Лишение родительских прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 00:06, курсовая работа

Описание

Общее понятие «родительские права» объединяет целую группу имущественных и неимущественных прав и обязанностей, которые принадлежат родителям как субъектам родительских правоотношений, которыми закон наделяет родителей для обеспечения надлежащего воспитания и материального содержания детей, а также защиты их прав и интересов. Права родителей так же, как и права детей, действующие законодательство Республики Беларусь

Работа состоит из  1 файл

ГЛАВА 1.docx

— 71.31 Кб (Скачать документ)

        Иск в суд о лишении родителей (единственного родителя) родительских прав могут предъявить также прокурор, опекун, попечитель ребенка, комиссия по делам несовершеннолетних, иные организации, уполномоченные законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей.

       Руководитель районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации обязан не позднее двух недель со дня вынесения комиссией по делам несовершеннолетних решения об отобрании ребенка утвердить план защиты прав и законных интересов ребенка. В данном плане определяется комплекс мероприятий по восстановлению семьи. План защиты прав и законных интересов ребенка является обязательным для исполнения государственными органами, иными организациями, их должностными лицами.

      Неработающие родители с момента  отобрания ребенка берутся на  учет в органах внутренних  дел для профилактического наблюдения  и в установленном порядке  подлежат обязательной государственной  дактилоскопической регистрации.  При необходимости эти лица  обеспечиваются документами, удостоверяющими  личность, копии которых в двухдневный  срок со дня выдачи направляются  органом внутренних дел в управление (отдел) образования по месту  их жительства в целях обеспечения  предъявления в суд необходимых  документов для рассмотрения  требований о взыскании с родителей  расходов по содержанию детей.

      Со дня принятия комиссией  по делам несовершеннолетних  решения об отобрании ребенка  родителям ребенка прекращается  выплата государственных пособий  семьям, воспитывающим детей.

       Лишение родительских прав производится  в судебном порядке. Порядок  разбирательства таких дел регулируется  гражданским процессуальным и  семейным законодательством. Первое  устанавливает общие, второе –  специальные правила судопроизводства. Суд, принимая решение по делу о лишении родительских прав, должен применять нормы семейного права. При рассмотрении исков о лишении родительских прав суды руководствуются Постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26 сентября 2002 г. № 7 "О судебной практике по делам о лишении родительских прав" с последующими изменениями и дополнениями.

      Сложность рассмотрения дел о  лишении родительских прав связана  с традиционной спецификой семейных  отношений, ситуационностью семейно-правовых  норм о лишении родительских  прав, отсутствием стандартов в  принятии решений, невозможностью  выработки единообразных решений  при практически тождественных  условиях, сильной эмоциональной  нагрузкой, специфическими задачами, направленными на защиту интересов  ребенка от самых близких для  него людей, – родителей.

      Подаче искового заявления о  лишении родительских прав в  суд обычно предшествует длительная  профилактическая работа государственных  органов (описывается выше), так  как применение данной меры  возможно только в том случае, если надежды на то, что родители  исправят свое поведении, образ  жизни и отношение к воспитанию  ребенка, нет.

      Дело о лишении родительских  прав рассматривается по заявлению  одного из родителей, опекуна,  попечителя ребенка, прокурора,  органа опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, инспекции по делам несовершеннолетних, иных организаций, уполномоченных  законодательством Республики Беларусь  осуществлять защиту прав и  законных интересов детей.

      Иск о лишении родителей (единственного  родителя) родительских прав в  случае отобрания ребенка по  решению комиссии по делам  несовершеннолетних предъявляется  управлением (отделом) образования  районного (городского) исполнительного  комитета, местной администрации  района в городе или учреждением,  в котором находится ребенок,  не позднее пяти рабочих дней  после вынесения соответствующего  решения комиссии по делам  несовершеннолетних.

        В целях выяснения обстоятельств  дела и характера отношения  родителей к детям дело о  лишении родительских прав необходимо  рассматривать, как правило, с  участием ответчика. В случае  уклонения ответчика от явки  в судебное заседание, суд вправе  с учетом конкретных обстоятельств  подвергнуть штрафу или (и)  принудительному приводу, если  явка признана обязательной, а  при неизвестности места его  пребывания объявить розыск.

        В судебном заседании должны быть доказаны обстоятельства, бесспорно подтверждающие наличие вины родителя и факт, что изменение поведения родителя в лучшую сторону невозможно. После принятия искового заявления суд выносит определение о подготовке дела к судебному разбирательству, затем извещает лиц, участвующих в деле, о судебном разбирательстве, высылает им копию искового заявления, а также дает поручение органам опеки и попечительства провести акт обследования жилищных условий ребенка (детей) и родителей ребенка (детей), предлагая дать заключение по заявленным истцом требованиям (в случаях подачи заявления одним из родителей или лиц, их заменяющих). Данная процедура необходима для определения порядка воспитания и проживания ребенка, объема и качества обеспечения ребенка (детей) родителями, взаимоотношений ребенка (детей) с родителями и прочего.

 В ходе судебного разбирательства в обязательном порядке устанавливаются мотивы обращения истца в суд, обстоятельства, нарушающие, по мнению истца, права и законные интересы ребенка, причины (в случае их наличия) негативного поведения родителей в отношении ребенка, взаимоотношения ребенка (детей) и родителей, а также иные обстоятельства, затрагивающие права и законные интересы ребенка (детей) и родителей.

        Стоит особо отметить, что основанием для лишения родительских прав может являться только осознанное и умышленное поведение родителей. Не будет основанием бессознательное или беспомощное поведение родителей в отношении детей (например, в случае болезни, психического расстройства и т.д.). Уклонение от выполнения родительских обязанностей по воспитанию детей представляет собой особую опасность, потому что оно не носит разового характера, а повторяется систематически, ущемляя интересы несовершеннолетнего ребенка, то есть для лишения родительских прав мало убедиться в неисполнении обязанностей по воспитанию, содержанию, защите как факте. Необходимо установить, что родители упорно, систематически, несмотря на все меры предупреждения, продолжают не выполнять свой родительский долг. Именно наличие системы в действиях (бездействии) родителя, то есть совершение неоднократных поступков, свидетельствующих о нежелании заботиться о жизненно важных потребностях своих детей (в пище, одежде, лечении, воспитании и так далее), подтвержденных фактами, выявленными при рассмотрении дела, служит основанием вынесения решения о лишении родительских прав.

      Вступление решения суда о  лишении родительских прав в  законную силу является основанием  для изменения семейно-правового  статуса родителя и правового  положения ребенка. Родители, лишенные  родительских прав, теряют все  права, основанные на факте  родства с ребенком. Можно сделать  вывод о том, что прекращение  правовой связи между ребенком  и родителями в результате  лишения родительских прав носит  односторонний характер, поскольку  ребенок сохраняет имущественные  права, основанные на факте  родства с родителем и другими  родственниками, а родители лишаются  всего комплекса родительских  прав, при этом обязанность содержать  ребенка сохраняется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

 

ПРАВОВЫЕ  ПОСЛЕДСТВИЯ ЛИШЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ

 

 

3.1.Правовые  последствия лишения родительских  прав

 

     Пять лет назад свет увидел Декрет Президента Республики Беларусь “О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях”. Этот нормативный акт зачастую упоминается в соответствии с его порядковым номером - Декрет № 18, и знают о нем не только сотрудники органов внутренних дел, но и работники образования, здравоохранения и других государственных органов. В нем впервые было употреблено словосочетание — “обязанное лицо”. Так стали называть родителей, лишенных родительских прав, которых обязали возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.

     Обязанность возмещения расходов по содержанию детей возникает со дня помещения ребенка на государственное обеспечение, но не ранее дня принятия решения комиссии по делам несовершеннолетних об отобрании ребенка, постановления органа, ведущего уголовный процесс, либо вступления в силу судебного постановления, приговора в отношении родителей, а прекращается после полного погашения расходов по содержанию детей, а также в случае смерти последнего родителя, являющегося обязанным лицом, объявления его умершим, признания безвестно отсутствующим, недееспособным либо в связи с наличием у родителя заболевания, предусмотренного перечнем заболеваний, при наличии которых родители не могут выполнять родительские обязанности, утверждаемым Министерством здравоохранения.

        При прекращении обязанности возмещения расходов по содержанию детей у обязанного лица, с которого данные расходы взыскивались на основании судебного постановления (за исключением случаев полного погашения расходов по содержанию детей), выносится определение о прекращении исполнительного производства либо исполнительный документ возвращается взыскателю в случаях и порядке, предусмотренных статьями 492 - 494 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь [2, с. 210].

      Работающее на день помещения  ребенка на государственное обеспечение  обязанное лицо возмещает расходы  по содержанию детей из заработной  платы по его заявлению, которое  должно быть подано в трехдневный  срок после помещения ребенка  на государственное обеспечение.  Для производства удержаний из  заработной платы обязанного  лица взыскатель направляет по  месту работы обязанного лица  информацию о сумме средств  на содержание ребенка, подлежащих  взысканию ежемесячно, номере текущего  счета по учету бюджетных средств,  а также своевременно информирует  о последующих изменениях названной  суммы. При этом обязанным лицом  обеспечивается полное исполнение  ежемесячных обязательств по  возмещению расходов по содержанию  детей.

      Если размер заработной платы  и приравненных к ней в соответствии  с Гражданским процессуальным  кодексом Республики Беларусь  доходов обязанного лица, возмещающего  расходы по содержанию детей  в добровольном порядке, не  позволяет ему в течение шести  месяцев в полном объеме выполнять  данные обязательства, обязанное  лицо подлежит трудоустройству  на новое место работы. В этом  случае взыскатель обращается  в суд с заявлением о взыскании с обязанного лица расходов по содержанию детей.

      Обязанное лицо должно явиться  в государственную организацию  здравоохранения не позднее трех  дней со дня получения копии  решения об отобрании ребенка  или сообщения взыскателя и  пройти медицинский осмотр. Организация  здравоохранения, в которой обязанное  лицо проходит медицинский осмотр, обеспечивает его прохождение  в течение трех рабочих дней, а при необходимости дополнительного  медицинского обследования - в течение пяти рабочих дней. В случае, если обязанное лицо в установленный срок не явилось в государственную организацию здравоохранения и (или) не прошло медицинский осмотр, соответствующий орган внутренних дел не позднее четырех дней со дня получения копии решения об отобрании ребенка или сообщения взыскателя выносит официальное предупреждение о недопустимости противоправного поведения и при необходимости обеспечивает явку обязанного лица в соответствующую организацию здравоохранения, а также сопровождение при прохождении медицинского осмотра. В ходе медицинского осмотра для определения наличия либо отсутствия у обязанного лица заболеваний, при которых родители не могут выполнять родительские обязанности, одновременно обязанному лицу определяются противопоказанные по состоянию здоровья работы и неблагоприятные производственные факторы для решения вопроса о его трудоустройстве.

         Расходы по содержанию детей  взыскиваются с обязанных лиц  солидарно.

Суд вправе на основании заявления взыскателя расходов по содержанию детей или  обязанного лица: уменьшить размер подлежащих взысканию расходов по содержанию детей при наличии у обязанного лица на содержании и воспитании несовершеннолетних детей (ребенка); освободить обязанное лицо от уплаты задолженности по возмещению расходов по содержанию детей и прекратить исполнительное производство, если этому лицу возвращены дети (ребенок), находившиеся на государственном обеспечении, и взыскание данной задолженности создаст тяжелое материальное положение для этих детей (ребенка) и (или) для других несовершеннолетних детей (ребенка), если таковые имеются на его содержании и воспитании.

         Требования о взыскании расходов  по содержанию детей могут  быть предъявлены в суд по  месту нахождения взыскателя  данных расходов, а также по  месту жительства обязанного  лица либо по месту нахождения  детей на государственном обеспечении. Взыскание расходов по содержанию детей обращается на заработную плату и приравненные к ней в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь доходы, а также на имущество обязанного лица.

Информация о работе Лишение родительских прав