Обязательное пенсионное страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:32, курсовая работа

Описание

Цель работы - изучить обязательное пенсионное страхование
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-изучить понятие и субъекты обязательного пенсионного страхования в РФ;
- изучить формирование и расходование бюджета Пенсионного фонда РФ, образование резерва;
-изучить порядок формирования и индексации расчетного пенсионного капитала

Содержание

1. Суть Федерального закона «Об обязательном государственном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2002г за № 167-ФЗ
2. Социальные пенсии. Понятие, размер, перерасчет и индексация
Задача
Список использованных источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

пенсион обеспечен.docx

— 96.05 Кб (Скачать документ)

План действий Правительства  Российской Федерации по реализации в 2006 году положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную  перспективу (2006–2008 годы), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 г. №38-р[26] показал, что необходимо определить механизмы, стимулирующие добровольное участие граждан в формировании накопительной части трудовой пенсии в системе обязательного пенсионного страхования, и регламентирование порядка вступления в такие правоотношения.

В апреле 2008 года такой закон  принят, он определяет порядок добровольного  вступления в правоотношения по обязательному  пенсионному страхованию в целях  уплаты дополнительных страховых взносов  на накопительную часть трудовой пенсии и устанавливает порядок  и условия уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную  часть трудовой пенсии, взносов работодателя, а также предоставления государственной  поддержки формирования пенсионных накоплений.[27]

Цель настоящего Закона –  стимулировать формирование пенсионных накоплений и повышение уровня пенсионного  обеспечения граждан.

Встала необходимость  совершенствования государственного контроля и надзора в сфере  инвестирования средств пенсионных накоплений, уточнение прав и обязанностей субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также предоставление возможности инвестирования средств  пенсионных накоплений в ипотечные  ценные бумаги, не гарантированные  Российской Федерацией.

В рамках ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»[28] необходимо взять направление на реализацию прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования на получение накопительной части трудовой пенсии, формируемой в негосударственных пенсионных фондах.

 

3. Состояние и  развитие пенсионной системы  в Российской Федерации

В ходе пенсионной реформы, проведенной в 2002 г., сформирована современная российская пенсионная система, составными частями которой являются:

·  государственное пенсионное обеспечение;

·  обязательное пенсионное страхование;

·  негосударственное пенсионное обеспечение (страхование).

Введен накопительный  компонент, полноправными участниками  которого стали негосударственные  пенсионные фонды. Усилены страховые  принципы в системе обязательного  пенсионного страхования – размер значительной части трудовой пенсии поставлен в зависимость от объема страховых взносов, уплачиваемых в  течение трудовой деятельности. Введены  механизмы сохранения пенсионных прав граждан, приобретенных до реформы  – с учетом трудового стажа  и заработка до 1 января 2002 года.

Сегодня численность пенсионеров, состоящих на учете в территориальных  органах Пенсионного фонда Российской Федерации, составляет 38,5 млн. человек, из них получают трудовые пенсии – 35,7 млн. человек, в том числе по старости – 30 млн. человек.

Наибольший удельный вес  среди пенсионеров, получающих пенсии по государственному пенсионному обеспечению (2,8 млн. чел.), у получателей социальных пенсий – 86,6% (2,4 млн. человек).

Кроме того, пенсии по государственному пенсионному обеспечению получают лица, пострадавшие вследствие радиационных и техногенных катастроф, и члены  их семей (9,9%), пенсионеры – военнослужащие и члены их семей (2,7%), пенсионеры – госслужащие (1,4%).

Ожидается, что к 2010 году число получателей трудовых пенсий возрастет на 1,6 млн. чел., в том  числе по старости – на 1 млн. чел. Исторический минимум численности  пенсионеров пройден в России в 2005 году.

Что касается анализа состояния  негосударственного пенсионного обеспечения, являющегося частью пенсионной системы  страны, то можно отметить, то идет рост числа вкладчиков и участников негосударственных  пенсионных фондов, в которых 6,66 млн. человек добровольно формируют  пенсионные накопления (6,8% экономически активного населения России), более 1 млн. человек получают негосударственную  пенсию. За период 1998–2006 гг. вкладчиками перечислено в фонды свыше 219 млрд. рублей. Чистый инвестиционный доход от размещения средств пенсионных резервов за эти годы составил суммарно более 250 млрд. рублей. При этом 3,27 млн. человек перевели средства обязательных пенсионных накоплений из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственные пенсионные фонды.

На предприятиях, где созданы  и действуют негосударственные  корпоративные пенсионные системы, уровень негосударственной пенсии позволяет уже сейчас обеспечить совместно с трудовой пенсией  по старости индивидуальный уровень  пенсионного обеспечения работников равный или превышающий 40 процентов  от размера утраченного заработка. Средний размер негосударственной  пенсии, выплачиваемой фондами, составил более 1245 рублей в 2008 г.[29]

Проблемы развития пенсионной системы

Анализ долгосрочных перспектив пенсионного обеспечения граждан  показывает, что если не предпринимать  никаких дальнейших действий по развитию пенсионной системы, то:

- трудовая пенсия по  старости до 2050 года не будет  превышать 1,6–1,7 прожиточных минимумов  пенсионера – т.е. уровня, который  планируется достичь к концу  2009 года;

- материальное обеспечение  14–15% пенсионеров будет ниже прожиточного  минимума даже с учетом предоставляемых  мер социальной поддержки; 

- доходы обязательного  пенсионного страхования в составе  единого социального налога будут  систематически снижаться по  отношению росту фонда оплаты  труда, и к 2050 году потребность  в средствах на выплату страховой  части трудовых пенсий на 86% должна  будет обеспечиваться за счет  федерального бюджета;

– соотношение назначаемых трудовых пенсий с прежним заработком также будет систематически снижаться: после 2020 года, например 3/4 работников будут иметь заработок свыше 600 тыс. рублей в год и зарабатывать права на будущую пенсию по старости не более 18% прежнего заработка;

– расходы на выплату  пенсий сократятся с нынешнего невысокого для мировой практики показателя 4,6% ВВП (среднеевропейский показатель 12% ВВП) до 1,6% ВВП притом, что доля пенсионеров по старости увеличится с 26% до 34% населения страны.

Разумеется, такое прогнозируемое перераспределение ресурсов не в  пользу пенсионеров и системное  ухудшение их положения не может  являться целью государственной  социальной политики в сфере пенсионного  обеспечения. Также государственная  политика не может сводиться к  ежегодному обсуждению того, какой  именно объем средств федерального бюджета необходимо направлять на покрытие дефицита Пенсионного фонда.

Поэтому Правительство в  рамках подготовки Концепции долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года с учетом бюджетных  посланий Президента Российской Федерации  Федеральному Собранию Российской Федерации  от 9 марта 2007 года и от 23 июня 2008 года предложило целевые ориентиры развития пенсионной системы и конкретные механизмы их достижения.

Об этих целевых ориентирах уже сказал Александр Дмитриевич.

Единственное, что хочу добавить, что тот показатель, который мы планируем обеспечить для нынешних пенсионеров и застрахованных лиц, подпадающих под правила «дореформенной»  и «новой» пенсионной системы  – в 2,5 прожиточного минимума пенсионера был характерен для «советской»  системы пенсионного обеспечения  нетрудоспособных граждан, которую  многие вспоминают как справедливую. Тогда средняя трудовая пенсия (100 руб.) в 2,5 раза превышала минимальную (40 руб.).

Понимая, что достижение достаточного уровня пенсионного обеспечения  для лиц «старшего» поколения  не терпит отлагательств, в 2011 г. средняя пенсия по старости должна обеспечивать 2, в 2016 г. – 2,5, в 2020 г. – 3 прожиточных минимума пенсионера в Российской Федерации.

А создание для застрахованных лиц, полностью подпадающих под  действие «новой» пенсионной системы  условий для получения трудовой пенсии по старости на уровне 40% утраченного  заработка, на который начислялись  страховые взносы, соответствует  международным стандартам – Конвенции  №102 Международной организации труда. Размер трудовой пенсии по старости по-прежнему будет определяться объемом уплаченных страховых взносов, отраженных на индивидуальном лицевом счете, и ожидаемым периодом ее выплаты. Более того, мы не предполагаем каким-либо искусственным образом  повышать размер пенсии до 40% прежнего заработка лицам, которые ограничились лишь незначительным участием в системе  обязательного пенсионного страхования, и перераспределять в их пользу средства на обеспечение минимального норматива. Это было бы несправедливо по отношению к большей части граждан, уплачивающих взносы в течение 30–40 лет. А что касается развития негосударственного пенсионного обеспечения, то здесь в качестве целевого ориентира предлагается достижение размеров резервов негосударственных пенсионных фондов 15–20% от стоимости капитализации в 2020 г. Этого достаточно для обеспечения участников фондов (не менее 10% экономически активного населения) негосударственной пенсией в размере до 15% средней заработной платы в стране в ценах 2020 года. В рамках негосударственного пенсионного обеспечения за счет добровольных взносов работодателя и работников должна решаться задача замещения негосударственной пенсией до 40% прежнего заработка, в части превышающей заработок, утрата которого страхуется в системе обязательного пенсионного страхования.[30]

Меры по развитию пенсионной системы

Для решения задач развития пенсионной системы и формирования механизмов достижения целевых ориентиров, а также механизмов устойчивого  функционирования пенсионной системы  предлагается следующий комплекс мер.

1) повышение уровня пенсионного  обеспечения лиц старшего поколения  и ликвидация бедности среди  пенсионеров за счет:

Первое – увеличения денежной оценки (валоризации) пенсионных прав, приобретенных к моменту начала пенсионной реформы, позволяющей повысить страховую часть трудовой пенсии нынешним пенсионерам, имеющим продолжительный  «дореформенный» трудовой стаж и  по возрастным ограничениям не способным  заработать существенную часть трудовой пенсии по новым правилам.

Здесь стоит подчеркнуть, что средний размер повышения  пенсий за счет этой меры составит в 2010 году 1700 руб.

И валоризация будет проводиться  в отношении всех лиц, имевших  хотя бы месяц трудового стажа  и заработок до 01.01.2002 г., при назначении трудовой пенсии с учетом денежной оценки дореформенных пенсионных прав (т.е. приблизительно до 2042–44 года).

Второе – установления принципа назначения социальной пенсии соответствующего вида, если размер трудовой пенсии в совокупности с иными  мерами социальной поддержки не обеспечивает пенсионеру прожиточный минимум  в Российской Федерации, и адресного  доведения размера совокупной выплаты  неработающим пенсионерам до указанной  величины (установления социальной доплаты).

Третье – финансирования указанного повышения страховой  части трудовой пенсии в связи  с валоризацией и социальной доплаты  за счет средств федерального бюджета;

2) усиление страховых  принципов предоставления трудовых  пенсий за счет:

Первое – перевода базовой  части трудовой пенсии в систему  обязательного пенсионного страхования, финансируемую за счет средств страховых  взносов, и индексации в составе  страховой части трудовой пенсии с учетом роста доходов Пенсионного  фонда Российской Федерации в  расчете на одного пенсионера, но не свыше роста среднемесячной начисленной  заработной платы, при этом трудовая пенсия (до появления первых назначений ее накопительной части) будет состоять только из страховой части и будет увеличиваться по единым, понятным для нынешних пенсионеров правилам, опережая рост цен.

Второе – установления начиная с 2015 года зависимости размера  базовой составляющей страховой  части трудовой пенсии по старости от продолжительности страхового стажа  в момент ее назначения, в том  числе установления принципа снижения ее размера на 3% за каждый год, недостающий  до нормативной продолжительности  страхового стажа (30 лет), и повышения  на 6% за каждый год, превосходящий указанную  нормативную продолжительность.

Сегодня 2/3 пенсионеров имеют  стаж, превышающий 30 лет. При сохранении этой пропорции большинство пенсионеров, которым пенсия будет назначаться впервые начиная с 2015 года, смогут увеличить размер трудовой пенсии с учетом страхового стажа.

3) изменение источников  финансирования системы обязательного  пенсионного страхования и создание  условий для формирования пенсионных  прав застрахованных лиц в  необходимом объеме, предусматривающее:  
Первое – увеличение тарифа страховых взносов, учитываемых на индивидуальных лицевых счетах граждан и определяющих объем приобретаемых пенсионных прав, с 14 процентных пунктов до 16;

Именно такой размер тарифа взносов, учитываемый на индивидуальном лицевом счете, за 30 лет уплаты взносов  с учетом базовой составляющей страховой  части трудовой пенсии и накопительной  частью позволит достичь размера  трудовой пенсии не менее 40% прежнего заработка, на который начисляются страховые  взносы, в реальном выражении. Прежние  заработки за соответствующий период переводятся в цены года назначения пенсии, и с их усредненной величиной  сопоставляется размер назначаемой  пенсии по старости.

Сегодня индивидуально учитываемые  взносы в размере 14% уплачиваются в  составе единого социального  налога (20% на пенсионные цели). При этом с заработков сверх 280 тыс. руб. в  год взносы уплачиваются в размере 5,5%, с заработка сверх 600 тыс. руб. в год не уплачиваются. Это означает, что за 30 лет уплаты взносов с  учетом базовой части пенсии невозможно «заработать» право на пенсию по старости, выплачиваемую в среднем 19 лет, превышающую 32–34% прежнего заработка в пределах 280 тыс. руб. в год. Для заработков сверх 280 тыс. рублей – втрое меньший  показатель замещения этих заработков будущей пенсией. Однако просто скорректировать  ставку и границы взноса в составе  налога недостаточно. Налог по своей  природе является безвозмездным  платежом. С объемом его уплаты невозможно связать выплаты по обязательному  социальному страхованию, основным принципом которого является эквивалентность  взносов и страховых выплат. В  рамках налоговых платежей не может  быть реализован принцип равенства  прав застрахованных лиц и обязанностей страхователей, а также принцип  достаточности взносов для предоставляемого страхового обеспечения. Поэтому предлагается восстановить страховой источник финансирования обязательного пенсионного страхования  в качестве основного.

Второе – прекращение  взимания страховых взносов с  заработка, превышающего первый порог  регрессии (в условиях 2008 года – 280 тыс. руб. в год, или около 135% среднемесячной начисленной заработной платы в  стране), определение указанной величины в качестве предельного размера  годового заработка, на который начисляются  страховые взносы, и введение ежегодной  индексации этого предельного размера  в связи с ростом средней заработной платы. Заработок 82% работников не превышает 135% среднемесячной заработной платы в стране. При ежегодной индексации предела для начисления страховых взносов по росту средней заработной платы в системе обязательного социального страхования всегда будут полностью охватываться заработки 82% работников. Страхование утраты заработка остальных 18% работников в части, превышающей 135% среднего в стране, на случай утраты ими трудоспособности должна осуществляться за счет средств работодателя или работников вне рамок обязательного страхования – в системе негосударственного пенсионного обеспечения и в рамках иных формах добровольного страхования.

Информация о работе Обязательное пенсионное страхование