют на конституционно-правовой статус республик в составе РФ, на объем их полномочий, на юридически равные отношения с Федерацией. Республики в составе РФ имеют общие признаки с другими субъектами РФ, названные выше. Вместе с тем, они, как субъекты Федерации, имеют ряд особенностей.