Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 21:55, курсовая работа
Российская Федерация является частью мирового сообщества и поэтому гражданское законодательство Российской Федерации не может не считаться с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами, в которых участвует Российская Федерация.
В настоящее время Российская Федерация является участником всех важнейших универсальных международных договоров в области международных экономических отношений (о купле-продаже, перевозках грузов и пассажиров, лизинге, векселях, патентном и авторском праве и др.). Кроме того, наше государство - участник многочисленных международных договоров, заключенных в рамках СНГ, а также двусторонних соглашений со многими странами о правовой помощи.
Введение.
Понятие источника гражданского права.
Понятие и виды международных договоров.
Международные договоры РФ (ФЗ «О международных договорах РФ»).
Юридическая сила норм международного права в российском праве.
Практика применения международных договоров в гражданском праве РФ.
Заключение.
В некоторых правовых системах не совпадают сами понятия источник права и форма права. Например, в странах Африки в качестве формы права выступают устные обычаи, которые были превращены в правовые нормы с разрешения государства. В мусульманских странах формой права является мусульманская доктрина, ранее изложенная крупнейшими арабскими богословами, а источниками права служит сама деятельность судов, которая была изложена в этих книгах. Но при этом, когда рассматривается закон, то различие понятий источника и формы права принимается во внимание в меньшей степени, ибо законы принимаются в особом порядке.
Понятие
и виды международных
договоров.
Будучи
основным источником международного права,
международный договор
Международный
договор - это явно выраженное соглашение
между государствами и другими
субъектами международного права, заключенное
по вопросам, имеющим для них общий
интерес, и призванное регулировать
их взаимоотношения путем создания
взаимных прав и обязанностей. Статья
2 Венской конвенции о праве
международных договоров
Международными договорами признаются соглашения, заключаемые Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемые международным правом, независимо от того, содержатся ли такие соглашения в одном или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от их конкретного наименования (ст.2 Федерального закона от 15 июля 1995г. "О международных договорах Российской Федерации").
Международные договоры могут быть межгосударственными, межправительственными и межведомственными и именоваться договором, соглашением, конвенцией, протоколом, обменом письмами или нотами и т.д. (ст.1 Федерального закона от 15 июля 1995 г. "О международных договорах Российской Федерации"). Юридическая сила договора не зависит от его наименования.
Рассмотрим подробнее. Договоры могут классифицироваться по кругу участников и по объекту. По кругу участников договоры подразделяются на двусторонние и многосторонние. Основную массу договоров составляют двусторонние акты. Но с развитием международного сотрудничества значительно возрастают удельный вес и роль многосторонних договоров. В создании общеобязательных международно-правовых норм им уже сегодня принадлежит первое место.
В свою очередь, многосторонние договоры подразделяются на договоры универсальные (общие) и договоры с ограниченным числом участников. К универсальным договорам относятся договоры, в которых участвуют или могут участвовать все субъекты международного права. Иными словами, объект таких договоров представляет интерес для всех субъектов международного права. Договоры с ограниченным числом участников, которые называются региональными, или партикулярными, это такие договоры, число участников которых ограничено. Россия имеет с другими странами, например, двусторонние соглашения по пограничным (более 100), консульским (свыше 130) и другим вопросам [14].
Международные договоры не создают прав и обязательств или прав для третьих государств без их на то согласия. Однако государства, не участвующие в договоре, могут применять его положения в качестве обычных норм международного права [16].
По срокам действия различают срочные международные договоры, т. е. заключаемые на определенный срок, и бессрочные (например, соглашение между СССР и США о предотвращении ядерной войны, 1973).
Договоры могут классифицироваться и по объекту регулирования. С этой точки зрения договоры подразделяются на договоры по политическим, экономическим, правовым вопросам, по вопросам транспорта и связи и т.д. К политическим договорам относятся договоры о союзе, взаимной помощи, ненападении, нейтралитете, мирные договоры, договоры по территориальным и пограничным вопросам, в области разоружения и др. В качестве примеров политических договоров можно назвать Устав ООН, мирные договоры 1947 г.. Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах 1963 г., Договор об Антарктике 1959 г.. Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности 1987 г. Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии 1990 г.
К экономическим договорам относятся торговые договоры, соглашения о поставках товаров и товарообороте, соглашения об экономическом и научно-техническом сотрудничестве, соглашения о займах, кредитах и др. К этому виду договоров относится Римский договор о Единой энергетической системе 1957 г. и др. Среди договоров третьего вида находятся многочисленные соглашения по самым различным специальным вопросам: в области транспорта, связи, по сельскому хозяйству, здравоохранению, образованию, научному сотрудничеству, о правовой помощи и социальном обеспечении, консульские конвенции. Среди договоров по правовым вопросам особое место занимают многосторонние конвенции, кодифицирующие различные отрасли международного права. Таковы Венские конвенции: о дипломатических сношениях 1961 г., о консульских сношениях 1963 г., о праве договоров 1969 и 1986 гг., Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.[13]
Договоры могут быть закрытыми либо открытыми. К закрытым договорам относятся, как правило, уставы международных организаций, двусторонние договоры. Участие в таких договорах для третьих государств предполагает согласие их участников (Римский договор о создании Европейского Экономического Сообщества 1957 г.). В открытых договорах может участвовать любое государство, и такое участие не зависит от согласия сторон договора. Открытыми договорами являются, например, Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 года, Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 года, Венская конвенция о праве договоров 1986 года и др.
Международные договоры делятся на межгосударственные, заключаемые с иностранными государствами, а также с международными организациями от имени России, межправительственные, заключаемые от имени ее правительства, и межведомственные, заключаемые от имени федеральных органов исполнительной власти.
Участвовать
в международных договорах
практике участником договора именуют правительство. Но правительство лишь представляет государство, а само международной правосубъектностью не обладает. Кроме правительства, государство могут представлять при заключении договоров другие органы и лица: глава государства, министр иностранных дел, различные министерства и ведомства.
Иногда заключаются договоры с участием лиц, не являющихся субъектами международного права (например, межправительственное соглашение, в котором, помимо государств, участвует крупное предприятие). Такие договоры являются международно-правовыми в части отношений между субъектами международного права, в части, касающейся отношений между государством и предприятием; правила, зафиксированные в договоре, носят частноправовой характер[16].
В
системе международных
Международные договоры являются одним из важнейших средств развития международного сотрудничества, способствуют расширению международных связей с участием государственных и негосударственных организаций, в том числе с участием субъектов национального права, включая физических лиц. Реализация норм международного права на внутригосударственном уровне происходит в судебной деятельности.
В
Секретариате ООН зарегистрировано
более 40 тысяч международных договоров.
Россия является участником десятков
тысяч действующих
Международные
договоры Российской
Федерации. (ФЗ «О международных
договорах Российской
Федерации»).
В настоящее время Российская Федерация является участницей примерно двадцати тысяч действующих международных договоров. В частности международных договоров по вопросам правовой помощи и правовых отношений по гражданским, cемейным, уголовным и иным делам (Приложение 1). Расширение договорных связей России с другими странами обусловило необходимость совершенствования внутригосударственного законодательства, регламентирующего заключение международных договоров. Одним из важнейших актов российского законодательства в этой области является Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" от 15 июля 1995 г. Он основан на положениях Конституции РФ и общепризнанных нормах договорного права.
Международный договор Российской Федерации определяется в упомянутом Федеральном законе, как международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством или государствами либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.
Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" имеет большое значение. Он является важным шагом на пути дальнейшего развития международного сотрудничества России с другими странами, укрепления ее политических, экономических и культурных связей. Закон содействует успехам нашей внешней политики, защите международных прав российского государства, вытекающих из заключаемых им международных договоров. Он является конкретным результатом реализации положений Конституции Российской Федерации и важным этапом на пути совершенствования российского законодательства. Конкретизировав конституционные нормативные акты России, обобщив опыт договорной практики, накопленный в российском государстве и за рубежом, а также международно-правовые акты в указанной области, данный акт содействует укреплению стабильности договорных отношений Российской Федерации и международных отношений в целом.
Международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями и иными образованиями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций (договоры межведомственного характера).[2]
Международные
договоры РФ имеют своим предметом
отношения отечественных
Межгосударственные договоры заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями, как правило, на самом высоком уровне - от имени Российской Федерации. Например, договоры о дружбе и сотрудничестве, заключенные Российской Федерацией в 1991-1996 гг. с Болгарией, Венгрией, Венесуэлой, Францией и другими странами.[17]
Информация о работе Международные договоры как источники гражданского права