Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 13:02, курсовая работа
Особенности федеративного устройства Российской Федерации - асимметрия, различие политико-правовых статусов субъектов федерации, сложный, многоуровневый характер федерации — оказывают существенное влияние на формирование и функционирование органов власти субъектов федерации.
В соответствии с основами конституционного строя система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно. Правовой основой образования и деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации является Конституция РФ, федеральные законы, конституции (уставы) и законы субъектов федерации.
Конституция РФ определяет основные базовые принципы, на которых должна строиться их деятельность:
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ 5
II. ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 8
2.1. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ 8
2.2. ПРАВОВОЙ СТАТУС 9
2.3. ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ 15
III. ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17
3.1. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ 17
3.2. ПРАВОВОЙ СТАТУС 20
3.3. ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ 22
IV. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИЛИ СУДЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
Министерство
образования и науки Российской
Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Иркутский
государственный университет
Юридический
институт
Кафедра
конституционного права
Органы
государственной
власти субъектов Российской
Федерации: понятие,
признаки, виды
Курсовая работа
Защищена «__» ________2011 г.
С оценкой __________________
Подписи: ___________________ Научный руководитель:
___________________ ________
ИРКУТСК 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Особенности федеративного устройства Российской Федерации - асимметрия, различие политико-правовых статусов субъектов федерации, сложный, многоуровневый характер федерации — оказывают существенное влияние на формирование и функционирование органов власти субъектов федерации.
В соответствии с основами конституционного строя система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно. Правовой основой образования и деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации является Конституция РФ, федеральные законы, конституции (уставы) и законы субъектов федерации.
Конституция РФ определяет основные базовые принципы, на которых должна строиться их деятельность:
-самостоятельности
и независимости органов
-государственной
целостности и единства
-защиты
прав граждан на всей
-разграничения
предметов ведения и
Государственную власть в субъекте Российской Федерации осуществляют законодательные (представительные) и исполнительные органы власти субъекта Российской Федерации, а также федеральные органы исполнительной власти и суды, образованные и действующие на территории субъекта Российской Федерации. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» более детально определяет полномочия и основы деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов федерации. Согласно закону систему органов государственной власти в субъекте Российской Федерации составляют законодательный (представительный) орган власти, высший орган исполнительной власти, а также иные органы государственной власти, образованные и действующие на территории субъекта федерации в соответствии с российским законодательством.
Таким
образом, целью написания данной
курсовой работы является рассмотрение
понятия, признаков, видов органов
государственной власти субъектов
Федерации, правового статуса, порядка
формирования и прекращения полномочий.
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации – это учрежденная субъектом Российской Федерации организация или должность, действующая от имени субъекта Российской Федерации на основании нормативно-правовых актов РФ и данного субъекта Федерации, обладающая соответствующей структурой, обособленностью и самостоятельностью, реализующая собственные задачи и функции, обладающая компетенцией, предстающей в виде предметов ведения и полномочий, имеющих властный, общеобязательный характер1.
Помимо образующих данное определение признаков, к признакам государственного органа необходимо отнести официальное наименование, порядок организации, реорганизации и ликвидации, территорию деятельности, гарантии и ответственность.
Систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.
Содержание ст. 2 Закона об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ2 демонстрирует один из многочисленных подходов законодателя к толкованию категории «система органов государственной власти» (в данном случае в «горизонтальном» отношении, с позиций принципа разделения властей в субъектах Федерации). В то же время конституционный принцип разделения властей представлен здесь в усеченном виде. В данной статье Закона прямо не указана одна из трех ветвей государственной власти - судебная власть. Между тем конструкция данной статьи, предусматривающей открытый перечень органов регионального уровня, допускает возможность создания в субъектах судебных органов. Согласно ч. 4 ст. 4; ст.ст. 27, 28 Закона о судебной системе3, Федеральному закону «О мировых судьях в Российской Федерации»4 к судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации. Наряду с федеральным законодательством порядок организации и деятельности региональных органов конституционной юстиции и мировых судей регламентируется законами субъектов Федерации.
Вместе с тем, как подчеркнул Конституционный Суд РФ в определении от 8 июня 2000 г. N 91-О по запросу Правительства Республики Ингушетия о проверке конституционности части первой статьи 2, статей 5, 6, 7, 8, пункта 2 статьи 9, статьи 21 и пункта 4 статьи 23 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»5, на федеральном законодателе лежит обязанность самостоятельно определить перечень всех действующих судов, систему процессуальных инстанций и их компетенцию. Конституция РФ непосредственно предусматривает существование единой судебной системы Российской Федерации и не предполагает в качестве самостоятельных судебные системы субъектов РФ.
Формулировка
ст. 2 Закона Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации
также допускает возможность создания
в регионах органов государственной власти
местного уровня. Такое право субъектов
Федерации было подтверждено рядом решений
Конституционного Суда РФ: постановлением
по делу о проверке конституционности
Закона Удмуртской Республики от 17 апреля
1996 года «О системе органов государственной
власти в Удмуртской Республике»6,
постановлением по делу о проверке конституционности
статей 80, 92, 93 и 94 Конституции Республики
Коми и статьи 31 Закона Республики Коми
от 31 октября 1994 года «Об органах исполнительной
власти в Республике Коми»7, постановлением
по делу о проверке конституционности
отдельных положений Устава (Основного
закона) Курской области8. Согласно
правовым позициям Конституционного Суда
РФ, система органов государственной власти
субъектов Федерации может включать в
себя как высшие региональные органы власти
(законодательные и исполнительные), так
и соответствующие территориальные органы,
в том числе органы административно-
В
настоящее время федеральное
законодательство установило единые требования
к порядку организации и
Субъекты РФ имеют органы законодательной власти, образованные на представительной основе. Именно поэтому в законодательстве они обозначаются как законодательный (представительный) орган субъекта РФ, хотя, было бы лучше именовать их «местный парламент», а еще лучше, с учетом мировой практики - легислатура.
Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций.
Законодательные (представительные) органы государственной власти республик обычно именуются: Государственное собрание (5), Государственный совет (5), Народное собрание (3), Парламент (5), редко Верховный совет (2). В отдельных республиках для обозначения законодательных (представительных) органов государственной власти используются двойные наименования (Государственный совет - Хасэ в Адыгее, Государственное собрание - Курултай в Башкортостане, Верховный совет - Хурултай в Хакасии). В Тыве действуют два представительных органа — Верховный Хурал (парламент) и Великий Хурал (Съезд).
В краях наиболее популярным обозначением является законодательное собрание (Алтайский, Краснодарский и Красноярский края). Вместе с тем, используется и наименование «Краевая дума» (Приморский и Хабаровский края). Законодательный (представительный) орган государственной власти Ставропольского края именуется Государственной думой. Рассматриваемые органы в областях чаще именуются Областной думой, реже, в том числе в Еврейской автономной области, - Законодательным собранием (16 случаев против 26), иногда - Собрание депутатов, редко - Представительное собрание, Областное собрание, Областной совет депутатов.
Законодательный (представительный) орган государственной власти Москвы - Государственная Дума, Санкт-Петербурга - Городская Дума.
В автономных округах принято название «Дума». Лишь в двух автономных округах (Коми-Пермяцком и Ненецком) используется понятие «Законодательное собрание».
В
подавляющем большинстве
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является правомочным, если в состав указанного органа избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.
Срок полномочий депутатов законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и не может превышать пять лет. На сегодня на пять лет избираются лишь депутаты Государственного Собрания Республики Башкортостан и Государственного Совета Республики Татарстан, а в остальных субъектах РФ либо на два года, либо на четыре. Причем, на двухлетний срок избираются депутаты в законодательные (представительные) органы государственной власти всех субъектов РФ, кроме 13 республик. В законодательные (представительные) органы государственной власти Адыгеи, Алтая, Бурятии, Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Карачаево-Черкессии, Карелии, Коми, Саха (Якутии), Северной Осетии - Алании, Тывы, Удмуртии, Чувашии депутаты избираются на 4 года10.