Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:32, курсовая работа
Цель работы - изучить обязательное пенсионное страхование
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-изучить понятие и субъекты обязательного пенсионного страхования в РФ;
- изучить формирование и расходование бюджета Пенсионного фонда РФ, образование резерва;
-изучить порядок формирования и индексации расчетного пенсионного капитала
1. Суть Федерального закона «Об обязательном государственном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2002г за № 167-ФЗ
2. Социальные пенсии. Понятие, размер, перерасчет и индексация
Задача
Список использованных источников и литературы
План действий Правительства
Российской Федерации по реализации
в 2006 году положений Программы социально-
В апреле 2008 года такой закон
принят, он определяет порядок добровольного
вступления в правоотношения по обязательному
пенсионному страхованию в
Цель настоящего Закона – стимулировать формирование пенсионных накоплений и повышение уровня пенсионного обеспечения граждан.
Встала необходимость
совершенствования
В рамках ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»[28] необходимо взять направление на реализацию прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования на получение накопительной части трудовой пенсии, формируемой в негосударственных пенсионных фондах.
3. Состояние и развитие пенсионной системы в Российской Федерации
В ходе пенсионной реформы, проведенной в 2002 г., сформирована современная российская пенсионная система, составными частями которой являются:
· государственное пенсионное обеспечение;
· обязательное пенсионное страхование;
· негосударственное пенсионное обеспечение (страхование).
Введен накопительный
компонент, полноправными участниками
которого стали негосударственные
пенсионные фонды. Усилены страховые
принципы в системе обязательного
пенсионного страхования –
Сегодня численность пенсионеров,
состоящих на учете в территориальных
органах Пенсионного фонда
Наибольший удельный вес среди пенсионеров, получающих пенсии по государственному пенсионному обеспечению (2,8 млн. чел.), у получателей социальных пенсий – 86,6% (2,4 млн. человек).
Кроме того, пенсии по государственному
пенсионному обеспечению
Ожидается, что к 2010 году число получателей трудовых пенсий возрастет на 1,6 млн. чел., в том числе по старости – на 1 млн. чел. Исторический минимум численности пенсионеров пройден в России в 2005 году.
Что касается анализа состояния негосударственного пенсионного обеспечения, являющегося частью пенсионной системы страны, то можно отметить, то идет рост числа вкладчиков и участников негосударственных пенсионных фондов, в которых 6,66 млн. человек добровольно формируют пенсионные накопления (6,8% экономически активного населения России), более 1 млн. человек получают негосударственную пенсию. За период 1998–2006 гг. вкладчиками перечислено в фонды свыше 219 млрд. рублей. Чистый инвестиционный доход от размещения средств пенсионных резервов за эти годы составил суммарно более 250 млрд. рублей. При этом 3,27 млн. человек перевели средства обязательных пенсионных накоплений из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственные пенсионные фонды.
На предприятиях, где созданы
и действуют негосударственные
корпоративные пенсионные системы,
уровень негосударственной
Проблемы развития пенсионной системы
Анализ долгосрочных перспектив
пенсионного обеспечения
- трудовая пенсия по старости до 2050 года не будет превышать 1,6–1,7 прожиточных минимумов пенсионера – т.е. уровня, который планируется достичь к концу 2009 года;
- материальное обеспечение
14–15% пенсионеров будет ниже
- доходы обязательного
пенсионного страхования в
– соотношение назначаемых трудовых пенсий с прежним заработком также будет систематически снижаться: после 2020 года, например 3/4 работников будут иметь заработок свыше 600 тыс. рублей в год и зарабатывать права на будущую пенсию по старости не более 18% прежнего заработка;
– расходы на выплату пенсий сократятся с нынешнего невысокого для мировой практики показателя 4,6% ВВП (среднеевропейский показатель 12% ВВП) до 1,6% ВВП притом, что доля пенсионеров по старости увеличится с 26% до 34% населения страны.
Разумеется, такое прогнозируемое перераспределение ресурсов не в пользу пенсионеров и системное ухудшение их положения не может являться целью государственной социальной политики в сфере пенсионного обеспечения. Также государственная политика не может сводиться к ежегодному обсуждению того, какой именно объем средств федерального бюджета необходимо направлять на покрытие дефицита Пенсионного фонда.
Поэтому Правительство в рамках подготовки Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года с учетом бюджетных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 9 марта 2007 года и от 23 июня 2008 года предложило целевые ориентиры развития пенсионной системы и конкретные механизмы их достижения.
Об этих целевых ориентирах уже сказал Александр Дмитриевич.
Единственное, что хочу добавить,
что тот показатель, который мы
планируем обеспечить для нынешних
пенсионеров и застрахованных лиц,
подпадающих под правила «
Понимая, что достижение достаточного уровня пенсионного обеспечения для лиц «старшего» поколения не терпит отлагательств, в 2011 г. средняя пенсия по старости должна обеспечивать 2, в 2016 г. – 2,5, в 2020 г. – 3 прожиточных минимума пенсионера в Российской Федерации.
А создание для застрахованных
лиц, полностью подпадающих под
действие «новой» пенсионной системы
условий для получения трудовой
пенсии по старости на уровне 40% утраченного
заработка, на который начислялись
страховые взносы, соответствует
международным стандартам – Конвенции
№102 Международной организации
Меры по развитию пенсионной системы
Для решения задач развития пенсионной системы и формирования механизмов достижения целевых ориентиров, а также механизмов устойчивого функционирования пенсионной системы предлагается следующий комплекс мер.
1) повышение уровня пенсионного
обеспечения лиц старшего
Первое – увеличения денежной оценки (валоризации) пенсионных прав, приобретенных к моменту начала пенсионной реформы, позволяющей повысить страховую часть трудовой пенсии нынешним пенсионерам, имеющим продолжительный «дореформенный» трудовой стаж и по возрастным ограничениям не способным заработать существенную часть трудовой пенсии по новым правилам.
Здесь стоит подчеркнуть, что средний размер повышения пенсий за счет этой меры составит в 2010 году 1700 руб.
И валоризация будет проводиться в отношении всех лиц, имевших хотя бы месяц трудового стажа и заработок до 01.01.2002 г., при назначении трудовой пенсии с учетом денежной оценки дореформенных пенсионных прав (т.е. приблизительно до 2042–44 года).
Второе – установления принципа назначения социальной пенсии соответствующего вида, если размер трудовой пенсии в совокупности с иными мерами социальной поддержки не обеспечивает пенсионеру прожиточный минимум в Российской Федерации, и адресного доведения размера совокупной выплаты неработающим пенсионерам до указанной величины (установления социальной доплаты).
Третье – финансирования указанного повышения страховой части трудовой пенсии в связи с валоризацией и социальной доплаты за счет средств федерального бюджета;
2) усиление страховых
принципов предоставления
Первое – перевода базовой
части трудовой пенсии в систему
обязательного пенсионного
Второе – установления начиная с 2015 года зависимости размера базовой составляющей страховой части трудовой пенсии по старости от продолжительности страхового стажа в момент ее назначения, в том числе установления принципа снижения ее размера на 3% за каждый год, недостающий до нормативной продолжительности страхового стажа (30 лет), и повышения на 6% за каждый год, превосходящий указанную нормативную продолжительность.
Сегодня 2/3 пенсионеров имеют
стаж, превышающий 30 лет. При сохранении
этой пропорции большинство
3) изменение источников
финансирования системы
Первое – увеличение тарифа страховых
взносов, учитываемых на индивидуальных
лицевых счетах граждан и определяющих
объем приобретаемых пенсионных прав,
с 14 процентных пунктов до 16;
Именно такой размер тарифа взносов, учитываемый на индивидуальном лицевом счете, за 30 лет уплаты взносов с учетом базовой составляющей страховой части трудовой пенсии и накопительной частью позволит достичь размера трудовой пенсии не менее 40% прежнего заработка, на который начисляются страховые взносы, в реальном выражении. Прежние заработки за соответствующий период переводятся в цены года назначения пенсии, и с их усредненной величиной сопоставляется размер назначаемой пенсии по старости.
Сегодня индивидуально учитываемые
взносы в размере 14% уплачиваются в
составе единого социального
налога (20% на пенсионные цели). При этом
с заработков сверх 280 тыс. руб. в
год взносы уплачиваются в размере
5,5%, с заработка сверх 600 тыс. руб.
в год не уплачиваются. Это означает,
что за 30 лет уплаты взносов с
учетом базовой части пенсии невозможно
«заработать» право на пенсию по старости,
выплачиваемую в среднем 19 лет, превышающую
32–34% прежнего заработка в пределах
280 тыс. руб. в год. Для заработков
сверх 280 тыс. рублей – втрое меньший
показатель замещения этих заработков
будущей пенсией. Однако просто скорректировать
ставку и границы взноса в составе
налога недостаточно. Налог по своей
природе является безвозмездным
платежом. С объемом его уплаты
невозможно связать выплаты по обязательному
социальному страхованию, основным
принципом которого является эквивалентность
взносов и страховых выплат. В
рамках налоговых платежей не может
быть реализован принцип равенства
прав застрахованных лиц и обязанностей
страхователей, а также принцип
достаточности взносов для
Второе – прекращение взимания страховых взносов с заработка, превышающего первый порог регрессии (в условиях 2008 года – 280 тыс. руб. в год, или около 135% среднемесячной начисленной заработной платы в стране), определение указанной величины в качестве предельного размера годового заработка, на который начисляются страховые взносы, и введение ежегодной индексации этого предельного размера в связи с ростом средней заработной платы. Заработок 82% работников не превышает 135% среднемесячной заработной платы в стране. При ежегодной индексации предела для начисления страховых взносов по росту средней заработной платы в системе обязательного социального страхования всегда будут полностью охватываться заработки 82% работников. Страхование утраты заработка остальных 18% работников в части, превышающей 135% среднего в стране, на случай утраты ими трудоспособности должна осуществляться за счет средств работодателя или работников вне рамок обязательного страхования – в системе негосударственного пенсионного обеспечения и в рамках иных формах добровольного страхования.