Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:59, реферат
В современных условиях надежность исполнения заключаемых договоров с контрагентами можно повысить путем включения в них условий об обеспечении исполнения обязательств. Гражданский кодекс Российской Федерации содержит ряд институтов, направленных на предотвращение нарушения обязательств, на обеспечение восстановления нарушенных прав, на уменьшение негативных последствий неисправности контрагента. К числу обеспечений обязательств относятся неустойка, задаток, поручительство, банковская гарантия, залог.
Следует отметить тот факт, что если победителем торгов является бюджетное учреждение, а заказчиком было установлено требование обеспечения исполнения контракта, то предоставления обеспечения исполнения контракта не требуется.
5. Федеральный закон N 94-ФЗ устанавливает определенные требования к договору поручительства, если он избран победителем торгов как способ обеспечения исполнения контракта. В частности, поручителем может быть только юридическое лицо, государственная регистрация которого осуществлена в установленном порядке на территории Российской Федерации и капитал и резервы которого, указанные в соответствующем разделе бухгалтерской отчетности, составляют не менее чем триста миллионов рублей. Капитал и резервы определяются по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату или, если договор поручительства заключен до истечения срока представления отчетности по окончании периода, установленного законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, на предыдущую отчетную дату. При этом размер поручительства не может превышать десять процентов размера капитала и резервов поручителя. При заключении государственного или муниципального контракта победитель должен представить вместе с договором поручительства соответствующую копию бухгалтерского баланса поручителя, сданного в налоговый орган в установленном порядке, а также учредительные документы и документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени поручителя. Все листы представляемых документов должны быть прошиты, скреплены печатью поручителя и подписаны уполномоченным лицом поручителя. Соблюдение указанных требований подтверждает подлинность и достоверность представленных документов, сведений поручителя.
Однако Федеральный закон N 94-ФЗ не устанавливает особых требований к другим способам обеспечения исполнения контрактов (безотзывной банковской гарантии, страхования ответственности по контракту, передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита)), это означает, что они регулируются требованиями законодательства Российской Федерации.
На наш взгляд, следует обратить внимание на то, что законодательно необходимо принять типовые правила страхования ответственности по контракту, поскольку возникают трудности при решении на практике таких вопросов, как определение страховых случаев, объем страхового покрытия, перечни документов, необходимых при заключении договора страхования, и других. Разрешение этой проблемы позволит превратить страхование ответственности по контракту в эффективный способ обеспечения исполнения государственных и муниципальных контрактов.
В заключение можно согласиться с мнением Министерства экономического развития РФ, указанным в письме от 12 августа 2009 г. N 13150-АП/Д05 "Об изменениях законодательства Российской Федерации о размещении заказов", о том, что Федеральным законом N 94-ФЗ предусмотрен механизм обеспечения обязательств по государственным и муниципальным контрактам. Однако, на наш взгляд, данный механизм требует дальнейшего развития и внесения соответствующих изменений в законодательство РФ.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются. Исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором (ст. 329 ГК РФ).
Напомним, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (ч. 1 ст. 330 ГК РФ).
Соглашение о неустойке в обязательном порядке должно быть составлено в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке (ст. 331 ГК РФ).
Согласно ч. 11 ст. 9 Закона о государственных закупках неустойка начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Напомним, что согласно ст. 191 ГК РФ течение срока начинается на следующий день после наступления события, которым определено его начало.
Помимо неустойки, нормы Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о государственных закупках) предусматривают возможность установления заказчиком дополнительных условий в обеспечение выполнения контракта. Так, согласно п. 15.2 ч. 4 ст. 22 и п. 9 ч. 4 ст. 34 Закона о государственных закупках заказчик, уполномоченный орган вправе определить обязательства по контракту, которые должны быть обеспечены, а в случае поставок новых машин и оборудования, начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) на поставки которых составляет 50 000 000 руб. и более, поставок медицинского оборудования обязаны определить такие обязательства (в том числе обязательства о предоставлении вместе с новыми машинами и оборудованием гарантий производителя и поставщика на товар) и обязательство о предоставлении вместе с товаром обеспечения гарантии поставщика на товар в размере от 2 до 10% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
Участник размещения заказа не допускается к участию в конкурсе или аукционе в случае непредставления документа или копии документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе, если требование обеспечения таких заявок указано в конкурсной документации или документации об аукционе (п. 3 ч. 1 ст. 12 Закона о государственных закупках). В случае уклонения участника размещения заказа от заключения контракта денежные средства, внесенные им в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе (аукционе), не возвращаются (ч. 12 ст. 25, ч. 5 ст. 27, ч. 2 ст. 29, ч. 12 ст. 35, ч. 6 ст. 36, ч. 11 ст. 37, ч. 2 ст. 38 Закона о государственных закупках).
Установление требования об обеспечении исполнения государственного контракта служит средством минимизации рисков неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту.
В случае установления требования об обеспечении исполнения контракта такой контракт заключается только после предоставления участником конкурса (аукциона), с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, страхования ответственности по контракту, залога денежных средств, в том числе в виде вклада (депозита) в размере обеспечения исполнения контракта; выбор способа обеспечения исполнения контракта из перечисленных способов осуществляется участником конкурса (аукциона) самостоятельно (ч. 4 ст. 29, ч. 4 ст. 38 Закона о государственных закупках).
В комментируемом Письме от 13.02.2012 N ИА/4178 "О применении Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в части определения соответствия представляемого обеспечения исполнения контрактов" ФАС России обращает внимание на участившиеся случаи представления участниками размещения заказов, с которыми заключаются контракты, документов об обеспечении исполнения контрактов, не соответствующих требованиям законодательства РФ, в том числе поддельных договоров поручительства и банковских гарантий.
В частности, ФАС отмечает, что в случае представления лицом, с которым заключается контракт, в качестве документа об обеспечении исполнения контракта договора поручительства заказчик (уполномоченный орган) в сроки, установленные Законом о государственных закупках, вправе осуществить проверку представленных поручителем документов и сведений, в том числе обратиться в налоговые органы с запросом о подтверждении их соответствия данным бухгалтерской отчетности, представленным в налоговый орган таким поручителем. Напомним, что в соответствии с ч. 3 ст. 12 Закона о государственных закупках заказчик, уполномоченный орган вправе запросить у соответствующих органов и организаций следующие сведения:
- о проведении ликвидации участника размещения заказа - юридического лица, подавшего заявку на участие в конкурсе или заявку на участие в аукционе;
- о принятии арбитражным
судом решения о признании
такого участника - юридического
лица, индивидуального
- о приостановлении деятельности такого участника в порядке, предусмотренном КоАП РФ;
- о наличии задолженностей
такого участника по
Указанные органы и организации в течение десяти дней обязаны предоставить необходимые сведения по запросу заказчика, уполномоченного органа.
Если же лицом, с которым
заключается контракт, в качестве
документа об обеспечении исполнения
контракта предоставляется
Получение заказчиком (уполномоченным
органом) информации о том, что лицом,
с которым заключается
Также основанием для признания участника размещения заказа уклонившимся от заключения контракта и рассмотрения вопроса о включении сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков является предоставление лицом, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта, не обеспечивающего установленных заказчиком (уполномоченным органом) в документации о торгах обязательств по контракту, которые должны быть обеспечены.
При принятии решения о включении сведений об участнике размещения заказа в реестр недобросовестных поставщиков денежные средства, внесенные таким участником в качестве обеспечения заявки на участие в торгах, перечисляются заказчику. В случае если основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков являются выявленные факты представления в качестве обеспечения исполнения контрактов поддельных договоров поручительства или банковских гарантий, соответствующие материалы направляются в правоохранительные органы для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела.
В случае выявления заказчиком (уполномоченным органом) ненадлежащего обеспечения исполнения контракта заказчик (уполномоченный орган) вправе предложить лицу, с которым заключается контракт, предоставить надлежащее обеспечение исполнения контракта в соответствии с Законом о государственных закупках.
ФАС обращает внимание на то, что участник размещения заказа несет ответственность за подлинность и достоверность представленных документов об обеспечении исполнения контракта.
Во избежание неблагоприятных
последствий для участников размещения
заказов в связи с
Статьи:
1. Большой бухгалтерский словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 1999.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ (в ред. от 06.04.2011).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 N 14-ФЗ (в ред. от 19.10.2011).
4. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (в ред. от 11.07.2011).
<Письмо> ФАС РФ от 13.02.2012 N ИА/4178 "О применении положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ в части определения соответствия представляемого обеспечения исполнения контрактов"
Информация о работе Обеспечение исполнения обязательств, их виды, сравнительная характеристика