Обязательное пенсионное страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:32, курсовая работа

Описание

Цель работы - изучить обязательное пенсионное страхование
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-изучить понятие и субъекты обязательного пенсионного страхования в РФ;
- изучить формирование и расходование бюджета Пенсионного фонда РФ, образование резерва;
-изучить порядок формирования и индексации расчетного пенсионного капитала

Содержание

1. Суть Федерального закона «Об обязательном государственном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2002г за № 167-ФЗ
2. Социальные пенсии. Понятие, размер, перерасчет и индексация
Задача
Список использованных источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

пенсион обеспечен.docx

— 96.05 Кб (Скачать документ)

Обязательное пенсионное страхование – часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет обязательных страховых взносов предоставление страховой и накопительной частей трудовых пенсий наемным и самозанятым работникам, а также страховой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца.

Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение –  часть пенсионной системы, обеспечивающая в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному  пенсионному страхованию предоставление пенсий за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц.[12]

Пенсионная реформа является одной из самых сложных и болезненных  проблем переходного периода, так  как затрагивает все слои общества. Это широкая программа, предполагающая решение, как неотложных текущих  задач, так и проблем стратегического  порядка, направленных на рационализацию и оптимизацию условий и норм пенсионного обеспечения. Неудачи  в ее осуществлении определят  на многие годы отношение населения  к реформам в целом. И, на наш взгляд, с учетом того, что застрахованные будут максимально включены в  процесс формирования и выплаты  своей трудовой пенсии, система станет более понятна, что, безусловно, приведет к снижению социальной напряженности  в стране. Таким образом, следствием пенсионной реформы должно явиться  улучшение не только общей экономической, но и социальной ситуации в стране.

2.2 Современный  этап реализации пенсионной реформы

С 1 января 2002 г. пенсионная система России действует в новых институциональных рамках, заданных следующими законами:

• ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»[13] (167-ФЗ от 15.12.2001);

• ФЗ «О трудовых пенсиях  в Российской Федерации»[14] (173-ФЗ от 17.12.2001);

• ФЗ «О государственном  пенсионном обеспечении в РФ»[15] (166-ФЗ от 15.12.2001);

• ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» (111-ФЗ от 24.07.2002);

• ФЗ «О дополнительных страховых  взносах на накопительную часть  трудовой пенсии и государственной  поддержке формирования пенсионных накоплений»[16] (56-ФЗ от 30.04.2008);

Эти законы устанавливают  круг участников российской пенсионной системы, порядок формирования пенсионных прав и величину тарифов, виды, основания  и размер пенсии, а также источники  их финансирования.

Основными участниками пенсионной системы в соответствии с действующим  с 2002 г. пенсионным законодательством выступают: работники, работодатели, государство, Пенсионный фонд России (ПФ), негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

В соответствии с Законом  о трудовых пенсиях трудовая пенсия работника складывается из трех частей: базовой, страховой (условно-накопительной) и накопительной.

Базовая часть пенсии устанавливается  в фиксированном размере (450 руб.), дифференцированном по возрасту (900 руб. для лиц старше 80 лет), степени  утраты трудоспособности (от 225 до 900 руб.), количеству иждивенцев.

Страховая часть зависит  от суммы уплаченных взносов (в числителе) и ожидаемого периода выплаты  пенсии (в знаменателе). Страховая  и базовая часть в сумме  не должны быть ниже 660 руб.[17]

Основания для назначения страховой пенсии – возраст (остался  неизменным – 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), наступление  инвалидности или потеря кормильца. Пенсии за выслугу лет учитываются  теперь в группе пенсий по старости. Существенно сокращены требования к стажу для назначения пенсии по старости: минимальный период страхового стажа ограничен 5 годами.

Учет ранее заработанных пенсионных прав производится по нормам ранее действовавшего законодательства с учетом ограничения на заработки  в размере 1,2 по отношению к средней  в экономике зарплате. Поскольку  в новом законодательстве отсутствуют  прямые ограничения на размер трудовой пенсии (кроме опосредованного влияния  на нее регрессивной шкалы пенсионных отчислений), по мере увеличения в объеме пенсионного капитала прав, приобретенных  в новой системе, дифференциация страховых частей пенсии будет расти. Для тех, кто уже получал пенсию на момент начала реформы, установлено, что после перерасчета размер пенсии не может быть ниже ранее  назначенного.

Накопительная часть определяется делением суммы отчислений и инвестиционного  дохода на ожидаемый период выплаты  пенсии, однако точный механизм определения  и выплаты накопительной части  пенсии детально не прописан. Учитывая то, что в законе выплата накопительных  пенсий планировалась только с 2012 г. (а затем этот срок был передвинут на 2022 г.[18]), Правительство полагало, что у него есть определенный временной резерв для принятия решения по данному вопросу.

Введение накопительного элемента сопровождалось рядом административных проблем, ставших предметом дискуссии  первой половины 2002 г.

Во-первых, дифференциация пенсионных тарифов (по году рождения и заработной плате), направляемых в систему страховых  и накопительных счетов, привела  к увеличению транзакционных издержек для работодателей.

Во-вторых, распространение  охвата пенсионной системой на малые  предприятия и самозанятых привела к увеличению налогового бремени, ложащегося на последних.

Несмотря на то, что средства в накопительную систему уже  начали поступать в 2002 г., институциональное устройство накопительного элемента было неочевидно. В окончательной редакции закона об инвестировании разрешен переход как в систему, созданную с участием негосударственных пенсионных фондов (далее по тексту НПФ), так и обратно, а все нормы, регулирующие участие НПФ в системе обязательных накоплений, вынесены в Закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «О негосударственных пенсионных фондах».[19]

Специфической российской проблемой  в социальной сфере вообще и пенсионной, в частности, является значительная доля инвалидов, численность которых  в настоящее время приближается к 11 млн. человек, что составляет 7,3% от всего населения страны и почти 30% от общего числа получателей пенсий.[20]

Другой особенностью российского  пенсионного и трудового законодательства является возможность совмещения получения  пенсий и продолжения работы. Каждый пятый российский пенсионер является работающим пенсионером. Общая их численность  составляет почти 8 млн. человек.[21]

Для российской пенсионной системы принципиальным является вопрос о фактическом возрасте выхода на пенсию и о масштабном распространении  досрочного выхода на пенсию. Согласно данных выборочных социологических  обследований, средний возраст оформления пенсии – 53,1 лет. Мужчины оформляют  пенсию в среднем в 54,5 лет, а женщины  в 52,6 лет. Фактический возраст выхода на пенсию, следовательно, почти на 2,5 года ниже общего у женщин и на 5,5 лет у мужчин.[22]

В соответствии со статьей 7 ФЗ №167 «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»[23] застрахованными лицами являются граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства:

• работающие по трудовому  договору или по договору гражданско-правового  характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному  договору;

• самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной  практикой нотариусы, адвокаты);

• являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств и некоторые  другие.

К другим относятся:

• работающие за пределами  территории Российской Федерации в  случае уплаты страховых взносов  в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено  международным договором Российской Федерации;

• являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов  Севера, занимающихся традиционными  отраслями хозяйствования;

• иные категории граждан, у которых отношения по обязательному  пенсионному страхованию возникают  в соответствии с настоящим Федеральным  законом.

Практически это означает, что под действие пенсионного  страхования попадает все занятое  население, включая как регулярно  занятых, так и самозанятых, за исключением занятых в силовых ведомствах. Точная численность этой категории населения фиксируется в системе персонифицированного учета (далее по тексту – СПУ), однако эти данные, как уже отмечалось, доступны для использования только ПФ.

СПУ предусматривает обязательное открытие индивидуального счета  каждого застрахованного лица с  фиксацией всех предусмотренных  законом страховых взносов работника, а также выдачу каждому застрахованному  пенсионного удостоверения застрахованного  лица. СПУ является необходимым административным элементом пенсионного страхования, и ее формирование заняло несколько  лет. В итоге в стране была создана  единая уникальная система, которая  в принципе должна была охватить все  население, занятое по трудовым договорам  и договорам гражданско-правового  характера.

Другая проблема связана  с широким распространением на российском рынке труда феномена неформальной занятости. В условиях пенсионной системы  смешанного типа, которая включает как страховой, так и накопительный элементы, неформальная занятость, при которой делаются пенсионные отчисления в обе подсистемы, приобретает особое значение. Для ПФ неформальная занятость означает сужение доходной базы, а для населения любые неформальные отношения в части уплаты обязательных пенсионных отчислений ведут к более низкому размеру будущей пенсии, если взять всех не – пенсионеров – трудоспособных и пенсионных возрастов – за 100%, то совсем не платят ЕСН (по причине занятости в армии, МВД и пр., или нелегальной занятости) 32%, платят его хотя бы с части своей зарплаты – 27% и, наконец, скорее всего, уплачивают налог со всего заработка – 41%. Основной контингент плательщиков находится при этом в возрастах 40 лет и старше. В целом доля вероятных плательщиков ЕСН составляет 63%, в том числе 38% – тех, кто не имеет устных договоренностей об оплате труда, то есть платят ЕСН в полном объеме (рис. 1).

пенсионный страхование реформирование правовой

Рис. 1 Доля вероятных плательщиков ЕСН

и пенсионных взносов среди  всех респондентов трудоспособных возрастов, %[24]

Из этого следует, что  ожидаемой легализации доходов, в том числе трудовых доходов, в результате одновременного действия таких весомых факторов, как снижение ставки подоходного налога, введение новой пенсионной системы, стимулирующей  декларацию доходов как базы формирования будущей пенсии, не произошло, что, разумеется, сказывалось на финансовом состоянии  пенсионной системы.

Также следует отметить, что существование значительного  по масштабу неформального экономического сектора и уклонение работников от взносов в ПФ снижает финансовую ответственность последнего перед  будущими поколениями пенсионеров. Между тем в таких координатах  выполнение задачи поддержания размера  пенсий на достойном уровне в средне- и долгосрочной перспективе существенно  осложняется.

Анализ охвата населения  пенсионной реформой будет не полным, если не рассмотреть группу населения, которая не относится ни к застрахованным, ни к пенсионерам. Эта группа лиц представляет особый интерес, поскольку по формальным основаниям они не являются участниками российской пенсионной системы, но вопрос в том, обусловлен ли этот феномен действующим пенсионным законодательством или, же отражает неформальные социальные и экономические практики на рынке труда и в прочих экономических сферах.

Формально, т.е. с точки  зрения законодательства, в группу «незастрахованные или другие»  входят не работавшие учащиеся очной  формы, работники силовых ведомств, военнослужащие, а также домохозяйки, длительно занятые в личном подсобном  хозяйстве. Как уже упоминалось, реально к ней относятся неформально  занятые.

Так, в возрастах до 25 лет  в классе «другие» находится 31,4% респондентов, а среди «застрахованных» – 10,6% или  в три раза меньше. При этом данная группа более весома в сельских населенных пунктах по сравнению с городскими, 28,1% работает за плату или получает доходы от собственной деятельности, 29% – безработные, домашние хозяйки и занятые в ЛПХ – 20,6%, 17,3% – учащиеся, 1,8% – женщины, находящиеся в отпусках по беременности, родам и уходу за ребенком, 1,5% – длительно или постоянно нетрудоспособные (см. приложение – Табл. 4).[25] Принципиально важным здесь является тот факт, что значительная часть представителей этой группы (чуть менее трети) имеет заработки и тем самым могла бы участвовать в пенсионной системе, однако, как уже отмечалось выше, их занятость имеет неформальный характер и не фиксируется системой персонифицированного учета.

Необходимо отметить, что  новая пенсионная система имела  своей целью создание страховых  механизмов, которые позволили бы усилить ответственность самого работника за свою будущую пенсию и установить связь между ее размером и реальным трудовым вкладом в течение трудовой жизни. Отсутствие такой связи в прежней системе распределительного типа относилось к числу наиболее выраженных ее изъянов.

В ходе пенсионной реформы  эта цель во многом была реализована: в 2002–2004 гг. пенсионной системе удалось придать страховой характер, когда доля страховой пенсии составляла более 60% от общего размера и имела тенденцию к росту. Однако события 2005 г. коренным образом изменили это соотношение. Попытка компенсировать экономические потери пенсионеров в связи с монетизацией социальных льгот привели к внеплановой масштабной индексации базовой части пенсии.

Информация о работе Обязательное пенсионное страхование