Родители могут быть лишены
родительских прав по основаниям,
предусмотренными Кодексом Республики
Беларусь о браке и семье и Декретом Президента
Республики Беларусь от 24.11.2006 N 18 "О
дополнительных мерах по государственной
защите детей в неблагополучных семьях",
если установлено их виновное поведение.
Данный перечень оснований является исчерпывающим.
Каждое из них является самостоятельным
для предъявления иска о лишении родителей
или одного из них родительских прав. Однако
это не исключает предъявления иска к
одному или обоим родителям по нескольких
основаниям. Не могут быть лишены родительских
прав лица, не выполняющие родительских
обязанностей вследствие душевной болезни,
слабоумия или иного хронического заболевания,
которые перечислены в Постановлении
Министерства здравоохранения Республики
Беларусь от 30.03.2010 года № 36.
Декрет
Президента Республики Беларусь
от 24.11.2006 N 18 "О дополнительных
мерах по государственной защите
детей в неблагополучных семьях"
предусматривает еще одну обязанность.
Она заключается в защите прав и интересов
своих несовершеннолетних детей. Подчеркивая,
что эта обязанность лежит именно на родителях,
декрет тем самым исходит из того, что
мать и отец в первую очередь отвечают
за соблюдение прав и интересов своих
детей. Предоставляя родителям возможность
защищать ребенка, возлагая на них подобного
рода обязанность, государство, во-первых,
стремится не допустить незащищенности
несовершеннолетнего, во-вторых, подчеркивает,
что речь идет о гражданском долге, прежде
всего родителей.
Защита
родителями прав и интересов ребенка
осуществляется в соответствии со ст.66-1
Кодекс Республики Беларусь о браке и
семье. Предметом защиты являются все
права детей, перечисленные в данной статье.
В круг объектов защиты входят также жилищные,
наследственные и другие права ребенка,
в числе которых и его права как члена
общества (на охрану жизни и здоровья,
социальное обеспечение, защиту чести
и достоинства и др.). Способы защиты зависят
от специфики принадлежащих ребенку прав,
характера правонарушения, возраста несовершеннолетнего
и др. Родители в полной мере защищают
права и интересы ребенка, а подросткам
старшего возраста они помогают себя защищать.
Таким образом, действующие законодательство,
называя в качестве одного из условий
лишения родительских прав уклонение
от выполнения обязанностей родителей,
имеет в виду весь комплекс поступков
и действий родителей, из которых эти обязанности
складываются.
Для лишения родительских прав
мало убедиться в неисполнении
обязанностей по воспитанию, содержанию,
защите. Надлежит так же установить,
что родители уклоняются от
их выполнения. А это означает,
что они упорно, систематически,
несмотря на все меры предупреждения,
продолжают не выполнять своего
родительского долга. При этом имеется
в виду наличие системы в действиях (бездействии)
родителя, т.е. неоднократные поступки,
свидетельствующие о нежелании заботиться
о жизненно важных потребностях своих
детей (в пище, одежде, лечении, воспитании
и т.п.). В результате создается невыносимая
для жизни, здоровья, воспитания несовершеннолетнего
обстановка. Обычно она представляет угрозу
для маленького и беспомощного ребенка,
который может легко погибнуть, т.к. дети,
оставленные без присмотра, часто оказываются
в опасности и становятся жертвами несчастных
случаев. Примером невыполнения родительских
обязанностей могу послужить факты, которые
направлены в ущерб интересам детей, например,
создание препятствий в обучении, вовлечение
в деятельность, носящую антиобщественный
характер (склонение к попрошайничеству,
проституции, употребление спиртных напитков
или наркотических средств и т.п.).
Уклонение родителей от выполнения
своих обязанностей по воспитанию
детей выражается в отсутствии заботы
об их нравственном и физическом воспитании,
здоровье, обучении, подготовке к общественно
полезному труду, содержании, а также в
отказе без уважительных причин взять
ребенка из родильного дома и других детских
лечебно–профилактических и учебно-воспитательных
учреждениях. Это основание отличается
от жесткого обращения с детьми тем, что
последнее проявляется в физическом или
психическом насилии, применении недопустимых
приемов воспитания, унижения человеческого
достоинства детей. Стремление повысить
ответственность родителей, укрепить
правовые гарантии защиты прав ребенка
вызвало к жизни ранее неизвестное основание
лишения родительских прав - отказ взять
ребенка из родильного дома (отделения)
либо иного лечебного учреждения, воспитательного
учреждения, учреждения социальной защиты
населения или из других аналогичных учреждений.
Таким образом, в качестве основания лишения
родительских прав фигурирует своего
рода отречение от ребенка. Уклонение
родителей от воспитания детей может выражаться
и в отказе без уважительных причин забрать
ребенка из родильного дома (отделения)
и других детских лечебно-профилактических
и учебно-воспитательных учреждений, а
также от лиц, у которых ребенок находится
на воспитании. В части 3 статьи 80 Кодекса
Республики Беларусь о браке и семье определено,
что в таких случаях в обязательном порядке
предъявляется иск о лишении родительских
прав.
Отказ должен быть оформлен соответствующим
образом комиссией указанных учреждений
либо органом опеки и попечительства,
если заявление об отказе от ребенка подано
родителями этому органу.
Трудность в определении уважительности
причин отказа забрать ребенка
связана с возросшим количеством
семей с материальными и жилищными
проблемами, а также неполных, со
сложными межличностными отношениями.
Вывод об уважительности причин
отказа забрать ребенка может
быть сделан после исследования
в судебном заседании всех
обстоятельств, послуживших основаниями
предъявления иска о лишении
родительских прав. Уважительность
причин отказа должна подтверждаться
объективными данными временного,
а не постоянного характера
(тяжелые социально-бытовые условия,
затруднительное материальное положение,
обусловленное серьезным заболеванием).
Наряду с этим необходимо выяснять,
интересуются ли родители судьбой
ребенка, находящегося в детском
интернатном учреждении, навещают
ли его, оказывают ли ему
посильную материальную помощь,
совершают ли иные действия, с Лишение
родительских прав – не единственный
правовой способ защиты прав и интересов
детей. В соответствии с частью 1 статьи
85 Кодекса Республики Беларусь о браке
и семье суд может принять решение об отобрании
ребенка и передаче его на попечение органа
опеки и попечительства без лишения родительских
прав, если оставление ребенка у лиц, у
которых он находится, опасно для него
и если об этом заявлено в суде. Исходя
из статьи 184 Кодекса Республики Беларусь
о браке и семье, опасность для ребенка
может касаться его физического, умственного
и духовного развития [2, с. 82].
В отличие от лишения родительских
прав, которое возможно только
при виновном поведении родителей,
отобрание детей может быть
произведено тогда, когда опасная
для их жизни и здоровья
ситуация возникает в силу
ряда объективных причин (болезненное
состояние родителей, стечение
тяжелых обстоятельств и т.
п.), то есть без виновного поведения
родителей. Не могут быть лишены
родительских прав лица, не выполняющие
своих родительских обязанностей
вследствие душевной болезни,
слабоумия или иного хронического
заболевания, и по другим, независящим
от них причинам свидетельствующие
о желании участвовать в воспитании
ребенка.
В качестве
частного случая уклонения родителей
от обязанностей по воспитанию детей
следует рассматривать уклонение
их от уплаты алиментов. Злостное уклонение
от уплаты средств на содержание детей
выражается в систематическом и упорном
уклонении от выполнения этой обязанности.
Она может выражаться в сокрытии своего
места жительства и места работы, а иногда
в отъезде в неизвестном направлении,
чтобы уклониться от выполнения возложенных
судом на основании закона обязанностей.
Доказательствами по делам о лишении родительских
прав в таких ситуациях может служить
как приговор суда об осуждении ответчика
по статье 174 Уголовного Кодекса Республики
Беларусь (уклонение родителей от содержания
детей), так и другие документы и материалы,
свидетельствующие об уклонении от уплаты
алиментов и средств на содержание.
Лишение родительских прав является
одним из видов семейно-правовой
ответственности. Такая мера ответственности
имеет целью, в первую очередь,
защиту прав ребенка, при этом
она влечет за собой наступление
негативных последствий для родителей
или одного из них. Такие
негативные последствия заключаются
в лишении или ограничении
определенных прав и обязанностей
по отношению к ребенку.
2.2. Процедура и сроки
лишения родительских прав
Каждое из противоправных деяний,
предусмотренных частью 1 статьи 80 Кодекса
Республики Беларусь о браке и семье, является
основанием для предъявления иска о лишении
родительских прав. В ряду таких оснований
названо уклонение родителей или одного
из них от выполнения своих обязанностей
по воспитанию детей. Исходя из статьи
75 Кодекса Республики Беларусь о браке
и семье, под воспитанием детей следует
понимать заботу о физическом, духовном
и нравственном развитии детей, об их здоровье,
образовании и подготовке к самостоятельной
жизни в обществе.
В соответствии со статьей 3 Закона
Республики Беларусь “О правах ребенка”
в редакции от 25 октября 2000 года права
ребенка и их защита обеспечиваются местными
исполнительными и распорядительными
органами, прокуратурой и судом, которые
в своей деятельности руководствуются
приоритетом интересов детей.
В качестве меры ответственности
родителей за виновное невыполнение
ими родительских обязанностей
выступает лишение родительских
прав. Дети могут быть отделены
от своей семьи против воли
родителей и других лиц, их
заменяющих, только на основании
решения суда, если родители или
другие лица, их заменяющие, не
выполняют своих обязанностей (часть
4 статьи 32 Конституции Республики
Беларусь).
Государственные органы, иные организации,
граждане, располагающие сведениями о
детях, которым причиняется вред их физическому
и психическому здоровью, их нравственному
развитию, обязаны немедленно сообщить
об этом в комиссию по делам несовершеннолетних,
орган опеки и попечительства, другие
государственные организации, уполномоченные
законодательством осуществлять защиту
прав и законных интересов детей, по месту
нахождения этих детей.
При наличии оснований, комиссия
по делам несовершеннолетних
районного (городского) исполнительного
комитета, местной администрации
по месту нахождения ребенка
в трехдневный срок принимает
решение о признании ребенка
нуждающимся в государственной
защите, об отобрании ребенка
у родителей (единственного родителя),
установлении ему статуса детей,
оставшихся без попечения родителей,
помещении ребенка на государственное
обеспечение. При вынесении решения
об отобрании ребенка комиссия
по делам несовершеннолетних
выполняет функции органов опеки
и попечительства.
В целях обеспечения предъявления в суд
необходимых документов для рассмотрения
требования о взыскании с родителей расходов,
затраченных государством на содержание
детей, находящихся на государственном
обеспечении, в решение об отобрании ребенка
вносится запись об обязанности родителей
в десятидневный срок представить в управление
(отдел) образования местного исполнительного
и распорядительного органа документ,
удостоверяющий личность, и копию заключения
врачебно-консультационной комиссии о
наличии либо отсутствии заболеваний,
при которых родители (родитель) не могут
выполнять родительские обязанности,
засвидетельствованную государственной
организацией здравоохранения. Копия
решения об отобрании ребенка вручается
родителям (родителю), у которых ребенок
отобран, а также направляется не позднее
дня, следующего за днем вынесения данного
решения, в орган внутренних дел по месту
жительства обязанного лица.
О принятом решении об отобрании
ребенка в трехдневный срок уведомляется
соответствующий прокурор. В случае выявления
нарушений законодательства при вынесении
данного решения прокурор в трехдневный
срок после получения этого решения обязан
внести представление о его отмене.
Решение об
отобрании ребенка является обязательным
для исполнения государственными органами,
иными организациями, их должностными
лицами, гражданами.
Отобрание ребенка осуществляется
не позднее дня, следующего
за днем вынесения решения
об отобрании ребенка, комиссией,
формируемой комиссией по делам
несовершеннолетних. В состав комиссии
включаются представители управления
(отдела) образования, органа внутренних
дел и при необходимости управления
(комитета) здравоохранения местного
исполнительного и распорядительного
органа, а также иных организаций.
После отобрания ребенок помещается
на государственное обеспечение
в порядке, установленном законодательством.
В исключительных случаях при
непосредственной угрозе жизни
или здоровью ребенка решение
о немедленном отобрании его
вправе принимать орган опеки
и попечительства в соответствии
с частью второй статьи 85 Кодекса
Республики Беларусь о браке
и семье.
Комиссия по делам несовершеннолетних
после вынесения решения об отобрании
ребенка обязана в течение пяти рабочих
дней информировать о принятом решении
организации по месту работы родителей,
у которых отобраны дети, а в случаях, когда
родители не работают или когда ребенку
назначена пенсия, - управление (отдел)
по труду, занятости и социальной защите
или управление (отдел) социальной защиты
местного исполнительного и распорядительного
органа. Также шестимесячный срок принять
соответствующее решение: о возвращении
ребенка родителям, если отпали причины,
послужившие основанием для отобрания
ребенка, с одновременным уведомлением
об этом организаций по месту работы родителей,
у которых отобраны дети, и (или) управления
(отдела) по труду, занятости и социальной
защите или управления (отдела) социальной
защиты местного исполнительного и распорядительного
органа; об обращении в суд с иском о лишении
родителей (единственного родителя) родительских
прав.
Соответствующий иск в суд
предъявляется по месту жительства
(нахождения) ребенка управлением
(отделом) образования или учреждением,
в котором находится ребенок,
не позднее четырнадцати рабочих
дней после вынесения комиссией
по делам несовершеннолетних
решения.