Органы государственной власти субъектов Российской Федерации: понятие, признаки, виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 13:02, курсовая работа

Описание

Особенности федеративного устройства Российской Федерации - асимметрия, различие политико-правовых статусов субъектов федерации, сложный, многоуровневый характер федерации — оказывают существенное влияние на формирование и функционирование органов власти субъектов федерации.
В соответствии с основами конституционного строя система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно. Правовой основой образования и деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации является Конституция РФ, федеральные законы, конституции (уставы) и законы субъектов федерации.
Конституция РФ определяет основные базовые принципы, на которых должна строиться их деятельность:

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ 5
II. ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 8
2.1. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ 8
2.2. ПРАВОВОЙ СТАТУС 9
2.3. ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ 15
III. ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17
3.1. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ 17
3.2. ПРАВОВОЙ СТАТУС 20
3.3. ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ 22
IV. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИЛИ СУДЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Работа состоит из  1 файл

Курсовая готовая.doc

— 175.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Иркутский государственный университет 

Юридический институт 

Кафедра конституционного права 
 

Органы  государственной  власти субъектов Российской Федерации: понятие, признаки, виды 

               Курсовая работа  

Защищена «__» ________2011 г.

С оценкой __________________

Подписи: ___________________   Научный руководитель:

             ___________________   _____________________

                                                _____________________ 
 
 
 
 
 
 

ИРКУТСК 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ 

  

Введение

 

     Особенности федеративного устройства Российской Федерации - асимметрия, различие политико-правовых статусов субъектов федерации, сложный, многоуровневый характер федерации — оказывают существенное влияние на формирование и функционирование органов власти субъектов федерации.

     В соответствии с основами конституционного строя система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно. Правовой основой образования и деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации является Конституция РФ, федеральные законы, конституции (уставы) и законы субъектов федерации.

Конституция РФ определяет основные базовые принципы, на которых должна строиться их деятельность:

     -самостоятельности  и независимости органов власти  субъектов Российской Федерации, которые вне предметов федерального ведения и предметов совместного ведения обладают всей полнотой государственной власти;

     -государственной  целостности и единства органов  государственной власти;

     -защиты  прав граждан на всей территории  Российской Федерации;

     -разграничения  предметов ведения и полномочий  между федеральными органами и органами государственной власти субъектов федерации.

     Государственную власть в субъекте Российской Федерации осуществляют законодательные (представительные) и исполнительные органы власти субъекта Российской Федерации, а также федеральные органы исполнительной власти и суды, образованные и действующие на территории субъекта Российской Федерации. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» более детально определяет полномочия и основы деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов федерации. Согласно закону систему органов государственной власти в субъекте Российской Федерации составляют законодательный (представительный) орган власти, высший орган исполнительной власти, а также иные органы государственной власти, образованные и действующие на территории субъекта федерации в соответствии с российским законодательством.

     Таким образом, целью написания данной курсовой работы является рассмотрение понятия, признаков, видов органов  государственной власти субъектов  Федерации, правового статуса, порядка  формирования и прекращения полномочий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      i. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации: понятие, признаки, виды

 

    Орган государственной власти субъекта Российской Федерации – это учрежденная  субъектом Российской Федерации  организация или должность, действующая от имени субъекта Российской Федерации на основании нормативно-правовых актов РФ и данного субъекта Федерации, обладающая соответствующей структурой, обособленностью и самостоятельностью, реализующая собственные задачи и функции, обладающая компетенцией, предстающей в виде предметов ведения и полномочий, имеющих властный, общеобязательный характер1.

    Помимо  образующих данное определение признаков, к признакам государственного органа необходимо отнести официальное  наименование, порядок организации, реорганизации и ликвидации, территорию деятельности, гарантии и ответственность.

    Систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган  государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

      Содержание  ст. 2 Закона об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ2 демонстрирует один из многочисленных подходов законодателя к толкованию категории «система органов государственной власти» (в данном случае в «горизонтальном» отношении, с позиций принципа разделения властей в субъектах Федерации). В то же время конституционный принцип разделения властей представлен здесь в усеченном виде. В данной статье Закона прямо не указана одна из трех ветвей государственной власти - судебная власть. Между тем конструкция данной статьи, предусматривающей открытый перечень органов регионального уровня, допускает возможность создания в субъектах судебных органов. Согласно ч. 4 ст. 4; ст.ст. 27, 28 Закона о судебной системе3, Федеральному закону «О мировых судьях в Российской Федерации»4 к судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации. Наряду с федеральным законодательством порядок организации и деятельности региональных органов конституционной юстиции и мировых судей регламентируется законами субъектов Федерации.

      Вместе  с тем, как подчеркнул Конституционный  Суд РФ в определении от 8 июня 2000 г. N 91-О по запросу Правительства  Республики Ингушетия о проверке конституционности части первой статьи 2, статей 5, 6, 7, 8, пункта 2 статьи 9, статьи 21 и пункта 4 статьи 23 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»5, на федеральном законодателе лежит обязанность самостоятельно определить перечень всех действующих судов, систему процессуальных инстанций и их компетенцию. Конституция РФ непосредственно предусматривает существование единой судебной системы Российской Федерации и не предполагает в качестве самостоятельных судебные системы субъектов РФ.

      Формулировка  ст. 2 Закона Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации также допускает возможность создания в регионах органов государственной власти местного уровня. Такое право субъектов Федерации было подтверждено рядом решений Конституционного Суда РФ: постановлением по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике»6, постановлением по делу о проверке конституционности статей 80, 92, 93 и 94 Конституции Республики Коми и статьи 31 Закона Республики Коми от 31 октября 1994 года «Об органах исполнительной власти в Республике Коми»7, постановлением по делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного закона) Курской области8. Согласно правовым позициям Конституционного Суда РФ, система органов государственной власти субъектов Федерации может включать в себя как высшие региональные органы власти (законодательные и исполнительные), так и соответствующие территориальные органы, в том числе органы административно-территориальных единиц, предусмотренных административно-территориальным устройством субъекта. При этом местные органы государственной власти не могут быть образованы на уровне муниципальных образований, где публичная власть осуществляется посредством местного самоуправления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ii. Представительные органы государственной власти субъекта РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Порядок формирования

 

     В настоящее время федеральное  законодательство установило единые требования к порядку организации и проведения выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ. В соответствии с п. 16 ст. 35 Закона об основных гарантиях избирательных прав9, а также п. 4 статьи 4 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» как минимум половина состава депутатского корпуса регионального парламента либо половина состава одной из его палат должна формироваться на основе пропорциональной избирательной системы. Введение в законодательные акты новой императивной нормы, предписывающей обязательное участие избирательных объединений в выборах депутатов региональных парламентов, направлено на повышение эффективности работы законодательных органов, на усиление роли политических партий в выборах, на формирование стабильной многопартийной системы. Кроме того, с 1 января 2006 г. введено в действие положение Закона об основных гарантиях избирательных прав (п. 16 ст. 35), предусматривающее возможность субъектов Федерации устанавливать избирательный барьер - минимальный процент голосов избирателей, необходимый для допуска к распределению депутатских мандатов, полученных списком кандидатов. Согласно указанному Федеральному закону такой барьер не может превышать семи процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Есть основания полагать, что данная норма призвана отсеять из состава депутатского корпуса представителей избирательных объединений, незначительных по своей численности и политическому влиянию.

2.2. Правовой статус

 

     Субъекты  РФ имеют органы законодательной  власти, образованные на представительной основе. Именно поэтому в законодательстве они обозначаются как законодательный (представительный) орган субъекта РФ, хотя, было бы лучше именовать их «местный парламент», а еще лучше, с учетом мировой практики - легислатура.

     Наименование  законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций.

     Законодательные (представительные) органы государственной  власти республик обычно именуются: Государственное собрание (5), Государственный совет (5), Народное собрание (3), Парламент (5), редко Верховный совет (2). В отдельных республиках для обозначения законодательных (представительных) органов государственной власти используются двойные наименования (Государственный совет - Хасэ в Адыгее, Государственное собрание - Курултай в Башкортостане, Верховный совет - Хурултай в Хакасии). В Тыве действуют два представительных органа — Верховный Хурал (парламент) и Великий Хурал (Съезд).

     В краях наиболее популярным обозначением является законодательное собрание (Алтайский, Краснодарский и Красноярский края). Вместе с тем, используется и наименование «Краевая дума» (Приморский и Хабаровский края). Законодательный (представительный) орган государственной власти Ставропольского края именуется Государственной думой. Рассматриваемые органы в областях чаще именуются Областной думой, реже, в том числе в Еврейской автономной области, - Законодательным собранием (16 случаев против 26), иногда - Собрание депутатов, редко - Представительное собрание, Областное собрание, Областной совет депутатов.

     Законодательный (представительный) орган государственной власти Москвы - Государственная Дума, Санкт-Петербурга - Городская Дума.

     В автономных округах принято название «Дума». Лишь в двух автономных округах (Коми-Пермяцком и Ненецком) используется понятие «Законодательное собрание».

     В подавляющем большинстве субъектов  РФ законодательные (представительные) органы субъектов РФ однопалатные. Лишь в отдельных республиках (Кабардино-Балкарии, Карелии и Якутии) и одной области (Свердловской) законодательные (представительные) органы состоят из двух палат. Число депутатов законодательного (представительного) органа субъекта РФ, в том числе работающих на постоянной основе, устанавливается не федеральным, а региональным законодательством.

     Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является правомочным, если в состав указанного органа избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.

     Срок  полномочий депутатов законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и не может превышать пять лет. На сегодня на пять лет избираются лишь депутаты Государственного Собрания Республики Башкортостан и Государственного Совета Республики Татарстан, а в остальных субъектах РФ либо на два года, либо на четыре. Причем, на двухлетний срок избираются депутаты в законодательные (представительные) органы государственной власти всех субъектов РФ, кроме 13 республик. В законодательные (представительные) органы государственной власти Адыгеи, Алтая, Бурятии, Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Карачаево-Черкессии, Карелии, Коми, Саха (Якутии), Северной Осетии - Алании, Тывы, Удмуртии, Чувашии депутаты избираются на 4 года10.

Информация о работе Органы государственной власти субъектов Российской Федерации: понятие, признаки, виды