Обязательное пенсионное страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:32, курсовая работа

Описание

Цель работы - изучить обязательное пенсионное страхование
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-изучить понятие и субъекты обязательного пенсионного страхования в РФ;
- изучить формирование и расходование бюджета Пенсионного фонда РФ, образование резерва;
-изучить порядок формирования и индексации расчетного пенсионного капитала

Содержание

1. Суть Федерального закона «Об обязательном государственном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2002г за № 167-ФЗ
2. Социальные пенсии. Понятие, размер, перерасчет и индексация
Задача
Список использованных источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

пенсион обеспечен.docx

— 96.05 Кб (Скачать документ)

В чем же суть новой концепции  пенсионного обеспечения?

Как сказал в одном из своих выступлений Ф. Клинцевич, очевидно, что принятие предложенных Президентом В. Путиным законопроектов позволит «молодым самим заработать себе пенсию и встретить безбедно старость». При этом и Президент, и Правительство шли по пути повышения пенсионного обеспечения: в течении 2000 и 2001 гг. ежеквартально повышался размер пенсий.

Пенсионная реформа предполагала, что пенсия должна складываться из 3 составляющих:

1) базовая часть – одинакова  для всех, достигших пенсионного  возраста (точнее, зависит от степени  ограничения трудоспособности и  количества иждивенцев);

2) страховая часть –  зависит от страхового (трудового  стажа), суммы уплаченных страховых  взносов и финансируется за  счет текущих поступлений в  бюджет Пенсионного фонда, т.е.  по распределительному принципу;

3) накопительная часть  – финансируется за счет средств,  накапливаемых на персональном  счете застрахованного лица и  финансового результата от их  размещения.

Таким образом, чем больше личных накоплений в ПФ, тем выше размер пенсии. Это и есть тот  самый накопительный принцип, используемый во многих странах, когда работающее поколение делает отчисления, которые  не направляются сразу же на погашение  пенсионных выплат пенсионерам. Эти  отчисления проходят стадию накопления, а затем инвестируются, после  чего вместе с полученными от инвестирования доходами используются для пенсионного  обеспечения только тех, кто осуществлял  отчисления в накопительную систему.[6]

У накопительной пенсионной системы есть свои неоспоримые преимущества перед распределительной – уравнительной  системой. Назовем некоторые:

– накопительная система пенсионного обеспечения не зависит от демографической ситуации в стране, от соотношения работающих и пенсионеров, хотя зависит от темпов экономического роста;

– обеспечивает справедливую дифференциацию пенсий, поскольку их размер в этом случае зависит только от объема накопленных за время работы средств и от эффективности инвестирования его накоплений;

– позволяет, в отличие от распределительной системы, «оживить» накопляемые пенсионные средства, эффективно инвестировав их в экономику страны;

– сочетается с системой конкурирующих друг с другом негосударственных пенсионных фондов, что приводит к демонополизации пенсионной системы, облегчает внедрение рыночных начал в пенсионное страхование;

– позволяет каждому гражданину самому рассчитать приблизительный размер собственной пенсии.

Предлагаемая реформа  пенсионного обеспечения – это  стратегический вклад в будущее  страны, в среднее и подрастающее поколение.

Что не может старая и  сможет новая пенсионная система?

При нынешней пенсионной модели никто не может самостоятельно рассчитать свою пенсию, система расчета запутанна, обязательства государства четко  не определены.

В случае поэтапной реализации новой пенсионной модели каждый гражданин  легко может рассчитать свою пенсию на основе регулярно поступающих  к нему данных о пенсионных накоплениях, при этом обязательства государства  ясны и конкретны.

В распределительной системе  пенсионного обеспечения учитывались  либо заработок только за последние  два года, либо за любые пять лет  подряд, т.е. имелась возможность  не платить налоги (взносы) в Пенсионный фонд в течение практически всего  периода трудовой деятельности и  только в последние два года подумать о пенсии и ее размере.

В новой системе зарплата учитывается в полном объеме и  на протяжении всей трудовой деятельности. На перераспределение идет только половина нынешнего тарифа-14%. Вторая половина накапливается в виде пенсионных обязательств государства перед  конкретным работником.

В распределительной пенсионной системе отсутствовали реальные стимулы для работника к полному  предъявлению зарплаты для уплаты с  нее налога и страховых взносов. В итоге взносы выплачивались  лишь с легальной части зарплаты, составлявшей в среднем 35,8% от доходов  населения, и не превышавшей 10% от общего объема доходов.[7]

Согласно новой системе  работник стимулируется к предъявлению полной зарплаты для уплаты с нее  налога и страховых взносов. Создаются  условия для вывода реальной зарплаты из «тени».

При распределительной пенсионной системе размер пенсий сильно отставал от стоимости жизни и прожиточного минимума пенсионера.

При новой системе появляются условия и возможности для  повышения пенсии до уровня прожиточного минимума как за счет вывода размера  зарплаты из «тени», так и за счет ее повышения.

Распределительная пенсионная система порождала социальную нестабильность, вызывала конфликт поколений, работников и работодателей, дестабилизировала  власть.

Новая система пенсионного  обеспечения призвана обеспечить условия  для взаимопомощи поколений и  социального партнерства.

Распределительная пенсионная система приводила к тому, что  сборы на выплату пенсий ложились тяжким бременем на экономику.

Новая система пенсионного  обеспечения за счет накопительной  части страхового сбора создает  инвестиционный ресурс «длинных денег» (со сроком востребования в 25 – 30 лет). Таким образом, пенсионная система  не только обслуживает граждан пожилого возраста, но и реально работает на развитие отечественной экономики.[8]

Итак, выделим основные экономические  причины пенсионной реформы:

1)  устойчивая на протяжении десятилетия тенденция к снижению покупательской способности пенсии;

2)  сужение дифференциации размеров пенсий, обусловленное, с одной стороны, стремлением застрахованных к сокрытию своих доходов от уплаты в пенсионное страхование (т.е. занижение базы начисления страховых взносов), а с другой стороны, сохранением жестких ограничений на предельный размер («потолок») пенсий при необходимости перманентного повышения её минимального уровня исходя из покупательной способности пенсии;

3)  окончательная утрата связи пенсии с «трудовым вкладом» пенсионера, которая выражалась в том, что размер трудовой пенсии по старости практически не зависел ни от продолжительности трудового стажа, ни от размера заработка, т. к. для исчисления максимальной пенсии могла быть учтена только половина с среднемесячной зарплаты;

4)  снижение стимулов к уплате взносов в пенсионную систему не только работодателями, но и самими работниками, которые фактически вступали в «сговор» для сокрытия полной суммы выплат в пользу работника для начисления обязательных пенсионных платежей;

5)  ухудшение демографических факторов развития рынка труда, которые проявлялись при прогнозируемом резком сокращении численности населения в трудоспособном возрасте при одновременном росте численности граждан в нетрудоспособном возрасте;

6)  сохранение нестабильности финансовых ресурсов для долгосрочного развития системы обязательного пенсионного страхования по причине продолжения спада производства и периодических финансовых кризисов;

7)  «замораживание» цены рабочей силы в нашей стране на недопустимо низком для цивилизованного европейского государства с «социально-ориентированной» экономикой (как записано в Конституции Российской Федерации) уровне по причине низких темпов развития отечественной экономики в долгосрочной перспективе[9].

 

2. Реформирование  системы пенсионного страхования  в рф

2.1 Этапы реформирования

Пенсионная реформа является одной из самых сложных и болезненных  проблем переходного периода. Неудачи  в ее осуществлении ухудшают отношение  населения к реформам в целом. Поэтому требования к пенсионной реформе повышенные: реформированная  пенсионная система должна иметь  прочную финансовую основу, не подверженную разрушению и должна повысить благосостояние всех лиц, которых она затрагивает.

Первая официальная попытка  начать пенсионную реформу в России датируется 7 августа 1995 г., когда вышло постановление Правительства РФ №790 «О мерах по реализации концепции реформы пенсионного обеспечения». К работе был привлечен широкий круг специалистов. Международная организация труда (МОТ), Международная ассоциация социального обеспечения (МАСО), Федеральное ведомство страхования служащих ФРГ представили заключение, что «стратегия реформирования пенсионной системы выбрана правильно, отвечает мировому опыту». Критические замечания сводились «к отдельным элементам системы и к отсутствию достаточно разработанных механизмов ее формирования». Концепция реформы в общих чертах подразумевала трехуровневую систему. Часть намеченных мероприятий реформы была реализована. В частности была начата программа ввода персонифицированного учета. Но накопительные механизмы так и не были введены. Причиной стала проблема согласований между заинтересованными государственными структурами на этапе выбора конкретных механизмов. Концепция 1995 года была ориентирована на эволюционное изменение действующей пенсионной системы и не предусматривала резких изменений «правил игры» на пенсионном поле[10].

Дебаты вокруг пенсионной реформы на правительственном уровне привели к появлению в мае 1998 г. новой правительственной концепции, менее радикальной по сравнению с предыдущими, с более осторожным и длительным внедрением новых принципов. Концепция программы была подготовлена по заказу Минэкономики России группой экспертов Центра макроэкономических исследований, Института социологии, экономики и права и Московского центра Карнеги в рамках подготовки займа Всемирного банка на структурную перестройку системы социальной защиты. Долгосрочный этап предполагал создание многоуровневой системы пенсионного обеспечения, включающей: гарантированный государством всем нетрудоспособным гражданам социальный минимум (1-й уровень); обязательное пенсионное страхование (2-й уровень); дополнительные пенсии за счет негосударственных пенсионных фондов (3-й и последующий уровни).

Следующим документом является принятая постановлением Правительством РФ от 20 мая 1998 г. Программа пенсионной реформы. Августовский кризис 1998 года резко, на некоторое время, снизил актуальность накопительного и условно-накопительного подхода к реформированию пенсионной системы. Однако конфликт между различными группами интересов, представлений о механизмах дальнейшего социально-экономического развития России, а также сложившиеся условия в России не позволили довести до логического конца ни предложения, изложенные в Концепции 1995 года, ни мероприятия, предусмотренные Программой 1998 года.

Третья попытка была начата в ходе разработки новой правительственной  программы в 2000 г. Так называемая «программа Грефа» имела специальный раздел, посвященный пенсионной реформе и механизмам введения накопительных принципов. В октябре 2000 г. на заседании Правительства Российской Федерации эти принципы были одобрены и стали приобретать первые конкретные очертания.

В данном документе предполагалось изменить принципы, на которых основывалась вся система пенсионного обеспечения, являющаяся основным механизмом системы  социальной защищенности граждан после  выхода на пенсию. Основные цели реформы  выражены следующим образом: реализация прав граждан на пенсионное обеспечение, финансовая стабильность, создание предпосылок  для устойчивого развития пенсионной системы, адаптация системы к  развивающимся рыночным отношениям, рационализация и оптимизация условий  предоставления и размеров пенсии и  повышение эффективности пенсионной системы путем совершенствования  системы управления.

Основу социальной политики государства в сфере распределения  и потребления составляет гарантированный  минимум жизненных благ. Поэтому, в новой пенсионной системе, единая базовая пенсия будет выполнять роль социальной гарантии пенсионерам в части обеспечения минимальных средств к существованию, а основу доходов пенсионеров составят фактически накопленные ими в период активной трудовой деятельности пенсионные права, причем сумма всех доходов застрахованного, учитываемая при определении размера трудовой пенсии, не будет ограничиваться, а при исчислении заработка будет приниматься во внимание весь период трудовой деятельности. Среди прочих принципов реформы пенсионной системы можно выделить обеспечения равных возможностей для разных возрастных когорт ныне работающих граждан.[11]

Пенсионная система в  Российской Федерации, как совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных  институтов и норм, имеющих целью  предоставление гражданам материального  обеспечения в виде пенсии, должна состоять из следующих частей:

Государственное пенсионное обеспечение – часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет сумм единого социального налога, зачисляемых  в федеральный бюджет, предоставление базовой части трудовых пенсий, базовой  части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца, за счет ассигнований из федерального бюджета – социальных пенсий нетрудоспособным гражданам  в соответствии с законодательством, а также пенсий лицам, находившимся на федеральной государственной  службе или привлеченным к исполнению государственных обязанностей.

Информация о работе Обязательное пенсионное страхование