Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 21:55, курсовая работа
Российская Федерация является частью мирового сообщества и поэтому гражданское законодательство Российской Федерации не может не считаться с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами, в которых участвует Российская Федерация.
В настоящее время Российская Федерация является участником всех важнейших универсальных международных договоров в области международных экономических отношений (о купле-продаже, перевозках грузов и пассажиров, лизинге, векселях, патентном и авторском праве и др.). Кроме того, наше государство - участник многочисленных международных договоров, заключенных в рамках СНГ, а также двусторонних соглашений со многими странами о правовой помощи.
Введение.
Понятие источника гражданского права.
Понятие и виды международных договоров.
Международные договоры РФ (ФЗ «О международных договорах РФ»).
Юридическая сила норм международного права в российском праве.
Практика применения международных договоров в гражданском праве РФ.
Заключение.
План:
Введение.
Российская Федерация является частью мирового сообщества и поэтому гражданское законодательство Российской Федерации не может не считаться с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами, в которых участвует Российская Федерация.
В
настоящее время Российская Федерация
является участником всех важнейших
универсальных международных
Международные договоры РФ имеют своим предметом прежде всего отношения отечественных предпринимателей и граждан с иностранными юридическими лицами и гражданами. Однако они применяются и к отношениям между российскими лицами, например, в вексельном обороте, при перевозках отечественных грузов и пассажиров за рубеж, нарушении авторских и патентных прав на территории Российской Федерации. Кроме того, многие положения международных договоров, участником которых является Российская Федерация, воспроизведены в нормах российского гражданского законодательства.
В ФЗ №101 от 15.07.95г. «О международных договорах Российской Федерации» говорится: «Международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций. Международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств». А также: «Международные договоры - существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства. Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств».[1]
Россия является активным участником международных экономических и культурных связей и сотрудничества. Это означает, что все более расширяются отношения с участием иностранных предпринимателей. В силу отмеченного обстоятельства российское гражданское законодательство, как и законодательство других стран, вынуждено включать немало норм, относящихся к такого рода отношениям.
Указанные нормы определяют гражданско-правовой статус иностранных физических и юридических лиц, права иностранцев на оказавшееся на территории РФ имущество, порядок совершения и содержания внешнеэкономических сделок (контрактов), применения гражданско-правовых последствий причинения вреда иностранцам и иностранцами на территории
России и др. Складывающиеся при этом отношения регулируются как общими нормами гражданского законодательства, так и нормами специальными, рассчитанными на отношения, "осложненные участием иностранного элемента".
Вместе с тем важную роль в регулировании такого рода отношений играет международное право. Соответствующие указания на этот счет содержатся в самой Конституции РФ. В силу п.4 ст.15 Конституции "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы". Это означает, что при регулировании общественных отношений, входящих в предмет гражданского права, применяются общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации.
Речь идет, прежде всего, о различных многосторонних международных договорах (конвенциях), участницей которых является Россия (как в собственном качестве, так и в роли правопреемника Союза ССР).
Что касается общепризнанных принципов и норм международного права, то они, как и общие принципы гражданского права, определяют содержание и применение соответствующих гражданско-правовых норм. Их примером может служить принцип запрета ухудшения правового положения (дискриминации) иностранных граждан или юридических лиц по сравнению с национальными субъектами права.
Российская Федерация, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств.
Международные
договоры являются одним из важнейших
средств развития международного сотрудничества,
способствуют расширению международных
связей с участием государственных и негосударственных
организаций, в том числе с участием субъектов
национального права, включая физических
лиц. Международным договорам принадлежит
первостепенная роль в сфере защиты прав
человека и основных свобод.[2]
Понятие
источника гражданского
права.
Понятие источника гражданского права формируется на основе общего понятия источника права. Строго придерживаясь основных положений юридического позитивизма, сводящего все право, в конечном счете, к актам или, образно говоря, к «приказам» государства, специалисты в области гражданского права рассматривают источник гражданского права как «форму выражения правовых норм, имеющих общеобязательный характер». При этом поясняется, что «установление или признание государством того или иного источника (формы) права имеет важное юридическое, в том числе правоприменительное, значение», ибо «только выраженные в таком источнике нормы права могут применяться для регулирования соответствующих отношений. Формально не признанный источник права, как и содержащиеся в нем правила поведения, не имеет юридического (общеобязательного) характера».
Формы выражения гражданско-правовых норм, которые в совокупности образуют гражданское право, называют источниками гражданского права.
Все источники гражданского права, будучи взаимосвязаны между собой и взаимозависимы друг от друга, образуют в рамках общей системы источников российского права свою собственную, частную систему или подсистему.
Последняя, равно как и вся система источников российского права, имеет строго упорядоченный, иерархический характер. На вершине этой иерархической системы, как и всей системы российского права, находится Конституция РФ.
Если источник гражданского права признан государством, то он получает силу важного юридического, а также правоприменяемого источника. Только принятые государством они могут использоваться для регулировки каких-либо отношений. Так что источник, который не был признан, а также входящие в него правила и права не могут иметь никакой юридической силы или значения. В настоящих развитых правопорядках выше всех по значимости находятся нормативные акты, и среди них также высокий уровень занимают законы, в виде актов высшего уровня юридической силы. В области гражданско-правовой они всегда имеют общее название гражданского законодательства.
Раньше правопорядок основывался на государственной экономике, и тогда нормативные акты, утвержденные государством, были единственным источником гражданского права. Так данное понятие и называлось простой категорией гражданского законодательства.
Активное развитие современной мировой экономики потребовало большего количества дополнений, чем ранее и также отражения её в национальном законодательстве международных правовых отношений. Признанные общественностью принципы, нормы общенародного права и общенародные соглашения представляют собой один из компонентов правовой системы. Так что они тоже должны считаться источниками гражданского права[4].
Источники права, говоря простым языком – это способ, с помощью которого закрепляются нормы права. Этот способ обусловлен исторически сложившейся обстановкой. Чаще всего под понятием источника права понимаются нормативно-правовые акты, законы, нормативные договоры, подзаконные акты, т.е. всё, что несёт в себе нормы права. В англосаксонской правовой семье также важную роль играют правовые прецеденты – административные или судебные.
Обычно источники права делят на: правовой обычай, юридический прецедент, нормативный акт. Это три основные формы. К правовым обычаям относят те санкционированные государством нормы, правила поведения, которые сложились в ходе длительного исторического опыта использования и повторения модели поведения, которые передавались из поколения в поколение. Юридический прецедент создаётся в тех случаях, когда решению судебного (судебный прецедент) или административного (административный прецедент) органа по какому-то конкретному делу придается законная нормативная сила. И потом, такой прецедент становится обязательным.
Необходимо отметить, что в нашей стране, которая относится к континентальной правовой семье, ни первый, ни второй вид источников права практически не признаются имеющими юридическую силу.
Многие юристы относят к источникам права еще довольно много различных документов, но это всё уже вторичные источники.
Вместе с тем признание источником права иных, кроме нормативных актов, явлений несет в себе определенную опасность. Ведь нормы права предполагаются формализованными, четко фиксированными, что далеко не всегда имеет место в иных источниках. В свою очередь это обстоятельство чревато произволом правоприменителей, в том числе судов, и неустранимыми разногласиями при установлении содержания применимого к данному случаю права. Поэтому, в частности, не могут признаваться формой права правила морали и нравственности, хотя многие из них по существу лежат в основе ряда правовых норм. Они могут иметь определенное значение лишь при уяснении смысла отдельных гражданско-правовых правил путем их логического толкования. Следовательно, иные, нежели законодательство, источники права тоже должны быть по возможности конкретизированы и формализованы как по содержанию, так и по сфере применения[4].
Источники права считаются факторами, которые включают в себя появление и действие права. К таким факторам относятся деятельность государства, считающаяся правотворческой, волеизъявление в обществе социальных групп и то, какие у общества материальные условия жизни. Источники права употребляются для познания самого права в целом.
Существует и более узко - специальный смысл понятия “источник права”, который дает указания того чем практика пользуется при решении различных юридических дел.
Понятие “источник права” можно рассмотреть в теории с разных точек зрения. Приведем мнения некоторых ученых об “источнике права”. Н. М Коркунов считает, что источник права это юридическая норма, форма в которой правило поведения объектировано[8]. По мнению С. С. Алексеев источником права можно считать акт правотворчества, который объектирован в документальном виде[7]. Определение Л. И. Спиридонова утверждает то, что под источником права можно понимать процесс селективной эволюции культуры, который вобрал в своих нормах поведения весь опыт человечества в социальной сфере[9].
По мнению английского ученого К. Эллена источником права служит деятельность с помощью, которой нормы поведения получают характер права, становясь четко определенными и обязательными. Хотя существует мнение, высказанное в прошлом веке, русским ученым. В. И. Сергеевич утверждал что силы, которые производят право и являются источником права. Согласно этому утверждению, источником права может быть законодательство, как сила, которая создана официально, а под источником права можно считать сам закон являющийся продуктом этой системы[10].
В
течение многих лет ученые России
подходили к вопросу про
Можно сказать, что единый подход к этому вопросу ограничивается признанием того, что сам юридический источник права это что-то “относящееся к форме права”. В нашей юридической науке нет понятия источника права, которое было бы признано общепринятым.
Помимо этого некоторые ученые считают, что к источникам права относится в формальном смысле сама государственная деятельность по установке норм права или административные и судебные прецеденты в истории права. Но при этом сами формы, вы-ражающие такие нормы, могут рассматриваться как формы, а не как источники права не-посредственно.
Информация о работе Международные договоры как источники гражданского права