Основы приватизации государственного и муниципального имущества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:03, курсовая работа

Описание

Жилищные права граждан являются одними из наиболее значимых в системе прав человека на современном этапе развития государства. Экономическая ситуация в нашей стране на сегодняшний день такова, что для многих граждан приобретение жилого помещения в собственность является либо крайне затруднительным с финансовой точки зрения либо вообще невозможным в силу низкого уровня доходов и высокого уровня стоимости жилья.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСНОВЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА
1.1 Понятие признаки и способы приватизации государственного и муниципального имущества 5
1.2 Историко-правовые аспекты развития приватизации 9
1.3 Законодательство Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества 14
ГЛАВА II. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА
2.1 Гражданско-правовой режим права государственной и муниципальной собственности 21
2.2 Правовые проблемы приватизации жилых помещений 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 36

Работа состоит из  1 файл

ГП Приватизация курсач.docx

— 66.42 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                        3

ГЛАВА I. ОСНОВЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

    1. Понятие признаки и способы приватизации государственного и муниципального имущества                                                                      5
    2. Историко-правовые аспекты развития приватизации                             9
    3. Законодательство Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества                                  14

ГЛАВА II. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

2.1 Гражданско-правовой режим права государственной и муниципальной собственности                                                                                21

2.2 Правовые проблемы приватизации жилых помещений                        22                                               

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                               32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ        36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Жилищные  права граждан являются одними из наиболее значимых в системе прав человека на современном этапе развития государства. Экономическая ситуация в нашей стране на сегодняшний  день такова, что для многих граждан  приобретение жилого помещения в  собственность является либо крайне затруднительным с финансовой точки  зрения либо вообще невозможным в  силу низкого уровня доходов и  высокого уровня стоимости жилья.

Приватизация  жилых помещений государственного и муниципального фонда, введенная  законодателем в 1991 году, стала одним  из наиболее распространенных оснований  возникновения права собственности  граждан на жилые помещения. С  момента принятия первой редакции Закона РФ «О приватизации жилищного фонда  Российской Федерации» порядок и  условия бесплатной передачи в собственность  физических лиц неоднократно изменялись и дополнялись. За время действия данного закона был принят новый  Жилищный кодекс Российской Федерации, что существенным образом повлияло на статус различных видов жилищного  фонда, а как следствие, и на правила  их приватизации.

Приватизация  государственного и муниципального имущества должна была ликвидировать  монополию государственной собственности  на средства производства, создать  условия для развития производства, основанного на частной собственности. Целями приватизации являлись создание эффективной, социально ориентированной  рыночной экономики, повышение активности субъектов хозяйствования, развитие конкуренции между ними и, как  следствие, повышение производительности труда, расширение и совершенствование  производства.

Безусловно, в условиях развивающихся рыночных отношений государство оставит  в своих руках предприятия, имеющие  стратегическое значение для обеспечения  обороноспособности и безопасности, а также, возможно, самые крупные предприятия, через которые возможно (помимо мер государственного регулирования) влияние на экономическое развитие страны.

В связи с  тем, что законодателем был установлен срок окончания действия права граждан  на бесплатную приватизацию занимаемых ими помещений, в последние несколько  лет количество судебных споров о  праве на приватизацию жилых помещений  значительно возросло, что, в свою очередь, обозначило ряд проблем  в правоприменительной практике и различия в подходах к толкованию норм законодательства.

Актуальность  темы обусловлена тем, что тщательно  подготовленная, неторопливая приватизация других потенциально конкурентоспособных  государственных предприятий может  благотворно сказаться на экономике  в целом — повысить эффективность  производства, а также уменьшить  нагрузку на малочисленные, зачастую непрофессиональные, управленческие кадры государства  и муниципальных образований.

Цель работы – анализ теоретических и практических аспектов правового регулирования  приватизации государственного и муниципального имущества.

Задачи:

рассмотреть развитие и понятие режима жилищных отношений граждан;

рассмотреть теоретические основы приватизации государственного и муниципального имущества (гражданско-правовой режим  права государственной и муниципальной  собственности; понятие признаки и  способы приватизации государственного и муниципального имущества; принципы приватизации государственного и муниципального имущества);

проанализировать  становление законодательного регулирования  приватизации государственного и муниципального имущества (историко-правовые аспекты  развития приватизации; законодательство Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества;

раскрыть  проблемные вопросы правового регулирования  приватизации государственного и муниципального имущества).

 

ГЛАВА I. ОСНОВЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

 

1.1 Понятие признаки и способы приватизации государственного и муниципального имущества

 

Дискуссионным является вопрос о понятии приватизации государственного и муниципального имущества. Как отмечает В.П. Камышанский, «ученые выдвигают обширный список действий, которые могут быть квалифицированы  как приватизация»1.

Ее понимают как стратегию и методы, имеющие  целью передачу системы производства или системы обеспечения общественных нужд от правительственных (государственных) органов к частному сектору, либо исходят из того, что приватизация представляет собой не только передачу материальных средств, систем производства и обеспечения от государственных  компаний частным корпорациям и  лицам, но и процесс усиления роли рынка за счет ослабления системы  государственного регулирования, либо она представляется как трансформация  государственной собственности  в частную, негосударственную.

В законодательстве РФ определение понятия «приватизация» претерпевало изменения. Так, в соответствии со ст. 1 Закона РСФСР от 3 июля 1991 г. № 1531—1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» приватизация государственных и муниципальных предприятий представляла собой приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность значительного числа объектов.

Согласно  Законам о приватизации 1997 г. и 2001 г. под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц. Очевидно, основным признаком приватизации является ее возмездный характер.

Вместе с  тем понятие «приватизация» имеет  многоаспектное значение. Оно рассматривается  и как основание прекращения  права государственной и муниципальной  собственности, и как основание  возникновения права частной  собственности, и как способ распоряжения государственным и муниципальным  имуществом.

Существует  мнение о том, что приватизация представляет собой определенную деятельность. Как  отмечает В.П. Камышанский, «приватизация  представляет собой возмездную, если иное не предусмотрено законом, организованную и целенаправленную деятельность по передаче объектов государственной  и муниципальной собственности  в собственность граждан и  юридических лиц, осуществляемую по решению и при непосредственном участии специальных органов  в определенное время, в установленном  порядке и формах»2.

В широком смысле приватизация представляет собой деятельность, совершаемую в установленные законом сроки, порядке и формах. Однако эта деятельность приводит к изменению правоотношений собственности, то есть к определенным правовым последствиям. В связи с этим в юридической литературе «возник вопрос о том, что в данном случае должно быть признано сделкой: весь процесс приватизации либо непосредственно договор, заключаемый с приобретателем имущества»3.

Согласно  ст. 8 ГК РФ основаниями возникновения  гражданских прав и обязанностей наряду с другими являются сделки, акты государственных органов и  органов местного самоуправления.

Исходя из понятия приватизации государственного или муниципального имущества, можно  выделить следующие признаки приватизации. Во-первых, это принадлежность приватизируемого имущества к государственной  или муниципальной собственности. Поэтому не будет приватизацией  отчуждение обществом, имеющим в  качестве единственного участника  государство или муниципальное  образование, своего имущества, т.к. с  момента формирования уставного  капитала юридического лица внесенное  в оплату уставного капитала учредителями имущество является собственностью самого общества. Во-вторых, покупателем  приватизируемых объектов могут  быть только субъекты частной собственности. Поэтому передача государственного (муниципального) имущества от одного государственного (муниципального) унитарного предприятия другому не является приватизацией имущества. В-третьих, обязательным признаком приватизации является ее возмездность. Законодательно установлено только возмездное отчуждение государственной и муниципальной собственности. В связи с этим утратили силу действовавшие до Закона о приватизации 1997 года положения законодательства, предусматривающие безвозмездное получение определенного количества акций членами трудового коллектива приватизируемого предприятия согласно так называемому первому варианту льгот.

Четвертым признаком  можно назвать законодательное  требование отчуждения государственного или муниципального имущества только способами, установленными законом.

Так, исходя из понятия приватизации, определенного  в статье 1 ФЗ от 21.12.2001 № 178—ФЗ как  продажа государственного и муниципального имущества в собственность физических и (или) юридических лиц, суд истолковал соответствующие положения договора аренды нежилого помещения как условие  о его выкупе, в связи с чем  пришел к выводу о наличии у  организации права на выкуп спорного нежилого помещения.4

В Федеральном  Законе от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» года предусматриваются следующие способы приватизации5:

— преобразование предприятия в открытое акционерное общество;

— преобразование предприятия в общество с ограниченной ответственностью;

— продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

— продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

— продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

— продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

— продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;

— продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

— продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

— внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

—  продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления. 6

Таким образом, приватизацией государственного и  муниципального имущества называется возмездное отчуждение находящегося в  собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации  или муниципальных образований  имущества в собственность физических и юридических лиц (частную собственность) установленными законодательством  о приватизации способами.

 

1.2 Историко-правовые аспекты развития приватизации

 

В настоящее время актуальность с теоретической и практической точек зрения приобретает вопрос, связанный с правовым анализом процесса приватизации и его правовых последствий. Примечательно, что ст. 217 «Приватизация  государственного и муниципального имущества» ГК РФ расположена в главе 13 «Общие положения» раздела II «Право собственности и другие вещные права» и не названа в числе оснований  возникновения или прекращения  права собственности. Во многом это  объясняется тем, что приватизация является основанием прекращения права  собственности на объекты государственного и муниципального имущества и  возникновения права частной  собственности физических и юридических  лиц.

На наш взгляд, правовой анализ последствий процесса приватизации государственного и муниципального имущества имеет особое значение по следующим причинам: во-первых, для  выявления недостатков правового  регулирования отношений, связанных  с передачей государственного и  муниципального имущества в частную  собственность; во-вторых, для определения  возможности и целесообразности использования этого института  в дальнейшем; в—третьих, для устранения недостатков и пробелов в действующих  нормативных правовых актах и  принятия новых (необходимых).

Информация о работе Основы приватизации государственного и муниципального имущества