Место и роль Федерального собрания в системе органов государственной власти России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 18:33, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы являются вопросы, связанные с функционированием Федерального Собрания Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить роль и место Федерального Собрания в системе органов государственной власти РФ;
выявить особенности парламента в части законодательного и представительного органа власти;
определить значение и место Совета Федерации в Федеральном Собрании РФ;
выявить место и роль Государственной Думы в Федеральном Собрании РФ;
рассмотреть деятельность, права и обязанности депутатов Государственной Думы, Членов Совета Федерации РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. Федеральное собрание РФ: правовой статус и структура
1.1 Понятие и Сущность Федерального Собрания…………………………….7
1.2 Парламент РФ – общенациональный, законодательный и педставительный орган государственной власти……………………………..12
ГЛАВА II. Внутренняя организация палат и основные принципы их работы
2.1 Значение и место Совета Федерации в Федеральном Собрании………....15
2.2 Место и роль Государственной Думы в Федеральном Собрании………..22
2.3 Формы деятельности, права и обязанности депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации…………………………………………….....34
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованной литературы и источников…………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 217.00 Кб (Скачать документ)

                                                                                           

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 
 
 
 
 
 

 

      Курсовая  работа по дисциплине:

«Конституционное государственное право России»

      на  тему: «Место  и роль Федерального собрания в системе органов государственной власти России»

 
 
 
 

                                                                    Работу выполнил студент   

                                            группы  12а361-10 

                                              Зайниев О.С._____  

                                             

                           Проверила: 

                                                    Домнина А.В.__________

                                   
 
 
 
 

Н.Новгород

2011 г.

      СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...3                                                                                                                               

ГЛАВА I. Федеральное собрание РФ: правовой статус и структура

1.1 Понятие и Сущность Федерального Собрания…………………………….7                                                                                                              

1.2 Парламент  РФ – общенациональный, законодательный  и педставительный орган государственной власти……………………………..12          

ГЛАВА II. Внутренняя организация палат и основные принципы их работы

2.1 Значение и  место Совета Федерации в Федеральном  Собрании………....15

2.2 Место и  роль Государственной Думы в Федеральном Собрании………..22

2.3 Формы деятельности, права и обязанности депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации…………………………………………….....34

Заключение……………………………………………………………………….39

Список использованной литературы и источников…………………………...41 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      Парламент как государственно-правовой институт имеет многовековую историю. Первые парламенты (английский парламент, испанские кортесы) возникли еще в XII—XIII вв. Однако история современного парламента как общенационального представительного учреждения, отличного от сословных представительных учреждений времен феодализма, начинается с эпохи буржуазных революций, после победы, которых парламент становится важнейшим органом государства. Именно тогда оформился и получил распространение парламентаризм — особая система государственного руководства обществом, которая характеризуется разделением труда законодательного и исполнительного при существенной политической и идеологической роли парламента.

      Парламент и парламентаризм — понятия взаимосвязанные, но не равнозначные. Парламентаризм не может существовать без парламента. В то же время парламент может существовать без важнейших элементов парламентаризма, которые могут быть утрачены. К числу этих важнейших элементов парламентаризма относятся, прежде всего, разделение властей, представительность и законность.

      Следует особо выделить представительность, поскольку только в условиях демократического самоопределения народа парламент приобретает характер демократически легитимированного народного собрания, коренным образом отличающегося и от коллегии советников феодального сюзерена или органа корпоративного сословного представительства более позднего периода, и от представительных учреждений социалистического государства.

      Наличие такого рода народного собрания позволяет говорить о парламентской демократии как форме государства, базирующейся на принципе народного суверенитета.

      В Российской Федерации Федеральное  Собрание как парламент республики пришло на смену «двухступенчатому» механизму высших органов государственной  власти Российской Федерации, включавшему Съезд народных депутатов и формируемый им Верховный Совет.

      Настоящее исследование является одной из попыток анализа правового положения Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Различные аспекты организации и деятельности верхних палат парламентов освещаются преимущественно в учебной и монографической литературе.

      При выполнении курсовой работы использована современная отечественная юридическая, политическая, публицистическая литература. Весомый вклад в развитие идей парламентаризма содержится в трудах С.А. Авакьяна,  М.В. Баглая, В.Д Горобец, И.В.Гранкина, Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина, С.И. Линца, А.М.Савельевой, С.С. Сорокина, В.Е. Чиркина, Б.Эбзеева.

      Целью курсовой работы являются вопросы, связанные  с функционированием Федерального Собрания Российской Федерации.

      Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • определить роль и место Федерального Собрания в системе органов государственной власти РФ;
  • выявить особенности парламента в части законодательного и представительного органа власти;
  • определить значение и место Совета Федерации в Федеральном Собрании РФ;
  • выявить место и роль Государственной Думы в Федеральном Собрании РФ;
  • рассмотреть деятельность, права и обязанности депутатов Государственной Думы, Членов Совета Федерации РФ.

      Объектом  исследования в курсовой работе выступает  Федеральное собрание Российской Федерации.

      Предметом курсовой работы является правовой статус Федерального Собрания РФ, его организация  и принципы работы.

      Методологической  основой исследования являлся общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы: анализ и синтез, формально - логический, системный, сравнительно - правовой, исторический, формально - юридический, обобщения судебной практики и др.

      Основными источниками получения фактической  информации явилась Конституция  Российской Федерации, Федеральный Закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», другие законодательные акты РФ касающиеся работы и формирования Совета Федерации, а также Закон о поправке к действующей Конституции РФ.

      Теоретическая и практическая значимость работы связана с обобщением опыта организации и функционирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, исследованием различных аспектов правового статуса верхних палат парламента государства.

      Материалы, изложенные в курсовой работе, могут найти применение в научных разработках по проблематике парламентаризма, в преподавании курсов конституционного права, парламентского права. Сформулированные в курсовой работе предложения и рекомендации могут быть использованы для совершенствования законодательства.

      Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографического списка. 
 

 

ГЛАВА I. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РФ: ПРАВОВОЙ СТАТУС И СТРУКТУРА 

1.1.  Понятие и сущность Федерального собрания 

     Статья 10 Конституции устанавливает, что  государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Тем самым конституционно закреплено признание теории разделения властей. Согласно вопросу, вынесенному в заголовок параграфа кратко рассмотрим на основании Конституции РФ систему органов государственной власти РФ.

     В статье 11 Конституции России в качестве субъектов осуществления государственной  власти указаны:

  • Президент Российской Федерации,
  • Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума),
  • Правительство Российской Федерации,
  • Суды Российской Федерации.1

     Отдельно  подчёркивается, что государственную  власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Причём, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией России, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

     Согласно ст. 12 органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Однако, они в пределах своих полномочий самостоятельны, а в Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление

     В юридической литературе принято  разделять органы государственной  власти, - с функциональной точки зрения, - на органы законодательной   власти, органы государственного  управления  (исполнительной власти) и органы судопроизводства (власти  судебной).

     Согласно принципам правового государства, провозглашенным Конституцией РФ, верховенство в системе  органов государственной  власти должно принадлежать закону, то есть законодательному  органу, - в системе государственного  управления - Федеральному Собранию, и, прежде всего, Государственной  Думе, являющейся носительницей народного суверенитета по принципам своего формирования на основе всеобщего избирательного права. 2

    Федеральным законодательным  и представительным органом РФ является Федеральное Собрание Российской Федерации. Это общегосударственный, общероссийский орган государственной власти, действующий в масштабах всей России.

    Все другие законодательные органы, функционирующие  на территории РФ, являются региональными, действующими в пределах соответствующего субъекта Федерации.

      Органы  законодательной власти — это Федеральное Собрание РФ; народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе Федерации; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти Российской Федерации.

Информация о работе Место и роль Федерального собрания в системе органов государственной власти России