Органы государственной власти субъектов Российской Федерации: понятие, признаки, виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 13:02, курсовая работа

Описание

Особенности федеративного устройства Российской Федерации - асимметрия, различие политико-правовых статусов субъектов федерации, сложный, многоуровневый характер федерации — оказывают существенное влияние на формирование и функционирование органов власти субъектов федерации.
В соответствии с основами конституционного строя система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно. Правовой основой образования и деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации является Конституция РФ, федеральные законы, конституции (уставы) и законы субъектов федерации.
Конституция РФ определяет основные базовые принципы, на которых должна строиться их деятельность:

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ 5
II. ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 8
2.1. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ 8
2.2. ПРАВОВОЙ СТАТУС 9
2.3. ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ 15
III. ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17
3.1. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ 17
3.2. ПРАВОВОЙ СТАТУС 20
3.3. ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ 22
IV. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИЛИ СУДЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Работа состоит из  1 файл

Курсовая готовая.doc

— 175.50 Кб (Скачать документ)

     Основные полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Прежде  всего,  законодательный (представительный)  орган государственной власти субъекта Российской Федерации:

     а) принимает конституцию (устав) субъекта Российской Федерации и поправки к ним, если иное не установлено конституцией (уставом) этого субъекта;

     б)  осуществляет законодательное регулирование  по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации;

     в)  осуществляет иные полномочия, установленные  Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации11.

     Только  законом субъекта Российской Федерации:

     а)  утверждается бюджет субъекта Российской Федерации и отчет о его  исполнении, представленные высшим должностным  лицом субъекта Российской Федерации, а в случае, если указанная должность не установлена, то руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель   высшего   исполнительного  органа  государственной власти субъекта Российской Федерации));

     б) устанавливаются основы организации  и деятельности законодательного  (представительного)  органа  государственной  власти субъекта Российской Федерации;

     в) устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации; в пределах полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации определяется порядок деятельности органов местного самоуправления;

     г)  утверждаются программы социально-экономического развития  субъекта  Российской  Федерации,   представленные   высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

     д)  устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным  законом к ведению субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания;

     е)  устанавливается порядок образования  и деятельности внебюджетных и валютных фондов субъекта Российской Федерации, утверждаются отчеты о расходовании средств этих фондов;

     ж) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации, в том числе долями (паями, акциями) субъекта Российской Федерации в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий, иных организационно-правовых форм;

     з)  утверждаются заключение и расторжение  договоров субъекта Российской Федерации;

     и) устанавливается порядок назначения и проведения референдума субъекта Российской Федерации;

     к) устанавливается порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а также выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

     л) устанавливается административно-территориальное  устройство субъекта Российской Федерации и порядок его изменения;

     м) утверждается схема управления субъектом  Российской Федерации, определяется структура высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

     н) регулируются иные вопросы, относящиеся  в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации к ведению и полномочиям субъекта Российской Федерации.

     Обязательно постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации12:

     - назначается дата выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а также дата выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

     - назначается референдум субъекта Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации;

     -  оформляется решение о   недоверии (доверии)  высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в назначении которых на должность законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимал участие в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации;

     -  утверждается соглашение об изменении границ субъекта Российской Федерации;

     -  назначаются на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации;

     -  оформляются иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией РФ, федеральными законами к ведению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

     Законодательный (представительный) орган государственной  власти субъекта Российской Федерации  в пределах и формах, установленных конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и законами субъекта Российской Федерации:

     а) осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта Российской Федерации, исполнением бюджета субъекта Российской Федерации, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации;

     б)  осуществляет иные полномочия, установленные  федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

     Если  конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации предусмотрен двухпалатный законодательный (представительный) орган  государственной власти субъекта Российской Федерации, то полномочия каждой из палат осуществляются в соответствии с конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации13.

     Законодательный (представительный) орган государственной  власти субъекта Российской Федерации обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать. Он самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности. Расходы на обеспечение этой деятельности утверждаются самим законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ и предусматриваются отдельной строкой в его бюджете.

2.3. Прекращение полномочий

 

     Возможно  ли досрочное прекращение полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации?

     На  этот вопрос ФЗ «Об общих принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» дает положительный ответ.

     Полномочия  законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации могут быть прекращены досрочно в случае14:

     а) принятия указанным органом решения  о самороспуске в порядке, предусмотренном конституцией (уставом) или законом субъекта Российской Федерации;

     б) роспуска законодательного (представительного) органа указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в случае принятия данным органом конституции (устава) и закона субъекта Российской Федерации, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения;

     в) вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, суда края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

     г) вступления в силу федерального закона о роспуске законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принимаемого по инициативе Президента РФ, в связи с принятием ранее данным органом акта, противоречащего актам большей юридической силы.

Если  полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта прекращены досрочно, то в соответствии с федеральным законом, конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ назначаются внеочередные выборы, которые должны были проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении его полномочий.

     Так, часть 1 статьи ФЗ «Об общих принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» устанавливает, что «законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации». Эта норма частично противоречит Конституции РФ15, так как по ней носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. А высшим непосредственным выражением власти являются референдум и свободные выборы. Как известно, существуют разные виды референдумов и порой на референдумах принимаются законы (примером тому служит принятие на Всероссийском референдуме 12 декабря 1993 года Конституции РФ). В этой связи слово «единственным» в приведенной выше норме использовано некорректно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ш. Исполнительные органы государственной власти субъекта РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1. Порядок формирования

 

     Федеральный закон «Об общих принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации» допускает, что конституцией (уставом) субъекта РФ может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта РФ. В этом случае высшее должностное лицо субъекта возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ,

     Таким образом, данный ФЗ не исключает, что в субъектах РФ в области исполнительной власти могут сложиться следующие ситуации: а) установлена должность руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, но не установлена должность руководителя субъекта РФ; б) установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ, но не установлена должность руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ; в) установлены как первая, так и вторая должности.

     ФЗ  находит возможным наименование должности высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта) устанавливать конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций. Но он не допускает того, чтобы эти должности одновременно исполнялись разными лицами. А это значит, что если установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ, но не установлена должность руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, то лицо, избранное на первую должность, возглавляет высший исполнительный орган государственной власти РФ16. Если же установлена должность руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, но не установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ, то лицо, избранное на должность руководителя высшего исполнительного органа государственной власти РФ, становится высшим должностным лицом субъекта РФ. Если же установлены обе должности, то для лица, стремящегося быть официальным лидером в субъекте РФ, неважно, на какую должность он будет избран. Следовательно, хотя законодатель использует формулу «высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)», в аналитических целях может быть использовано либо первое обозначение, либо второе.

Информация о работе Органы государственной власти субъектов Российской Федерации: понятие, признаки, виды