Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 13:54, курсовая работа
Цель данной работы – выявить и проанализировать в ходе исследования общие признаки конституционно-правового статуса субъектов РФ, рассмотреть особенности конституционно-правового статуса отдельных видов субъектов РФ.
Достижение цели требует выполнение следующих задач:
проанализировать особенности, принципы федеративного устройства России;
рассмотреть виды субъектов РФ;
выявить общие и особенные признаки конституционно-правового статуса субъектов РФ;
рассмотреть проблему асимметрии конституционно-правового статуса субъектов РФ.
Края и области
имеют свои административные центры.
Конституция РФ, Федеративный договор
и уставы краев, областей и городов
федерального значения определяют предметы
ведения краев, областей и городов
федерального значения. Они подразделяются
на предметы совместного ведения
Федерации и краев, областей и
городов федерального значения и
предметы, находящиеся в исключительном
ведении последних. Согласно Конституции
РФ и Федеративному договору, в
совместном ведении Федерации и
краев, областей и городов федерального
значения в сфере государственного
строительства находятся
В совместное ведение
РФ и краев, областей и городов
федерального значения входит широкий
круг вопросов законодательного регулирования,
включающий административное, административно-
Согласно Конституции РФ, по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы, в соответствии с которыми органы государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции, принимая правовые акты.
Законопроекты
по предметам совместного ведения
направляются краям, областям, городам
Москве и Санкт-Петербургу для обсуждения
и представления своих
Органы государственной
власти города Москвы в связи с
осуществлением функций столицы: предоставляют
в установленном законом
Затраты Москвы, связанные с осуществлением ею функций столицы, полностью компенсируются за счет субвенций из республиканского бюджета РФ, за счет платежей за предоставляемые городом услуги, вносимых федеральными органами государственной власти, представительствами республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, города Санкт-Петербурга, а также дипломатическими представительствами иностранных государств в РФ.
Земельные участки,
находящиеся в собственности
города Москвы, предоставляются его
органами государственной власти для
размещения зданий, строений и сооружений,
необходимых для выполнения полномочий
федеральными органами государственной
власти РФ, в соответствии с перечнем,
формируемым Правительством РФ. Эти
земельные участки в
Особенности правового статуса автономий
В Российскую Федерацию
входят одна автономная область (Еврейская
автономная область) и девять автономных
округов (Агинский, Бурятский, Корякский,
Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий),
Усть-Ордынский, Ханты-Мансийский, Эвенкийский,
Ямало-Ненецкий). Они невелики по численности
населения, хотя некоторые из них
имеют значительную территорию. В
отличие от большинства областей
и краев - это национально-
Что касается автономной
области, то ее сохранение является скорее
данью традиции, поскольку еврейского
населения в ней почти нет.
По численности и структуре
Правовое положение
автономных округов в известной
мере противоречиво. С одной стороны,
автономный округ, как вытекает из Конституции
РФ, может входить «в состав края
или области». С другой, округ, как
и край, и область, рассматривается
Конституцией как равноправный субъект
Российской Федерации. Конституция
РФ предусматривает, что отношения
таких округов могут
Автономная область и автономные округа в равной мере со всеми субъектами Федерации представлены в Совете Федерации Федерального Собрания (по два представителя от каждого субъекта Федерации), а также избирают депутатов в Государственную Думу. Это обеспечивает им представительство в законодательном органе Федерации.[12]
Положение автономных
округов неодинаково. Законом 1990 г.
им было предоставлено право
Статус автономного
округа, входящего в край, область,
может быть изменен другим путем:
по взаимному согласию округа и области
(края) в соответствии с федеральным
конституционным законом. Это вытекает
из общих положений Конституции
о порядке изменения статуса
любого субъекта Федерации. Ситуация,
однако, такова, что края (области) вряд
ли дадут согласие на выход автономных
округов из их состава и непосредственное
вхождение в РФ. Обычно в автономных
округах с их малочисленным населением
имеются богатые природные
Отношения автономных
округов, находящихся в составе
края, области, могут регулироваться
федеральным законом и
Асимметрия в структуре российского федерализма.
Под асимметрией
конституционно-правового
Причиной асимметрии
конституционно-правового
Чертами асимметрии
конституционно-правового
К чертам асимметрии
конституционно-правового
именование республик государствами.
право республик
принимать собственные
определяемом ими самостоятельно.
право республик устанавливать свои государственные языки помимо
государственного языка Российской Федерации – русского.
Ключевое значение для выявления черт асимметрии конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации имеет понимание статуса республики в составе Российской Федерации как государства. Республики в составе Российской Федерации являются субъектами Российской Федерации, наделенными особенным – «государственным» правовым статусом, для которых непосредственно в Конституции Российской Федерации сделано исключение из положения о равноправии субъектов Российской Федерации. При этом особенный конституционно-правовой статус республик предусматривает наличие у них некоторых атрибутов государства: собственной конституции, принимаемой в порядке, определяемой самими республиками, и государственного языка (реальным преимуществом республик является их право устанавливать свои государственные языки[15] . Это провоцирует республики на введение языковых цензов для занятия государственных должностей, то есть на определенное ущемление прав представителей нетитульной нации. Такая практика уже складывается. Требование владения государственным языком республики установлено для кандидатов на пост президента в Башкортостане, Бурятии, Якутии и других республиках. Конституционность подобных ограничений спорна.). Именно наличие указанных атрибутов позволяет, по-моему, именовать республики в составе Российской Федерации государствами, в отличие от иных субъектов Российской Федерации. Таким образом, Конституция Российской Федерации, безусловно, закрепляет определенные черты асимметрии конституционно-правового статуса республик.
возможность разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ на основании договоров, заключение которых на практике привело к существенной дифференциации конституционно-правового статуса различных субъектов РФ.