Органы государственной власти субъектов РФ в решениях Конституционного Суда РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 18:47, курсовая работа

Описание

Цель данной работы заключается в обобщении и анализе решений Конституционного Суда РФ по вопросам деятельности органов государственной власти субъектов РФ и выработке рекомендаций, по наиболее полной и адекватной реализации этих решений в законодательстве)
по оптимизации деятельности самого Конституционного Суда РФ.
Исходя из вытекают следующие задачи:
произвести отбор постановлений и определений Конституционного Суда РФ, имеющих отношение к теме исследования;
изучить как различные элементы мотивировочной и резолютивной части отдельных решений, так и взаимосвязи между различными решениями;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава I. Место Конституционного Суда в системе органов государственной власти…………………………………………………………………………….. 7
Глава II. . Мониторинг эффективности правоприменительной практики 10
Заключение………………………………………………………………………. 31
Список источников и литературы………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по Конституционному праву.doc

— 188.50 Кб (Скачать документ)

 

Оглавление.

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава I. Место Конституционного Суда в системе органов государственной власти…………………………………………………………………………….. 7
Глава II. . Мониторинг эффективности правоприменительной практики 10
Заключение………………………………………………………………………. 31
Список  источников и литературы………………………………………………  

 

 

Введение 
 

      Актуальность.  Выбор данной темы состоит в том, что можно констатировать продолжившуюся тенденцию увеличения числа обращений в Конституционный суд, что может свидетельствовать о повышение правовой активности граждан и доверия к конституционному правосудию. Создание в Российской Федерации специализированного судебного органа конституционного контроля - Конституционного Суда - явилось одним из наиболее значительных событий всего периода крупномасштабных государственно-правовых реформ, начавшихся в России еще в период ее нахождения в составе Советского Союза. К настоящему моменту Конституционный Суд России существует уже десять лет. За это время Конституционным Судом РФ было вынесено более ста шестидесяти постановлений, более тысячи трехсот определений и ряд других актов. Эти данные убедительно говорят о том, что Конституционным Судом РФ накоплен, без преувеличения, колоссальный, а опыт разрешения самых разных правовых проблем, имеющих отношение практически ко всем отраслям права.

      Деятельность  Конституционного Суда РФ всегда находилась и находится в центре внимания ученых-правоведов и практикующих юристов. Результатом этого внимания стали  как многочисленные отдельные публикации в юридической периодике, так и объемные, глубокие исследования, анализирующие различные аспекты организации и деятельности Конституционного Суда РФ. Практика Суда породила целый ряд сложных вопросов, уже в течение целого ряда лет вызывающих неослабевающий интерес у российского юридического сообщества. Среди них можно выделить вопрос о правовой природе и юридической силе решений Конституционного Суда РФ, проблему правового значения мотивировочной части решения Конституционного Суда РФ и феномен правовых позиций Конституционного Суда РФ, взаимоотношения Конституционного Суда РФ с законодателем, взаимоотношения Конституционного Суда РФ с другими судами, а также комплекс вопросов, связанных с исполнением решений Конституционного Суда РФ. Кроме того, объем практики Конституционного Суда РФ к настоящему моменту достиг уже такого уровня, когда становится необходимым анализировать не только деятельность Конституционного Суда РФ в целом, но и его практику по отдельным направлениям. Выделились и стали самостоятельными объектами исследований целые комплексы решений Конституционного Суда РФ по вопросам налогообложения и сборов, защиты собственности, права на судебную защиту, уголовного процесса. Известная "близость" Конституционного Суда РФ к конституционно-правовой проблематике обуславливает то обстоятельство, что сложилась отдельная практика Конституционного Суда РФ по проблемам организации государственной власти, законодательного процесса, местного самоуправления, выборов.

     Тема  актуальна и тем, что в России, как в любом другом правовом государстве, должен существовать институт конституционного контроля, а не надзора, чтобы избежать подчинения органов государственной власти конституционной юстиции.

      Объектом  курсовой являются решения Конституционного суда по органам государственной власти субъектов Российской Федерации. 

      Предметом выступают различные аспекты формирования и функционирования государственной власти, а так же какие решения по ним принимал Конституционный Суд. 

      Степень научной разработанности  темы. В реформирующейся России проблемы конституционного контроля оказались в сфере повышенного научного внимания. В течение нескольких последних лет по этой теме переведены книги, отражающие зарубежный опыт, проведены сравнительно-правовые исследования, вышли работы с анализом отечественного опыта конституционного контроля и надзора. Такая активность вполне объяснима: этот институт является важнейшим элементом.

      Среди авторов занимающимися данной темой  можно выделить ряд известных ученых - теоретиков права, а также специалистов в области конституционного права и конституционного правосудия, среди которых следует выделить С.А. Авакьяна, С.С. Алексеева, М.В. Баглая, А.А. Белкина, Н.А. Богданову, А.Д. Бойкова, Л.В. Бойцову, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, С.Л. Зивса, Д.А. Керимова, И.В. Котелевскую, В.А. Кряжкова, Б.С. Крылова, Л.В. Лазарева, В.В. Лазарева, В.И. Лафитского, В.О. Лучина. М.А. Митюкова, Т.Г. Морщакову, В.В. Невииского, Ж.И. Овсепян, Л.А. Окунькова, В.А; Сивицкого, Б.А. Страшуна, Д.Л. Суркова, В.М. Сырых, Ю.А. Тихомирова, И.А. Умнову, Т.Я. Хабрисву, Г.Н. Чеботарева, А.Ф. Черданцева, В.Е. Чиркина, Ю.Л. Шульжснко, Б.С. Эбзссва. Так же можно выделить зарубежных авторов - А. Барака, А. Бланкенагеля, Т. Маунца, В. Кросса, Ш. Монтескье. 

      Цель  данной работы заключается в обобщении и анализе решений Конституционного Суда РФ по вопросам деятельности органов государственной власти субъектов РФ и выработке рекомендаций, по наиболее полной и адекватной реализации этих решений в законодательстве)

по оптимизации  деятельности самого Конституционного Суда РФ. 

      Исходя  из вытекают следующие задачи:

  1. произвести отбор постановлений и определений Конституционного Суда РФ, имеющих отношение к теме исследования;
  2. изучить как различные элементы мотивировочной и резолютивной части отдельных решений, так и взаимосвязи между различными решениями;
  3. проследить изменения в законодательстве, произошедшие под влиянием решений Конституционного Суда РФ, а также выявить случаи неисполнения законодателем решений Конституционного Суда РФ (в этой связи особого внимания заслуживает Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”);
  4. проанализировать практику применения положений Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”.
 
 

      В курсовой работе присутствует одна основная группа источников. К ней относится массив федерального законодательства, регламентирующего вопросы, связанные с решениями Конституционного суда в РФ. К числу наиболее важных источников, помимо Конституции РФ относятся также научные положения, выводы и оценки, содержащиеся в трудах отечественных и ряда зарубежных ученых в области общей теории права, конституционного, финансового, административного и гражданского права.

     При подготовке курсовой работы использовались как общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция), так и частнонаучные (формально-логический, сравнительно-правовой и формально-юридический, программно-целевой) методы. 

     В структурно-композиционном плане работа состоит из Введения, двух глав, заключения и списка источников и литературы.

 

      Глава I. Место Конституционного суда в системе органов государственной власти 

     Исходя  из установленного Конституцией РФ принципа разделения властей, система органов государственной власти по функциональному принципу делится на органы законодательной, исполнительной и судебной власти

     Органы  законодательной власти - Федеральное  Собрание РФ в составе двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации, парламенты - законодательные и представительные органы республик в составе Российской Федерации: Государственный Совет Татарстана, Народный Хурал Бурятии, Государственное Собрание (Курултай) Башкортостана и т.д.; законодательные представительные органы других субъектов Федерации (краевые, областные, городские думы или законотворчества собрания и т.д.). Основная их функция - осуществление общефедерального или регионального законодательства, принятие законов. Все органы законодательной власти являются выборными, т.е. формируются на самой демократической основе путем всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. На общефедеральном уровне орган законодательной власти представляет население всей страны, а законодательные органы субъектов Федерации представляют население только этих субъектов.

     Органы  исполнительной власти - это Правительство  РФ, Правительства республик в  ее составе, Правительства в ряде субъектов (Москва, Санкт-Петербург  и другие), администрации краев, областей, автономных округов. Кроме того, к ним относятся министерства, государственные комитеты и иные органы исполнительной власти, включая их подразделения в субъектах Федерации, а также комитеты, отделы, управления и другие подразделения исполнительной власти в субъектах Федерации.

     Основное  назначение органов исполнительной власти - деятельность по организации  исполнения Конституции, других законов  и иных правовых нормативных актов, исполнение государственного бюджета, программ экономического и социального  развития, а также решение различных оперативных вопросов, входящих в компетенцию органов исполнительной власти. Эти органы обладают также полномочиями распорядительного характера, т.е. могут распоряжаться материальными, финансовыми и иными ресурсами, управлять государственным имуществом и т.д.

     К числу федеральных органов исполнительной власти относятся федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные  комиссии, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры  России и иные федеральные органы исполнительной власти. Структура федеральных органов исполнительной власти устанавливается указом Президента РФ, и указом же Президента в эту структуру могут вноситься необходимые изменения по предложению председателя Правительства.

     По  Конституции РФ третьей отраслью власти по является судебная, которая осуществляется только судами на основе закона. Создание чрезвычайных судов запрещено. Судебная власть независима от законодательной и исполнительной отраслей власти и осуществляется несколькими видами судопроизводства - конституционным, гражданским, административным, уголовным. Сама судебная система устанавливается Конституцией РФ (гл. 7 "Судебная власть"), федеральным конституционным законом "О судебной системе в Российской Федерации" 1996 г. и другими федеральными законами.

     В соответствии с законом судебная система РФ включает в себя Конституционный  Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, одноименные  суды республик в составе РФ, краевые, областные суды и арбитражные  суды края, области, суды и арбитражные суды городов федерального значения, автономной области и автономных округов, а также районные суды, мировые суды и военные суды.

     Таким образом, Конституционный суд РФ – это орган судебной власти РФ, при этом судебная власть независима от законодательной и исполнительной отраслей власти. Судебная система устанавливается Конституцией РФ (гл. 7 "Судебная власть"), федеральным конституционным законом "О судебной системе в Российской Федерации" 1996 г. и другими федеральными законами.

 

Глава II. Мониторинг эффективности правоприменительной практики.

      Законодательством предусмотрен четкий механизм исполнения решений Конституционного Суда субъектами Российской Федерации, включая реализацию мер юридической ответственности  за неисполнение. Несмотря на это, как  доказывает практика, органами законодательной, исполнительной власти субъектов Российской Федерации также иногда не соблюдаются установленные законодательством требования к исполнению актов Конституционного Суда. Нередко нарушается требование о незамедлительности опубликования решений в официальных изданиях органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которых касается принятое решение.

      Нельзя  допустить ситуаций, при которых  субъекты Российской Федерации в  нарушение статьи 87 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ не принимают мер по устранению из действующей правовой системы положений, аналогичных тем, которые были предметом рассмотрения в Конституционном Суде и признаны не соответствующими Конституции. Этому должен способствовать опыт, когда несколько лет назад на основе всестороннего мониторинга в рамках скоординированных усилий федеральных органов государственной власти была осуществлена работа по приведению в соответствие с федеральным законодательством и решениями Конституционного Суда региональных нормативных актов.

      Кроме того, органы государственной власти других субъектов Российской Федерации  обязаны самостоятельно осуществлять меры по своевременному выявлению таких нормативных положений и осуществлению необходимого регулирования в соответствии с позициями Конституционного Суда. К сожалению, большинством субъектов Российской Федерации такая работа не проводится. 

Неотъемлемой  частью осуществляемых в стране преобразований по улучшению качества жизни граждан является повышение эффективности государственного управления. При этом главным требованием к государственному управлению в целом и одновременно основным критерием его оценки является безусловное и неукоснительное соответствие конституционным нормам и принципам. Обеспечение конституционности в деятельности государственных органов в правотворческой и правоприменительной сферах и есть концептуальная основа дальнейшего социально-экономического и политического развития государства.

      Конституционный Суд Российской Федерации как  орган конституционного контроля, осуществляющий проверку на соответствие Конституции Российской Федерации положений нормативных правовых актов, выявляющий истинный конституционно-правовой смысл нормативных положений, обеспечивает стабильность политико-правовой системы, защищает конституционные права и свободы человека и гражданина, способствует обеспечению доверия населения к осуществляемым преобразованиям. В процессе реализации своих полномочий Конституционный Суд анализирует состояние правотворческой и правоприменительной деятельности, определяет уровень эффективности и качество законодательства, вырабатывает и предлагает возможные способы устранения выявляемых законодательных проблем. В этой связи решения Конституционного Суда являются конституционно-правовой оценкой осуществляемой государственной политики и имеют первоочередное значение для ее дальнейшего развития и совершенствования.

Информация о работе Органы государственной власти субъектов РФ в решениях Конституционного Суда РФ