Контрольная работа по "Гражданское право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 15:30, контрольная работа

Описание

Юридическим лицам жилое помещение может быть предоставлено во владение и (или) пользование на основе договора аренды или иного договора. Юридическое лицо может использовать жилое помещение только для проживания граждан.
Статьей 672 ГК РФ предусмотрено, что в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения.
Проживающие по договору социального найма жилого помещения совместно с нанимателем члены его семьи пользуются всеми правами и несут все обязанности по договору найма жилого помещения наравне с нанимателем.

Содержание

Проведите разграничение договора найма и договора аренды жилого помещения.
Является ли полис на предъявителя в договоре страхования ценной бумагой? Проведите разграничение.
Скульптор К. подарил знакомому статуэтку собственной работы. Вскоре он скончался. Испытывая материальные затруднения, знакомый через 5 лет перепродал статуэтку соседу-коллекционеру за значительную сумму. Узнав об этом, наследники К. сослались на наличие у них исключительных авторских прав и потребовали выплаты им вознаграждения.
Имеют ли они право на вознаграждение, и если да, то в каком размере?

Работа состоит из  1 файл

Контр. гр. пр..doc

— 205.00 Кб (Скачать документ)

Учитывая выше изложенное можно  сделать вывод, что у наследников  К. нет исключительных авторских  прав и соответственно требовать вознаграждение они не вправе.

 

 

4. Скворцов приобрел  в г. Архангельске мебельный  гарнитур и в фабричной упаковке  отправил его по железнодорожной  накладной в г. Санкт-Петербург,  получив на руки грузовую квитанцию.  Придя за получением груза,  Скворцов обнаружил, что обертка  гарнитура повреждена, стекла серванта разбиты, его стенки потерты, а из шести стульев недостает двух. Скворцов от получения гарнитура отказался и потребовал возместить его стоимость. Управление Октябрьской железной дороги отказало в удовлетворении требований Скворцова, указав в ответе, что груз прибыл в исправном вагоне, за исправными пломбами станции отправления г. Архангельска, к которой ему и следует обратиться со своей претензией. Скворцов предъявил иск к Управлению Октябрьской железной дороге о взыскании стоимости гарнитура.

Подлежит ли иск Скворцова удовлетворению? Если да, то в каком размере? Каков порядок  предъявления требований к железной дороге, вытекающих из несохранности  перевозимых грузов?

 

Бобровская  Л.Н, старший преподаватель кафедры  права МГТУ им. Г.И. Носова в своей работе «Ответственность перевозчика за несохранность груза при железнодорожных перевозках» указывает, что ответственность перевозчиков за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств по перевозке регулируется в основном специальными нормами транспортного законодательства, обладающими значительным своеобразием по сравнению с действующими в российском гражданском праве общими нормами об имущественной ответственности. Важнейшим среди положений, отличающих транспортное законодательство, является принцип ограниченной имущественной ответственности транспортных организаций, в то время как гражданское законодательство предусматривает полное возмещение убытков. Ответственность перевозчиков за несохранность грузов, принятых к перевозке, определяется уставами, кодексами (правилами), действующими на соответствующем виде транспорта. Ответственность перевозчиков за не обеспечение сохранности грузов наступает при наличии тех же условий, которые являются обязательными при гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.

Проблема заключается  в том, что существует большое  число нормативных правовых актов, которые регулируют правоотношения, касающиеся перевозки грузов, а именно условия ответственности перевозчика за несохранность груза, освобождение перевозчика от ответственности.

В системе договоров, регулирующих перевозки грузов, договор  перевозки грузов занимает особое место, ибо непосредственным его предметом  являются действия перевозчика по транспортировке (перемещению) груза из пункта отправления в пункт назначения и выдаче его грузоотправителю <1>. Договор регламентирует правоотношения по доставке в пункт назначения конкретного груза, фактически переданного (вверенного) перевозчику.

--------------------------------

<1> Брагинский  М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. 4-е издание. М., 2007. С. 433.

 

Договор перевозки  груза должен содержать условия  о доставке груза в определенный пункт назначения, о сроках доставки, об обеспечении сохранности груза  и выдаче его получателю. Также в договоре следует предусмотреть порядок оплаты груза получателем.

В круг обязанностей перевозчика по договору перевозки  груза все транспортные уставы и  кодексы включают обязанность по обеспечению сохранности перевозимого груза. При перевозках груза по железным дорогам перевозчик обязуется доставить груз на железнодорожную станцию назначения "в сохранности".

По общему правилу  период ответственности перевозчика  за сохранность перевозимого груза  включает в себя время с момента  принятия груза к перевозке и до выдачи его получателю в пункте назначения. В определенной степени способствует обеспечению сохранности перевозимых грузов выполнение грузоотправителем и перевозчиком, погрузившими груз в отдельный вагон, контейнер, обязанностей по их пломбированию, предусмотренных транспортным законодательством. Так, в соответствии со ст. 28 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ) загруженные вагоны, контейнеры должны быть опломбированы железными дорогами, если грузы погружены железными дорогами (перевозчиками), или грузоотправителями, если грузы погружены грузоотправителями.

Особую роль в обязательствах по перевозке груза играет ответственность перевозчика за несохранность груза.

Согласно п. 1 ст. 796 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Данное положение ГК РФ об ответственности перевозчика за необеспечение сохранности перевозимого груза является общим правилом в отношении всех видов перевозки грузов различными видами транспорта. Немаловажный факт - в отличие от многих иных норм, содержащихся в гл. 40 ГК РФ, законоположения об ответственности перевозчика за несохранность груза не содержат каких-либо отсылок к транспортным уставам и кодексам и не допускают с их стороны регулирования указанных правоотношений, которое отличалось бы от норм, предусмотренных ГК РФ <3>. Данное обстоятельство необходимо подчеркнуть, поскольку вновь принятые транспортные уставы и кодексы, формулируя правила об ответственности перевозчика за несохранность перевозимых грузов, допускают различного рода отступления от положений, содержащихся в ст. 796 ГК РФ. В частности, предусматриваются перечни конкретных обстоятельств, при доказанности которых (со стороны перевозчика) полагается считать, что перевозчик не мог их предотвратить и их устранение от перевозчика не зависит; определены основания освобождения перевозчика от ответственности за несохранность перевозимых грузов с возложением бремени их опровержения на грузополучателя (грузоотправителя), обращающегося с соответствующим требованием к перевозчику; используется иная конструкция ответственности, нежели та, что содержится в ст. 796 ГК РФ.

--------------------------------

<3> Суханов  Е.А. Гражданское право: Учебник:  В 2 т. М., 2000. Т. II. С. 61.

 

По смыслу норм ст. 796 ГК РФ, а также норм ст. 95, ст. 96 УЖТ РФ, который содержит аналогичные ст. 796 ГК РФ правила об условиях и размере ответственности перевозчика за несохранность груза, для освобождения от ответственности перевозчик должен доказать, что он проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась в целях надлежащего исполнения своих обязательств, и с его стороны к этому были предприняты все необходимые меры.

В силу ст. 118 УЖТ РФ перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) принятого для перевозки груза в случае, если груз прибыл в исправном вагоне, контейнере с исправными запорно-пломбировочными устройствами, установленными грузоотправителем, либо в исправном вагоне, контейнере без перегрузки в пути следования, с исправной защитной маркировкой или исправной увязкой, а также при отсутствии признаков, свидетельствующих о несохранности груза.

Порядок применения виновной ответственности определяется императивным правилом о том, что "отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство" (п. 2 ст. 401 ГК РФ). Однако все транспортные уставы и кодексы включают в себя перечни обстоятельств, автоматически освобождающих перевозчика не только от ответственности за несохранность груза, но и от необходимости представления каких-либо доказательств отсутствия своей вины в необеспечении его сохранности. Более того, при наличии указанных обстоятельств бремя доказывания вины перевозчика возлагается на грузоотправителя или грузополучателя (т.е. кредиторов в обязательстве по перевозке груза), обратившихся с соответствующим требованием к перевозчику. Несмотря на существующую проблему, связанную с определением правильного соотношения указанных законоположений, содержащихся в транспортных уставах и кодексах, ст. 796 ГК РФ, бесспорным является одно: включение соответствующих положений в транспортные уставы и кодексы было бы невозможным, если бы законодатель исходил из принципа вины перевозчика применительно к его ответственности за несохранность перевозимого груза.

В некоторых  случаях перевозчик может освобождаться от ответственности за несохранность груза <4>. Так, к обстоятельствам, которые могут свидетельствовать об отсутствии вины перевозчика в несохранности груза, перевозимого железной дорогой, могут быть отнесены, в частности, причины, зависящие от грузоотправителя или грузополучателя; особые естественные свойства перевозимого груза; недостатки тары или упаковки, которые не могли быть замечены при наружном осмотре груза. В частности, перевозчик освобождается от ответственности за утрату, повреждение, недостачу груза, если: груз прибыл в исправном вагоне или контейнере с исправными запорно-пломбировочными устройствами, установленными грузоотправителем; недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие естественных причин, связанных с его перевозкой в открытом железнодорожном подвижном составе; перевозка груза осуществлялась в сопровождении представителя грузоотправителя или грузополучателя; утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли в результате последствий, вызванных недостоверными, неточными или неполными сведениями, указанными грузоотправителем в транспортной железнодорожной накладной, заявлении на отправку груза <5>.

--------------------------------

<4> Егиазаров  В.А. Транспортное право: Учебное  пособие. М.: Юридический Дом "Юстицинформ", 2002. С. 113.

<5> Егоров  А.Е. Ответственность перевозчика  за несохранность груза по  договору железнодорожной перевозки  грузов: обзор судебной практики // Арбитражное правосудие в России. 2007. N 6. С. 3.

 

Для того чтобы  избежать ухода от ответственности перевозчика при явном несоблюдении им своих обязанностей по перевозке груза, рекомендуется при поступлении вагонов на станцию получателя производить визуальный осмотр состояния груза на предмет установления фактических признаков недостачи. В случае обнаружения следов выемки груза следует производить комиссионный осмотр с фотографированием мест выемки груза и поверхности в целом и по результатам осмотра составлять акты с техническим описанием состояния груза. В случае отказа перевозчика от перевески - истребовать изложения фактов отказа письменно.

Осуществлять  приемку груза при этом следует  после проведения вышеуказанных  официальных процедур. Если при визуальной проверке выявлены признаки хищения, то необходимо вызвать работников территориального органа внутренних дел для проведения осмотра вагонов, фиксации недостачи веса, ущерба и последующего возбуждения уголовного дела. Выгрузку рекомендуется производить после осмотра вагонов работниками территориального ОВД.

При предъявлении требований к перевозчику необходимо помнить, что ст. 797 ГК РФ говорит о том, что до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, необходимо предъявить ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.

Право на предъявление претензии принадлежит получателю или отправителю при условии  представления соответствующего транспортного  документа (ст. 120 УЖТ РФ), получателю - в случае просрочки в доставке груза. УЖТ РФ предоставляет право на предъявление претензии грузоотправителю, грузополучателю и страховщику при предъявлении соответствующих перевозочных документов, а также документов, подтверждающих факты заключения договора страхования и выплаты страхового возмещения (ст. 120 УЖТ РФ). УЖТ РФ не определяет место подачи претензии.

Отсутствие  письменной претензии, предъявленной в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, влечет возможность оставления искового заявления арбитражным судом без движения на основании ст. 128 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) либо без рассмотрения, если истец не представил документы, подтверждающие соблюдение претензионного порядка урегулирования спора с перевозчиком (п. 2 ст. 148 АПК РФ).

Необходимо  также помнить, что к претензии  прилагаются: расчет размера убытков; оригинал транспортного документа  с необходимыми отметками; спецификация на груз; оригинал коммерческого акта (при железнодорожной или воздушной  перевозке); оригинал акта-извещения и генерального акта или другого официального документа, подтверждающего факт наличия убытка и составленного в соответствии с правилами и обычаями порта (при морской перевозке); счет-фактура; акт приемки или акт экспертизы, составленный экспертом Торгово-промышленной палаты, подтверждающий причины и размер ущерба; документы, подтверждающие расходы на ремонт или замену поврежденного товара; справка органов внутренних дел (в случае дорожно-транспортного происшествия во время перевозки, кражи и иных случаях).

При разрешении конфликта между перевозчиком и  иными лицами, которые участвуют  в исполнении договора перевозки  груза, у данных субъектов существует право обратиться в суд, однако такое  обращение имеет свой порядок  и является возможным после соблюдения претензионного порядка урегулирования конфликта. Так, при разрешении спора следует исходить из того, что претензия может считаться удовлетворенной при условии фактического перечисления предъявителю претензии признанной перевозчиком суммы. В случае, когда перевозчик признал претензию, но не перечислил признанную сумму либо указанная сумма грузоотправителем или грузополучателем не получена по иным причинам, заявитель претензии вправе обратиться в арбитражный суд с иском к перевозчику о взыскании соответствующей суммы в судебном порядке.

Вайпан В.А., доцент кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ  имени М.В. Ломоносова, кандидат юридических  наук, почетный юрист г. Москвы в  работе «Правовое регулирование  транспортной деятельности (лекция в  рамках учебного курса «Предпринимательское право») придерживается такой же точки зрения. По общему правилу в обязанности перевозчика входит обеспечение сохранности перевозимого груза с момента его принятия к перевозке и до выдачи его получателю в пункте назначения (ст. 67 КВВТ РФ, ст. 150 КТМ РФ). В то же время правила распределения бремени негативных последствий, вызванных несохранностью груза, различаются в зависимости вида транспорта и специфики грузов.

Так, при железнодорожных  перевозках погрузка грузов в вагоны и выгрузка из них в местах общего и необщего пользования обеспечиваются грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), на них же возлагается обязанность предоставлять необходимые для погрузки и крепления приспособления, а также устанавливать их при погрузке или снимать при выгрузке. Поэтому в случае несохранности груза по причинам, зависящим от грузоотправителя (отправителя) или грузополучателя (получателя), перевозчик не будет нести ответственность (ст. 95 УЖТ РФ).

Информация о работе Контрольная работа по "Гражданское право"