Конституционный статус субъектов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 13:54, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – выявить и проанализировать в ходе исследования общие признаки конституционно-правового статуса субъектов РФ, рассмотреть особенности конституционно-правового статуса отдельных видов субъектов РФ.

Достижение цели требует выполнение следующих задач:

проанализировать особенности, принципы федеративного устройства России;

рассмотреть виды субъектов РФ;

выявить общие и особенные признаки конституционно-правового статуса субъектов РФ;

рассмотреть проблему асимметрии конституционно-правового статуса субъектов РФ.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ!!! Субъекты Российской Федерации.docx

— 59.26 Кб (Скачать документ)

Основная задача договоров о разграничении предметов  ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации  заключается в обеспечении соблюдения в условиях реально сложившегося в Российской Федерации территориального устройства, размещения населения, дифференциации экономического развития и географических различий субъектов Российской Федерации  принципов федерализма, равенства  прав граждан, сохранения государственного единства.

возможность вхождения  автономных округов в состав иных субъектов РФ (краев и областей).

возможность принятия специального федерального закона об автономной области или об автономном округе.

Анализируя часть 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации  и ее

толкование, данное Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 14 июля 1997 года № 12-П по делу о толковании содержащегося в ч.4 ст. 66 Конституции  РФ положения о вхождении

автономного округа в состав края, области, можно сделать  вывод о том, что

заложенная в  нем возможность ограничения  полномочий автономных округов,

входящих в  состав краев (областей), в сфере  предметов совместного ведения

Российской Федерации  и субъектов РФ была реализована  принятием Федерального закона от 4 июля 2003 года № 95-ФЗ «О внесении изменений  и дополнений в Федеральный закон  «Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации». Вместе с тем, данное ограничение  полномочий автономных округов по предметам  совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, будучи формально обоснованным, в рамках толкования ч.4 ст.66 Конституции  РФ является исключением из принципа равноправия субъектов Российской Федерации (ч.1 ст.5 Конституции РФ).

Такое положение  является чертой асимметрии конституционно-правового  статуса автономной области и  автономных округов. Однако данная черта  асимметрии фактически является «спящей», поскольку за весь период действия Конституции РФ 1993 года не было принято  ни одного федерального закона об

автономной области  или автономном округе. Кроме того, достаточно сложно

представить, какие  правоотношения должны регулировать федеральные  законы об автономной области и автономном округе.

возможность принятия специального федерального закона о  статусе столицы Российской Федерации  – города Москвы.

Черта асимметрии конституционно-правового статуса  города Москвы обусловлена исключительно  его столичным статусом, что подразумевает  размещение на территории города высших органов государственной власти Российской Федерации, и, безусловно, является исключением из принципа равноправия  субъектов Российской Федерации, предусмотренного ч.2 ст. 5 Конституции РФ. Вместе с  тем, такое исключение носит объективный  характер и целесообразно его  сохранение в дальнейшем.

Кроме того, считаю необходимым отметить, что не могут  считаться чертами асимметрии конституционно-правового  статуса субъектов Российской

Федерации фактически сложившиеся, но не основанные на Конституции  Российской Федерации, различия в наименовании и структуре органов государственной  власти субъектов Российской Федерации, наличии тех или иных государственных  символов и т.д. Чертами асимметрии могут являться лишь такие различия правового характера, которые прямо  предусмотрены в Конституции  Российской Федерации или в федеральных  законах, изданных в соответствии с  ней, и которые субъекты РФ не могут  устранить собственной властью.

Дальнейшее развитие федерализма в Российской Федерации  невозможно без совершенствования  конституционно-правового статуса  субъектов РФ, необходимо устранить  существующие противоречия и недоработки  конституционных норм.

 

 

Заключение

Основу Российского  федеративного устройства составляют ее субъекты, многие из них имеют  свои, базирующиеся на законах и  традициях, отношения с Центром. Невозможно одним законом или  даже принятием новой конституции, раз и навсегда разрешить все  существующие сегодня проблемы. Для  того чтобы не допустить крайностей и не разрушить стабильность в  обществе, важно установить оптимальное  соотношение двух федеративных начал  – единства и многообразия. Очевиден тот факт, что федерация и ее субъекты должны строить свои отношения  только с учетом необходимости сохранения баланса интересов. Формирование полноценной  федерации сегодня входит в число  приоритетных задач государственной  национальной и региональной политики. Однако оптимизация межнациональных  и федеративных отношений не может  достигаться любыми средствами, как, например, путем автоматической губернизации республик, или, наоборот, республиканизации  краев и областей, поскольку своеобразие  российского федерализма состоит, прежде всего, в сочетании территориального и национально-территориального принципов.

Говоря о правовом статусе республик в составе  Российской Федерации, хотелось бы сказать  следующее: сегодня и Россия в  целом, и субъекты Федерации, в соответствии со своими конституциями и уставами, имеют собственное правовое пространство. Значит, проблема заключается в том, что бы оптимально совместить правовое пространство субъектов Федерации  с общим правовым пространством  России и разумно перераспределить полномочия.

Современное состояние  российского федерализма создает  противоречие, от разрешения которого будет во многом зависеть перспектива  его эволюции. В новых условиях национально-территориальные и территориальные  субъекты Федерации, с одной стороны, равноправны в отношениях с федеральным  Центром и между собой, а с  другой — сохраняют различия в  своем политическом и государственно-правовом статусе. Очевидно, что в этом случае эффективность подобной модели федерализма  будет зависеть от эффективности  разрешения появляющихся противоречий между равноправием республик и  других субъектов Федерации и  своеобразием их политико-правового  статуса.

Реализацию принципа равноправия субъектов Федерации  необходимо осуществлять при уважении права республик на такое своеобразие  своего политического статуса, которое  проявляется в наличии атрибутов  государственности (гимн, герб, флаг, конституция) и вторых государственных языков наряду с общегосударственным языком.

Разумеется, асимметрия в построении и статусе субъектов  не служит каким-то показателем «некачественности» или ущербности Российской Фе дерации  ввиду весьма серьезной специфики  ее государственного устройства. Однако при прочих равных условиях конституционные  возможности выравнивания государственного уровня субъектов (при сохранении всех иных особенностей) не должны быть упущены  в ходе эволюционного процесса развития.

Одно из важнейших  направлений сегодняшнего этапа  реформирования российского государства  — перестройка государственно-политической системы страны на подлинно федеративных началах, формирование модели федерации, которая отвечала бы историческим традициям  и современным реалиям России.

 

 

Список  литературы

Нормативный материал:

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993года.

Федеративный  договор от 31 марта 1993 года

ФЗ "Об общих  принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 22 сентября 1999 года

ФЗ «О порядке  принятия в Российскую Федерацию  и образования в ее составе  нового субъекта РФ» от 17 декабря 2001 г.

ФЗ «О национально-культурной автономии» от 22 мая 1996 года

ФЗ "О международных  договорах Российской Федерации" от 15 июля 1995

ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный  закон «Об общих принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации» от 4 июля 2003 года № 95-ФЗ

ФЗ "О принципах  и порядке разграничения предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти субъектов Российской Федерации" от 24 июня 1999 г

Закон РФ «О статусе  столицы Российской Федерации» от 15 апреля 1993 года

Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. №15-П. «По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции РФ».

Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов  Российской Федерации.

Авакьян С.А. Конституционное  право России. Т 2. М: Юристъ 2007г

Баглай М.В. Конституционное  право Российской Федерации. 3-е изд. М., 2001.

Бускунов А// «Казанский федералист» / 2004 / № 4(12) 2004 / Теория федерализма / Правовой статус субъектов РФ в условиях трансформации  общества и власти

Киселёва А.В., Нестеренко А.В. Теория федерализма. М: 2002.

Конституционное право / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1999.

Конюхова И.А. Современный российский федерализм и мировой опыт: итоги становления  и перспективы развития. М: 2004.

Козлова Е.И., Кутафин  О.Е. Конституционное право России. 4-е изд. М., 2006.

Кутафин О.Е. Российская автономия. М: 2006.

Лазарев А.В. Конституционное  право России. М: 1999

Лексин В.Н. Россия как реальность. // Мир России - 2005 № 1

Ливеровский А.А. Актуальные проблемы федеративного  устройства России. Спб, 2002.

Лучин В.О. Конституция  РФ. Проблемы реализации. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

Тадевосян Э.В. Российский федерализм и современный национально-государственный  нигилизм // Государство и право. – 1996. - № 10

Умнова И.А. Конституционные  основы современного российского федерализма. М.: 2000.

Чиркин В.Е. Современное  федеративное государство. М: 1997.

 

Сноски:

 [1] Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М.: 2000.

[2] Лучин В.О.  Конституция РФ. Проблемы реализации. – М.:ЮНИТИ-ДАНА,2002.

[3] Международное  право в документах. М., 1982.

[4] Постановление  Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. №15-П. «По делу  о толковании части 2 статьи 137 Конституции РФ»

[5] ч. 3 ст. 67 Конституции  РФ

[6] ФЗ "О международных  договорах Российской Федерации"  от 15 июля 1995

[7] ФЗ "О координации  международных и внешнеэкономических  связей субъектов Российской  Федерации" от 4 января 1999 г. 

[8] ч. 1 ст. 65 Конституции  РФ.

[9] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное  право России. 4-е изд. М., 2006.

[10] Федеративный  договор от 31 марта 1993 года.

[11] Баглай М.В.  Конституционное право Российской  Федерации: Учебник для вузов.  – 3-е изд. – М.: НОРМА, 2001

[12] Тадевосян  Э.В. Российский федерализм и  современный национально-государственный  нигилизм // Государство и право.  – 1996. - № 10

[13] ч. 3 ст. 67 Конституции  РФ

[14]  ч. 3 ст. 66 Конституции РФ

[15] часть 2 статьи 68 Конституции РФ

Информация о работе Конституционный статус субъектов РФ