Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 13:54, курсовая работа
Цель данной работы – выявить и проанализировать в ходе исследования общие признаки конституционно-правового статуса субъектов РФ, рассмотреть особенности конституционно-правового статуса отдельных видов субъектов РФ.
Достижение цели требует выполнение следующих задач:
проанализировать особенности, принципы федеративного устройства России;
рассмотреть виды субъектов РФ;
выявить общие и особенные признаки конституционно-правового статуса субъектов РФ;
рассмотреть проблему асимметрии конституционно-правового статуса субъектов РФ.
Основная задача
договоров о разграничении
возможность вхождения автономных округов в состав иных субъектов РФ (краев и областей).
возможность принятия специального федерального закона об автономной области или об автономном округе.
Анализируя часть 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации и ее
толкование, данное
Конституционным Судом
автономного округа в состав края, области, можно сделать вывод о том, что
заложенная в нем возможность ограничения полномочий автономных округов,
входящих в состав краев (областей), в сфере предметов совместного ведения
Российской Федерации
и субъектов РФ была реализована
принятием Федерального закона от 4
июля 2003 года № 95-ФЗ «О внесении изменений
и дополнений в Федеральный закон
«Об общих принципах
Такое положение является чертой асимметрии конституционно-правового статуса автономной области и автономных округов. Однако данная черта асимметрии фактически является «спящей», поскольку за весь период действия Конституции РФ 1993 года не было принято ни одного федерального закона об
автономной области или автономном округе. Кроме того, достаточно сложно
представить, какие правоотношения должны регулировать федеральные законы об автономной области и автономном округе.
возможность принятия специального федерального закона о статусе столицы Российской Федерации – города Москвы.
Черта асимметрии
конституционно-правового
Кроме того, считаю необходимым отметить, что не могут считаться чертами асимметрии конституционно-правового статуса субъектов Российской
Федерации фактически
сложившиеся, но не основанные на Конституции
Российской Федерации, различия в наименовании
и структуре органов
Дальнейшее развитие
федерализма в Российской Федерации
невозможно без совершенствования
конституционно-правового
Заключение
Основу Российского
федеративного устройства составляют
ее субъекты, многие из них имеют
свои, базирующиеся на законах и
традициях, отношения с Центром.
Невозможно одним законом или
даже принятием новой конституции,
раз и навсегда разрешить все
существующие сегодня проблемы. Для
того чтобы не допустить крайностей
и не разрушить стабильность в
обществе, важно установить оптимальное
соотношение двух федеративных начал
– единства и многообразия. Очевиден
тот факт, что федерация и ее
субъекты должны строить свои отношения
только с учетом необходимости сохранения
баланса интересов. Формирование полноценной
федерации сегодня входит в число
приоритетных задач государственной
национальной и региональной политики.
Однако оптимизация межнациональных
и федеративных отношений не может
достигаться любыми средствами, как,
например, путем автоматической губернизации
республик, или, наоборот, республиканизации
краев и областей, поскольку своеобразие
российского федерализма
Говоря о правовом статусе республик в составе Российской Федерации, хотелось бы сказать следующее: сегодня и Россия в целом, и субъекты Федерации, в соответствии со своими конституциями и уставами, имеют собственное правовое пространство. Значит, проблема заключается в том, что бы оптимально совместить правовое пространство субъектов Федерации с общим правовым пространством России и разумно перераспределить полномочия.
Современное состояние
российского федерализма
Реализацию принципа
равноправия субъектов
Разумеется, асимметрия в построении и статусе субъектов не служит каким-то показателем «некачественности» или ущербности Российской Фе дерации ввиду весьма серьезной специфики ее государственного устройства. Однако при прочих равных условиях конституционные возможности выравнивания государственного уровня субъектов (при сохранении всех иных особенностей) не должны быть упущены в ходе эволюционного процесса развития.
Одно из важнейших
направлений сегодняшнего этапа
реформирования российского государства
— перестройка государственно-
Список литературы
Нормативный материал:
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993года.
Федеративный договор от 31 марта 1993 года
ФЗ "Об общих
принципах организации
ФЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта РФ» от 17 декабря 2001 г.
ФЗ «О национально-культурной автономии» от 22 мая 1996 года
ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" от 15 июля 1995
ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 4 июля 2003 года № 95-ФЗ
ФЗ "О принципах
и порядке разграничения
Закон РФ «О статусе столицы Российской Федерации» от 15 апреля 1993 года
Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. №15-П. «По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции РФ».
Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации.
Авакьян С.А. Конституционное право России. Т 2. М: Юристъ 2007г
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. 3-е изд. М., 2001.
Бускунов А// «Казанский федералист» / 2004 / № 4(12) 2004 / Теория федерализма / Правовой статус субъектов РФ в условиях трансформации общества и власти
Киселёва А.В., Нестеренко А.В. Теория федерализма. М: 2002.
Конституционное право / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1999.
Конюхова И.А. Современный российский федерализм и мировой опыт: итоги становления и перспективы развития. М: 2004.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. 4-е изд. М., 2006.
Кутафин О.Е. Российская автономия. М: 2006.
Лазарев А.В. Конституционное право России. М: 1999
Лексин В.Н. Россия как реальность. // Мир России - 2005 № 1
Ливеровский А.А. Актуальные проблемы федеративного устройства России. Спб, 2002.
Лучин В.О. Конституция РФ. Проблемы реализации. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
Тадевосян Э.В. Российский
федерализм и современный национально-
Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М.: 2000.
Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М: 1997.
Сноски:
[1] Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М.: 2000.
[2] Лучин В.О. Конституция РФ. Проблемы реализации. – М.:ЮНИТИ-ДАНА,2002.
[3] Международное право в документах. М., 1982.
[4] Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. №15-П. «По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции РФ»
[5] ч. 3 ст. 67 Конституции РФ
[6] ФЗ "О международных
договорах Российской
[7] ФЗ "О координации
международных и
[8] ч. 1 ст. 65 Конституции РФ.
[9] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. 4-е изд. М., 2006.
[10] Федеративный договор от 31 марта 1993 года.
[11] Баглай М.В.
Конституционное право
[12] Тадевосян
Э.В. Российский федерализм и
современный национально-
[13] ч. 3 ст. 67 Конституции РФ
[14] ч. 3 ст. 66 Конституции РФ
[15] часть 2 статьи 68 Конституции РФ