Место и роль Федерального собрания в системе органов государственной власти России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 18:33, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы являются вопросы, связанные с функционированием Федерального Собрания Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить роль и место Федерального Собрания в системе органов государственной власти РФ;
выявить особенности парламента в части законодательного и представительного органа власти;
определить значение и место Совета Федерации в Федеральном Собрании РФ;
выявить место и роль Государственной Думы в Федеральном Собрании РФ;
рассмотреть деятельность, права и обязанности депутатов Государственной Думы, Членов Совета Федерации РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. Федеральное собрание РФ: правовой статус и структура
1.1 Понятие и Сущность Федерального Собрания…………………………….7
1.2 Парламент РФ – общенациональный, законодательный и педставительный орган государственной власти……………………………..12
ГЛАВА II. Внутренняя организация палат и основные принципы их работы
2.1 Значение и место Совета Федерации в Федеральном Собрании………....15
2.2 Место и роль Государственной Думы в Федеральном Собрании………..22
2.3 Формы деятельности, права и обязанности депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации…………………………………………….....34
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованной литературы и источников…………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 217.00 Кб (Скачать документ)

    Это позволило усилить представительные функции парламента, ускорило развитие системы реально действующих сильных политических партий, укрепит основы парламентаризма, повысит его роль в государственном управлении, в общественной и политической жизни страны.

    Порядок деятельности Государственной Думы определяется Конституцией РФ и Регламентом Думы.

    Для совместной деятельности и выражения  единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, ее депутаты образуют депутатские объединения — фракции и депутатские группы.

    Государственная Дума избирает из своего состава Председателя, Первого заместителя и заместителей Председателя. Они избираются тайным голосованием с использованием бюллетеней. Государственная Дума может принять решение о проведении открытого голосования.

    Вопрос о числе заместителей Председателя решается Государственной Думой.19

    Кандидатов  на должность Председателя Государственной  Думы и его заместителей вправе выдвигать  депутатские объединения и депутаты. Кандидат является избранным, если в результате голосования он получил более половины голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

    В случае если на должность Председателя Государственной Думы избран депутат  Государственной Думы, являющийся руководителем  депутатского объединения, он вправе совмещать пребывание на этой должности и руководство депутатским объединением.

    Председатель  Государственной Думы ведет заседания  палаты; ведает ее внутренним распорядком; организует работу Совета Государственной Думы, осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата Государственной Думы; назначает на должность и освобождает от должности Руководителя Аппарата Государственной Думы с согласия Совета Государственной Думы; представляет палату во взаимоотношениях с другими государственными органами, общественными объединениями, а также с парламентами зарубежных государств и в международных парламентских организациях; участвует в согласительных процедурах для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, а также между органами государственной власти субъектов Федерации; издает распоряжения по вопросам, отнесенным к его компетенции, которые могут быть отменены Государственной Думой, и др.

    Заместители Председателя Государственной Думы по поручению Председателя ведут заседания палаты, замещают Председателя в его отсутствие, решают другие вопросы внутреннего распорядка деятельности палаты согласно распределению обязанностей между ними.20

    Для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты создается Совет Государственной Думы. В его состав входят с правом решающего голоса Председатель Государственной Думы и его заместители. В работе Совета могут принять участие с правом совещательного голоса председатели комитетов Государственной Думы или по их поручению представители этих комитетов.

    Совет Государственной Думы согласно ее Регламенту (ст. 14) формирует проект примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию; принимает решение о включении законопроекта в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию; формирует проект календаря рассмотрения Государственной Думой вопросов на очередной месяц; формирует проект порядка работы Государственной Думы на очередное заседание; созывает по предложению Президента РФ, по требованию депутатского объединения, поддержанному не менее чем одной пятой голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, или по предложению Председателя Государственной Думы внеочередные заседания палаты и определяет даты их проведения.

    В компетенции Государственной Думы Российской Федерации лежат следующие вопросы:

    • Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства Российской Федерации.21
    • Решение вопроса о доверии Правительству РФ.
    • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. 22
    • Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека.
    • Объявление амнистии.
    • Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

    Работа  в Государственной Думе осуществляется на русском языке. Депутат, желающий выступить на  ином языке народов  Российской Федерации, заблаговременно  уведомляет об этом Совет Государственной Думы. Такое выступление обеспечивается переводом на русский язык.

    Государственная Дума рассматривает внешнеполитические вопросы по собственной инициативе, либо в связи с обращением Президента, либо по докладам и сообщениям Правительства и комитетов палаты.23 Государственная Дума принимает обращения и заявления, выражающие ее позицию по общим или отдельным вопросам внешней политики России, а также по вопросам международных отношений в целом.

    Государственная Дума принимает федеральный закон о ратификации международного договора большинством голосов от общего числа депутатов и направляет его в Совет Федерации. 

2.3. Формы деятельности, права и обязанности депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации 

      Депутатом Государственной Думы является избранный  представитель народа, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Государственной Думе и иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством.

      Членом  Совета Федерации является представитель от субъекта Федерации, уполномоченный осуществлять в Совете Федерации законодательные и иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством.

      Одно  и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и  депутатом Государственной Думы. Депутат Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

      Полномочия  членов Совета Федерации, депутатов  Государственной Думы определяются Конституцией РФ, Федеральным законом  от 8 мая 1994 г. «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»(с изменениями и дополнениями), другими федеральными законами.

      Согласно  названному Федеральному закону парламентарии  руководствуются в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами, Регламентом соответствующей палаты Федерального Собрания, предвыборной программой и своими убеждениями.

      Член  Совета Федерации, депутат Государственной Думы работают на постоянной основе.24

      Члены Совета Федерации, депутаты Государственной  Думы являются членами коллегиальных органов — Совета Федерации и Государственной Думы. Поэтому важнейшая форма их деятельности — участие в заседаниях соответствующей палаты, а также в совместных собраниях палат, проводимых в случаях, предусмотренных Конституцией РФ (ч. 3 ст. 100).

      Депутаты  Государственной Думы обязаны поддерживать связь с избирателями.

      Депутат Государственной Думы обязан рассматривать  обращения избирателей, лично вести учет граждан в порядке и сроки, которые установлены Регламентом Государственной Думы, но не реже чем один раз в два месяца, проводить встречи с избирателями не реже чем один раз в полгода, а также осуществлять предусмотренные законодательством Российской Федерации другие меры, обеспечивающие связь с избирателями.

      Парламентарии информируют избирателей о своей  деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации.

      Принимая  меры, обеспечивающие права, свободы  и законные интересы избирателей, парламентарии взаимодействуют с органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, с депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, с политическими партиями "и иными общественными объединениями.

      Депутату  Государственной Думы для работы с избирателями ежемесячно предоставляются соответствующие дни.25

      Депутату  Государственной Думы для осуществления  своих полномочий орган исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации обязан предоставлять транспортные средства, отдельное охраняемое помещение, оборудованное мебелью, средствами связи, в том числе правительственной, и необходимой оргтехникой, включая персональные компьютеры, подключенные к общей сети соответствующих органов государственной власти, принтеры, копировально-множительную технику, а также обеспечивать условия для осуществления своих полномочий.

      Главы администраций в пределах своих  полномочий несут персональную ответственность за создание условий для нормальной деятельности парламентариев.

      Депутаты  Государственной Думы и члены  Совета Федерации обязаны соблюдать правила парламентской этики.

      Депутаты  Государственной Думы и члены  Совета Федерации представляют в налоговые органы декларацию о доходах и сведения об изменении своего имущественного положения одновременно с представлением их соответственно в Государственную Думу и Совет Федерации. Информация о нарушениях, выявленных в результате проверки налоговыми органами, подлежит опубликованию в «Ведомостях Федерального Собрания Российской Федерации».

      Возлагая  на парламентариев самые ответственные  обязанности, законодательство предоставляет им все необходимые для работы условия. Эти условия, позволяющие успешно решать стоящие перед ними задачи, — важнейшие гарантии их плодотворной деятельности.

      Такие гарантии устанавливаются Конституцией РФ, Федеральным законом «О статусе  члена Совета Федерации и статусе  депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», другими федеральными законами.26

      Неприкосновенность  депутата Государственной Думы и  члена Совета Федерации распространяется на их жилые, служебные помещения, багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые ими средства связи, на принадлежащие им документы.

      Депутат Государственной Думы и член Совета Федерации не могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности за высказанное  мнение, позицию, выраженную при голосовании, и за другие действия, соответствующие их статусу, в том числе и по истечении срока их полномочий. Это положение не распространяется на случаи, когда со стороны депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации были допущены публичные оскорбления или клевета и иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законодательством.

      Депутат Государственной Думы или член Совета Федерации вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с выполнением ими своих обязанностей.27

      Жизнь и здоровье депутата Государственной  Думы и члена Совета Федерации  подлежат обязательному государственному страхованию за счет федерального бюджета.

      Федеральное законодательство предусматривает обеспечение материально-финансовых условий для осуществления членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы своих полномочий.

      Парламентариям, не имеющим жилой площади в  г. Москве, на период осуществления ими своих полномочий в трехмесячный срок предоставляется служебное жилое помещение (квартира с мебелью и телефоном) в порядке и на условиях, предусмотренных жилищным законодательством.

      В случае роспуска Государственной Думы ее депутаты получают единовременное денежное пособие, равное трехкратному размеру его ежемесячного вознаграждения на день прекращения депутатских полномочий.

Информация о работе Место и роль Федерального собрания в системе органов государственной власти России