Обязательное пенсионное страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:32, курсовая работа

Описание

Цель работы - изучить обязательное пенсионное страхование
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-изучить понятие и субъекты обязательного пенсионного страхования в РФ;
- изучить формирование и расходование бюджета Пенсионного фонда РФ, образование резерва;
-изучить порядок формирования и индексации расчетного пенсионного капитала

Содержание

1. Суть Федерального закона «Об обязательном государственном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2002г за № 167-ФЗ
2. Социальные пенсии. Понятие, размер, перерасчет и индексация
Задача
Список использованных источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

пенсион обеспечен.docx

— 96.05 Кб (Скачать документ)

Назначение пенсии, перерасчет ее размера и перевод  с одного вида

пенсии на другой

  1. Назначение пенсии, перерасчет ее размера и перевод с одного вида пенсии на другой производятся по заявлению гражданина. *22.1.1)

При этом обращение за назначением  пенсии, перерасчетом ее размера и  переводом с одного вида пенсии на другой может осуществляться в любое  время после возникновения права  на пенсию, перерасчет ее размера или  перевод с одного вида пенсии на другой без ограничения каким-либо сроком. 
2. Перерасчет размера пенсии может производиться в связи с изменением степени ограничения способности к трудовой деятельности, причины инвалидности, количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении пенсионера, категории нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца, а также в связи с изменением условий назначения социальной пенсии. *22.2.1)

В других случаях производится перевод с одного вида пенсии на другой вид пенсии по государственному пенсионному обеспечению. *22.2.2)

Срок, на который  назначается пенсия и с которого изменяется ее

размер

1. Пенсия, предусмотренная  настоящим Федеральным законом,  независимо от ее вида назначается  с 1-го числа месяца, в котором  гражданин обратился за ней,  но не ранее чем со дня  возникновения права на нее.

2. Перерасчет размера  пенсии производится с 1-го  числа месяца, следующего за месяцем,  в котором гражданин обратился  за перерасчетом размера пенсии, за исключением случаев, предусмотренных  абзацами вторым и третьим  настоящего пункта.

При пересмотре степени ограничения  способности к трудовой деятельности или причины инвалидности, который влечет увеличение размера пенсии, пенсия в новом размере выплачивается со дня изменения степени ограничения способности к трудовой деятельности или причины инвалидности.

В случае перерасчета размера  пенсии из-за возникновения обстоятельств, влекущих уменьшение размера пенсии, пенсия в новом размере выплачивается  с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили эти обстоятельства.

3. Перевод с одного  вида пенсии на другой вид  пенсии производится с 1-го  числа месяца, следующего за месяцем,  в котором гражданин обратился  за переводом пенсии с одного  вида на другой.

4. Срок, на который назначается  пенсия (в том числе при изменении  ее размера), зависит от вида  пенсии.

Пенсия за выслугу лет  и пенсия по старости назначаются  пожизненно. Пенсия по инвалидности назначается  на срок, на который определена инвалидность. Пенсия по случаю потери кормильца назначается на весь период, в течение которого член семьи умершего считается нетрудоспособным. *23.4.2)

Порядок назначения, перерасчета размера, выплаты и 

организации доставки пенсии

1. Назначение, перерасчет  размера, выплата и организация  доставки пенсии по государственному  пенсионному обеспечению производятся  органом, определяемым Правительством  Российской Федерации, по месту  жительства лица, обратившегося  за пенсией. При смене пенсионером места жительства выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания на основании пенсионного дела и документов о регистрации, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета. *24.1)

2. Перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты пенсии, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. *24.2)

3. Орган, осуществляющий  пенсионное обеспечение, вправе  требовать от физических и  юридических лиц представления  документов, необходимых для назначения  и выплаты пенсии, а также проверять  обоснованность их выдачи.

4. Выплата пенсии, в том числе в период нахождения пенсионера в государственном или муниципальном стационарном учреждении социального обслуживания, ее доставка и удержания из нее производятся в порядке, предусмотренном для выплаты, доставки и удержаний из пенсии, назначаемой в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". *24.4)

Порядок индексации пенсий

Пенсии, предусмотренные  настоящим Федеральным законом, индексируются в следующем порядке: пенсии федеральных государственных  служащих - при централизованном повышении  денежного содержания (денежного  вознаграждения) федеральных государственных  служащих с учетом положений, предусмотренных  статьями 14 и 21 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном  Правительством Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в  действие с 12 мая 2004 года Федеральным  законом от 8 мая 2004 года N 34-ФЗ, - см. предыдущую редакцию); *25.2) пенсии военнослужащих и членов их семей (за исключением пенсий военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, и членов их семей) - в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" *25.3) пенсии военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, пенсии участников Великой Отечественной войны, пенсии граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, пенсии членов семей перечисленных категорий граждан, пенсии нетрудоспособных граждан - в порядке, установленном для индексации базовой части трудовых пенсий, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". *25.4)

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Любая пенсионная система  – это одна из составляющих системы  социальной защиты. В любом обществе в той или иной форме действует  определенная система социальной защиты населения. Она составляет необходимый  и существенный параметр общественного  устройства.

В 2002 году по инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина в стране стартовала реформа системы пенсионного обеспечения. В силу вступили принятые Государственной Думой Федеральные законы «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Изъяны и противоречия, накопившиеся в старой пенсионной модели, поставили ее на грань кризиса, из которого за счет косметических изменений  старого пенсионного законодательства, нельзя было выйти. Речь могла идти только о создании новой модели системы  пенсионного обеспечения, которая  была бы свободна от недостатков и  противоречий, характерных для прежней  модели.

Ведь за последние годы в стране произошли коренные изменения, преобразившие социально-экономический  облик России, поставившие на повестку дня совершенно новые задачи. Можно  назвать главные из них:

– социальные гарантии минимального обеспечения в старости;

– связь размера пенсии с размером оплаты труда работников путем учета реального вклада (отчислений) на финансовое обеспечение пенсионной системы;

– регулярное повышение пенсий нынешним пенсионерам и эффективный учет пенсионных обязательств перед ныне работающими гражданами.

По сути дела на решение  именно этих задач, выполнив обязательства  перед пенсионерами по старому пенсионному  законодательству, были направлены изменения  в законодательстве, открывающие  новые возможности для повышения  пенсионных выплат.

Вопрос о рассмотрении и изучении пенсионной реформы в  Российской Федерации в настоящее  время актуален. Нововведения в пенсионной системе включают в себя задачи, которые предполагают решить основные проблемы старой пенсионной системы. Достижение финансовой сбалансированности пенсионной системы; повышение уровня пенсионного  обеспечения граждан; формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.

Объектом данной контрольной работы является пенсионная система в РФ.

Предмет – процессы реформирования пенсионной системы в РФ.

Цель контрольной работы – изучить пенсионную реформу в РФ.

Задачи:

– Рассмотреть предпосылки проведения реформы

– Изучить аспекты и основные направления реформирования российской системы пенсионного обеспечения;

– Рассмотреть развитие пенсионной системы.

 

1. Необходимость  реформы пенсионного обеспечения  в России

Поиски эффективной модели пенсионной системы, вызванные старением  населения, ведутся во всех цивилизованных странах, где сложилась традиция социальной ответственности государства  перед пожилыми людьми. Примерно десять лет назад начала искать новую  модель и Россия. Ныне действующая пенсионная система сложилась еще во времена существования советской системы, когда государство являлось единственным собственником и регулятором практически всех отношений в гражданской и хозяйственной сферах. За это время российская пенсионная система пережила не один кризис – затяжной период дефицита Пенсионного фонда, ее главного финансового института, хроническое состояние неплатежей, шок после дефолта 1998 года и т.д. Каждый из этих кризисов влиял на формирование подходов к решению проблемы.

Каковы же предпосылки  необходимости реформирования системы  пенсионного обеспечения?

Уже на рубеже 80-х и 90-х  годов обнаружился целый ряд  недостатков советской пенсионной системы. Важнейшие из них:

• Низкий запас прочности, проявившийся в условиях демографического кризиса и роста численности  пенсионеров.

• Низкая дифференциация пенсий как естественное следствие общей  уравнительной политики.

• Относительно ранний возраст  выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), предопределяющий увеличение нагрузки на пенсионную систему  в условиях старения населения.

• Широко распространенная практика досрочного выхода на пенсию различных категорий работников, означающая, что средний реальный возраст выхода на пенсию значительно  ниже нормативного.

• Особняком стоит вопрос о размере пенсий.

В России пенсионеры, без  учета реального вклада в пенсионную систему, получали слишком маленькую  – ниже прожиточного минимума –  пенсию. За счет граждан, имеющих достаточно высокий заработок и продолжительный  стаж, выплачивались пенсии нестрахового характера. Однако не следует упускать из виду, что часть функций по материальному обеспечению пожилых людей была выведена за рамки пенсионной системы и осуществлялась через политику льгот и привилегий, предоставлявшихся многочисленным группам пенсионеров. Речь идет о бесплатных или частично оплачиваемых услугах: транспортных, жилищно-коммунальных, здравоохранительных и т.д. В этих условиях пенсии обеспечивали социально приемлемый уровень материального обеспечения большей части пожилых людей. Уровень пенсионного обеспечения меньше зависел от размера страховых взносов. Все это вынуждало работодателей к поиску все новых способов уклонения от страховых взносов в Пенсионный фонд.[1]

Сегодня пенсионная система  России – это рудимент распределительного сознания и распределительных механизмов. Что касается «сознания», то по опросам  ВЦИОМ в 51 регионе страны 80% опрошенных считают, что только государство  должно нести ответственность за пенсионное обеспечение.[2] Однако следует признать, что уже в начале 90-х государство постепенно стало утрачивать свое тотальное влияние на пенсионное обеспечение. Старая система, которая предполагала прямую зависимость между числом работающих количеством пенсионеров, стала давать сбой. Так в настоящее время 100 активных работающих граждан фактически содержат 60 пенсионеров. В дальнейшем, если не предпринять мер, связанных с реформированием пенсионной системы, этот показатель будет только расти: к 2015 году на сто работающих будет приходиться 70 пенсионеров, к 2023 г. – 80, а в 2056 количество пенсионеров превысит количество работающих и составит 108 человек![3] При этом уровень пенсии обязательно будет снижаться, ведь, согласно расчетов ВЦИОМ, с каждым годом будут понижаться отчисления в Пенсионный фонд. Одновременно следует помнить и о критической ситуации с демографическим положением в России. Еще в марте 2001 года Б. Грызлов, говорил о проблеме 2003 г.: «…Россия находится в состоянии демографического кризиса, грозящего перерасти в демографическую катастрофу».[4] В этом смысле, по словам Б. Грызлова, «по мере старения общества распределительная пенсионная система становилась все менее эффективной экономически, и более того, неплатежеспособной». Вместе с тем, неблагоприятное соотношение численности работающих граждан и пенсионеров в нашей стране определяется не только низкой рождаемостью, но и тем, что в сравнении с развитыми странами у нас установлен самый низкий возраст выхода на пенсию.

При устаревшей распределительной  системе, работодателям не выгодно  было осуществлять выплаты в ПФ в  полном объеме. Единственная возможность  улучшить положение дел с пенсиями – это постепенно, планомерно реформировать  «причину болезни» – саму пенсионную систему России.

Таким образом, действующая  пенсионная модель не удовлетворяла  ни граждан, поскольку их пенсии были крайне мизерны, ни работодателей из-за высокого уровня взносов в Пенсионный фонд, ни власть, поскольку низкий уровень  пенсий вызывал перманентную социальную и, как следствие, политическую напряженность, ни субъекты Федерации, поскольку распределительная  пенсионная система обязывала регионы-доноры отчислять из своих фондов средства на покрытие пенсионных обязательств дотационным регионам. Каков выход из этой ситуации? Очевидно, что повысить размер пенсии можно, лишь повысив доходы самой пенсионной системы. А это напрямую зависело от того, удастся ли создать стимул у работающей части населения к уплате отчислений в Пенсионный фонд. Таким стимулом, согласно концепции пенсионной реформы, должен был стать переход от распределительной к накопительной пенсионной системе. В этом случае, как подчеркивал В. Пехтин, «размер пенсии будет находится в прямой зависимости от заработка работника, а не от запутанных и сложно исчисляемых процентов, как сейчас».[5]

Информация о работе Обязательное пенсионное страхование