Конституционный статус субъектов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 13:54, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – выявить и проанализировать в ходе исследования общие признаки конституционно-правового статуса субъектов РФ, рассмотреть особенности конституционно-правового статуса отдельных видов субъектов РФ.

Достижение цели требует выполнение следующих задач:

проанализировать особенности, принципы федеративного устройства России;

рассмотреть виды субъектов РФ;

выявить общие и особенные признаки конституционно-правового статуса субъектов РФ;

рассмотреть проблему асимметрии конституционно-правового статуса субъектов РФ.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ!!! Субъекты Российской Федерации.docx

— 59.26 Кб (Скачать документ)

Подобная типология  основана, с одной стороны, на различном  объеме полномочий соответствующих  субъектов (одни из них наделяются полномочиями государства как такового, остальные  — государственного образования), с  другой — на введении новых, территориальных  форм государственности наряду с  ранее существовавшими национальными.

Таким образом, действующая Конституция РФ наделила административно-территориальные единицы  высшего звена (края, области), а также  города федерального значения качествами субъектов Федерации, гарантировала  всем субъектам действительную самостоятельность  в предоставленных им сферах государственной  и общественной жизни.

Часть 1 статьи 65 Конституции Российской федерации  закрепляет конкретный численный, видовой  и именной состав субъектов Российской Федерации на момент принятия настоящей  Конституции. В Российской Федерации 88 субъектов, в том числе 21 республика, 7 краев, 48 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 9 автономных округов.

Названия субъектов  федерации даны в том варианте, который определен (или подтвержден) ими. Они отражают исторические и  иные особенности местности, а названия республик, автономной области и  автономных округов - имя титульных  наций и народов. В Уставе Ханты-Мансийского  автономного округа прямо записано, что данный округ «является исконным местом проживания коренных малочисленных  народов ханты и манси и  носит соответствующее этим народам  наименование».

Присвоение и  изменение наименования - прерогатива  субъекта федерации. Это вытекает из сопоставления ст. 71 и 72 Конституции  Российской Федерации, подтверждается постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции, а также находит непосредственное закрепление в некоторых основных законах субъектов федерации (например, Свердловской области).

«Статьи 71 и 72 Конституции  Российской Федерации не относят  вопрос об изменении наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа ни к ведению Российской Федерации, ни к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Следовательно, в силу статьи 73 Конституции Российской Федерации решение вопроса об изменении своего наименования относится  к исключительному ведению субъектов  Российской Федерации"[4] .

Недопустимо, однако, на что обращено внимание упомянутым постановлением Конституционного Суда, чтобы наименование или переименование субъекта федерации затрагивало  основы конституционного строя, права  и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов Российской Федерации в целом и интересы других государств, а также предполагало изменение состава Российской Федерации  или конституционно-правового статуса  ее субъекта. В частности, оно не должно содержать указания на иную форму правления, чем предусмотренная  Конституцией Российской Федерации, затрагивать  ее государственную целостность, подразумевать  или инициировать какие-либо территориальные  претензии, противоречить светскому  характеру государства и принципу отделения церкви от государства, ущемлять свободу совести, включать противоречащие Конституции Российской Федерации  идеологические и иные общественно-политические оценки, игнорировать исторические или  этнические традиции.

Видовой состав субъектов федерации предопределяется ч. 1 ст. 5 Конституции. В юридическом  смысле это означает, что членами  Российской Федерации могут быть образования только установленной  формы - республика, край, область, город  федерального значения, автономная область, автономный округ.

Конституция РФ не исключает возможности расширения числа субъектов РФ за счёт либо интеграции в состав России иного  государства (в таком случае данный субъект обретает статус республики, если международным договором не предусматривается предоставление новому субъекту статуса области  или края), либо образования в  её составе нового субъекта (путём  объединения субъектов РФ, вычленения из субъектов РФ самостоятельных  образований).

Помимо перечисления в Конституции РФ видов и наименований субъектов, в Конституции РФ закрепляется также правовой статус субъектов  РФ. 
Конституционно-правовой статус субъектов РФ.

Под конституционно-правовым статусом субъекта федеративного государства  следует понимать совокупность его  основных прав и обязанностей, связанных  с осуществлением государственной  власти на соответствующей территории, урегулированных конституционным  законодательством федерации и  субъекта федерации.

Множественность субъектов РФ не исключает наличия  общих черт их конституционно-правового  статуса. Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации характеризуется  следующими основными для всех видов  субъектов Российской Федерации  моментами:

Все субъекты РФ являются неотъемлемыми составными частями РФ и не обладают правом сецессии (правом выхода из состава  РФ).

Все субъекты РФ равноправны во взаимоотношениях с  федеральными органами власти. При  этом это равноправие не означает тождества субъектов РФ в государственно-правовом отношении, так как на статус ряда субъектов большое внимание оказывают  этнические начала их образования, а  сами эти субъекты являются формой государственно-правового выражения  самоопределения народов и наций  в составе РФ.

Субъекты РФ самостоятельно образуют органы государственной  власти и обладают на своей территории всей полнотой государственной власти вне пределов ведения и полномочий РФ и полномочий РФ по предметам  совместного ведения. Иными словами, территориальное верховенство субъектов  РФ в пределах собственной компетенции  обусловливает наличие у них  учредительной власти, выражающейся в принятии конституций и уставов, собственного законодательства.

Субъекты РФ самостоятельно создают собственные  органы государственной власти - законодательные  собрания (есть иные названия), избирают президентов (только в республиках, и не во всех) или глав администрации (губернаторов и др.), создают свои правительства. Создавая свои органы, субъекты должны действовать в соответствии с принципами Конституции РФ и  исходить из федеральной схемы отношений  органов законодательной и исполнительной власти, как это постановил Конституционный  Суд РФ в решении от 18 января 1996 г.

22 сентября 1999 г.  Федеральный закон "Об общих  принципах организации законодательных  (представительных) и исполнительных  органов государственной власти  субъектов Российской Федерации". Он устанавливает, что срок  их полномочий не может превышать  пять лет, губернатор (иной глава  администрации) не может избираться  более чем на два срока, депутаты обладают неприкосновенностью по вопросам, связанным с их депутатской деятельностью.

Располагая рядом  суверенных прав, субъекты РФ не обладают государственным суверенитетом, так  как подчинены верховной власти Федерации, а их международные и  внешнеэкономические связи осуществляются в той мере, в какой это установлено  федеральным законом. При этом самостоятельно образуя органы государственной  власти, субъекты РФ обязаны действовать  в соответствии с закреплёнными  в федеральной Конституции основами конституционного строя. Государственность  субъектов РФ должна отвечать критериям  демократического правового федеративного  с социального государств, республиканской  формы правления, опираться на принципы единства системы государственной  власти и на основе разделения законодательной, исполнительной и судебной власти.

Все субъекты РФ в равной степени обладают конституционными гарантиями своего статуса. Статус любого субъекта может быть изменён исключительно  по взаимному согласию РФ и соответствующего субъекта.

На всех субъектов  РФ распространяется принцип территориальной  целостности. В данном случае следует, однако, различать изменение границ, связанное с изменением территории РФ (например, уступка части территории субъекта РФ иностранному государству) и изменение границ между субъектами внутри государственной территории РФ. О первом случае говорилось уже  выше: такое изменение невозможно без согласия Федерации. Границы  между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия[5] при  участии Федерации, поскольку такие  изменения утверждаются Советом  Федерации. Границы субъектов Федерации  изменялись неоднократно, например, в  связи с передачей некоторых  населенных пунктов из одной области  в другую (например, между Владимирской и Ивановской, Костромской и Вологодской  областями и т.д.). Такие изменения  обусловлены прежде всего экономическими связями районов, тяготением населения  к определенным центрам, характером путей сообщения с ними. Внутренние же административные границы субъектов (между районами, муниципальными образованиями  и др.) изменяются субъектами без  участия федеральных органов.

Субъекты РФ самостоятельно устанавливают деление  своей территории, создают административно-территориальные  единицы, издают: законы о местном  самоуправлении и организуют его. Это  законодательство должно соответствовать  федеральной Конституции и основным принципам федерального закона о  местном самоуправлении.

Субъекты обладают собственной разветвленной правовой системой, которая позволяет им полностью  регулировать вопросы их собственного ведения, а также вопросы совместного  ведения с Федерацией, если они  не урегулированы ею. В основе правовой системы республик находятся  их конституции, других субъектов Федерации - уставы. В настоящее время в  некоторых республиках приняты  различные кодексы, во всех субъектах - законы, акты президентов, правительств, губернаторов и т.д. При всех условиях, однако, правовая система каждого  из субъектов Федерации является частью федеральной системы и  не может находиться в противоречии с ней.

Субъекты Федерации  имеют собственную сферу предметов  ведения. Как отмечалось, за пределами  исключительной компетенции Федерации (ст. 71 Конституции РФ) и в сфере  совместной компетенции (ст. 72 Конституции  РФ), в той части, где не приняты  федеральные законы, они вправе самостоятельно регулировать соответствующие отношения. В сфере совместной компетенции  действует примат федерального права, но в сфере исполнительной компетенции  субъектов верховенство имеет закон  субъекта РФ.

Субъекты участвуют  в решении федеральных вопросов. Для этого они имеют равное количество представителей в Совете Федерации, право законодательной  инициативы в федеральном парламенте, постоянные представительства республик  в центре, вправе участвовать в  разработке федеральных нормативных  актов по предметам совместного  ведения.

Все субъекты РФ вправе участвовать в международных  и внешнеэкономических связях, а  также заключать внутрифедеративные договоры, в том числе с Федерацией. Субъекты не могут заключать между  собой и с другими государствами  договоры политического характера, образовывать внутренние федерации. Что  же касается других Договоров, то международные  договоры РФ, затрагивающие вопросы, относящиеся к ведению субъекта, заключаются по согласованию с органами власти заинтересованного субъекта[6] . При подготовке договоров РФ с  другими государствами, если положения  договоров относятся к предметам  совместного ведения РФ и ее субъектов, учитываются мнения заинтересованных субъектов, а представители последних  по согласованию с федеральными органами могут участвовать в переговорах. Торгово-экономические договоры, заключенные  субъектами с другими государствами (наибольшее их количество подписано  со странами СНГ), должны предварительно согласовываться с Министерством  иностранных дел РФ, что, однако, делается далеко не всегда. Субъекты РФ могут осуществлять связи с субъектами федераций иностранных государств и их административно-территориальными образованиями[7] . С согласия Правительства  РФ они могут осуществлять такие  связи и с органами иностранных  государств. Они вправе заключать соответствующие соглашения, но процедуру соглашений определяют органы РФ (Министерство иностранных дел). МИД регистрирует эти соглашения. Они не являются международными договорами, федеральные органы не несут ответственности по ним (кроме соглашений с иностранными государствами, заключенными с разрешения Правительства РФ). Субъекты РФ могут по согласованию с МИД России иметь свои представительства за рубежом. Такие представительства не обладают статусом дипломатических представительств, информация о их деятельности должна представляться органам РФ. Соглашения субъекта с зарубежными субъектами федерации (административно-территориальными единицами) может быть оспорено органами РФ в суде.

Субъекты РФ имеют свою собственность. В их собственности  может находиться различное имущество, кроме отнесенного к исключительной федеральной собственности. Федеральное  имущество может передаваться в  собственность субъектов, их владение, пользование и распоряжение. Кроме  того, доходы от федеральной собственности  могут делиться между Федерацией и соответствующим субъектом (субъектами) в определенной пропорции, если эта  собственность находится, в частности, на территории субъекта. Таким образом  распределяются, например, доходы от добычи полезных ископаемых на территории субъекта Федерации. Собственность субъекта может передаваться в муниципальную  собственность, во владение, пользование, распоряжение муниципальных образований. Однако в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. субъект Федерации не вправе объявлять  своим достоянием природные ресурсы  на своей территории (эти вопросы  Конституцией РФ отнесены к совместному  ведению РФ и ее субъектов).

Субъекты Федерации  имеют свою символику - герб и флаг, редко - гимн (например, Саратовская  область, Корякский автономный округ), имеют столицы (административные центры).

Наряду с общими признаками в правовом положении  различных субъектов РФ есть свои особенности конституционно-правового  статуса.

 

 

Статус  республики в составе  Российской Федерации.

Конституционный статус республики в составе РФ определяется Конституцией РФ и конституцией соответствующей  республики (ч.2 ст.5 и ч.1 ст.66 Конституции  РФ).

В составе РФ среди 88 субъектов имеется 21 республика: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская  Республика, Чувашская Республика - Чуваш республики[8] .

Республики неодинаковы  по размерам территории, численности  населения, его национальному составу, экономическому потенциалу и т.д. Республика Бурятия в 44 раза превосходит по размерам территорию Северной Осетии. Население Башкортостана в 16 раз  превышает население Тывы. В 18 республиках  из 21 русских абсолютное большинство, в трех - относительное. Многие республики имеют развитую промышленность, некоторые  продолжают оставаться в основном сельскохозяйственными, дотационными республиками, живущими на средства федерального бюджета. Однако все эти различия не влияют на конституционно-правовой статус республик в составе РФ, на объем их полномочий, на юридически равные отношения с Федерацией. Республики в составе РФ имеют общие признаки с другими субъектами РФ, названные  выше. Вместе с тем, они, как субъекты Федерации, имеют ряд особенностей.

Информация о работе Конституционный статус субъектов РФ