Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:03, курсовая работа
Жилищные права граждан являются одними из наиболее значимых в системе прав человека на современном этапе развития государства. Экономическая ситуация в нашей стране на сегодняшний день такова, что для многих граждан приобретение жилого помещения в собственность является либо крайне затруднительным с финансовой точки зрения либо вообще невозможным в силу низкого уровня доходов и высокого уровня стоимости жилья.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСНОВЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА
1.1 Понятие признаки и способы приватизации государственного и муниципального имущества 5
1.2 Историко-правовые аспекты развития приватизации 9
1.3 Законодательство Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества 14
ГЛАВА II. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА
2.1 Гражданско-правовой режим права государственной и муниципальной собственности 21
2.2 Правовые проблемы приватизации жилых помещений 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 36
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2008 года утвержденным Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2008 года разъяснено, что, исходя из содержания статьи 2 Закона о приватизации жилья, передача жилого помещения в собственность граждан возможна только при обязательном согласии на приватизацию всех совершеннолетних членов семьи нанимателя, в том числе бывших членов семьи нанимателя (ч. 4 ст. 69 ЖК РФ)32. Данная норма права не устанавливает каких-либо исключений для проживающих совместно с нанимателем членов его семьи, в том числе и для тех, кто ранее участвовал в приватизации другого жилого помещения.
Следовательно, считает Верховный
Суд РФ, при прекращении семейных
отношений с собственником
Принцип добровольности приватизации жилых помещений означает свободу волеизъявления физических лиц на приобретение жилья в собственность путем его передачи органами государственной или местной власти. В правоприменительной деятельности возникли вопросы: "В какой процессуальной форме должно быть выражено волеизъявление на приватизацию жилого помещения? Может ли отсутствие договора о передаче жилого помещения в собственность физическому лицу при наличии заявления о приватизации жилья служить основанием для отказа во включении приватизируемого жилого помещения в наследственную массу?"
Важное разъяснение по данному
вопросу содержится в пункте 8 Постановления
Пленума Верховного Суда Российской
Федерации от 24 августа 1993 г. № 8 «О некоторых
вопросах применения судами Закона Российской
Федерации «О приватизации жилищного
фонда в Российской Федерации» (в
ред. Постановлений Пленума
Интересным представляется решение Верховного Суда РФ, изложенное в Определении Верховного Суда Российской Федерации N 5-В08-81 от 12 августа 2008 года, в котором высшая судебная инстанция России дает смысловое толкование свободного волеизъявления физического лица о приватизации жилого помещения. Суды нижестоящих инстанций отказали истцу в удовлетворении его требований о включении в наследственную массу квартиры, в отношении которой наследодатель выразил намерение о приватизации, и выдал две нотариально заверенные доверенности на право совершения всех действий, связанных с приватизацией квартиры, на имя матери истца, а также сотрудников службы "одного окна" Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы. Однако в связи со смертью, последовавшей в тот же день, не успел завершить процесс приватизации.
Высшая судебная инстанция России,
руководствуясь вышеизложенным разъяснением
Постановления Пленума
Таким образом, волеизъявление физического
лица о приватизации жилья может
быть выражено не только в форме
письменно оформленного заявления,
но и в виде доверенности. Приватизация
жилых помещений в домах
В марте 2013 положения о бесплатной приватизации жилых помещений будут отменены. Законодатель стремился поэтапно подойти к решению вопроса об отмене бесплатного принципа приватизации жилых помещений. Так, в 2004 г. был принят Федеральный закон от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», который зафиксировал в статье 4 Закона о приватизации жилья положение, в соответствии с которым не подлежали приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам после 01 марта 2005 года.
Данное положение было оспорено в Конституционном Суде РФ, который 15 июня 2006 г. вынес постановление № 6-П «По делу о проверке
Данное положение было оспорено в Конституционном Суде РФ, который 15 июня 2006 г. вынес постановление № 6-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и части 1 статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции статьи 12 Федерального закона «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации и жалобой граждан М.Ш. Орлова, Х.Ф. Орлова и З.Х. Орловой»34. Конституционный Суд России констатировал, что, установив в статье 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции статьи 12 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации") запрет на бесплатную передачу в собственность граждан жилых помещений, предоставленных им после 1 марта 2005 года по договорам социального найма из государственного и муниципального жилищных фондов и обосновав это тем, что с введением в действие ЖК РФ договоры социального найма жилых помещений заключаются на новых условиях, федеральный законодатель фактически поставил таких граждан в неравное положение с гражданами, получившими жилье до указанной даты и, следовательно, сохранившими право на приватизацию в пределах общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда.
Между тем единственным различием в условиях заключения договоров социального найма до и после 1 марта 2005 года является форма административного решения о предоставлении нуждающемуся гражданину жилого помещения: до 1 марта 2005 года оно предоставлялось на основании ордера, а после этой даты - на основании решения органа местного самоуправления. Данное различие носит формально-юридический характер и не является существенным, оно не влияет на правовой режим жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, и потому не предопределяет каких-либо его особенностей. Следовательно, и после 1 марта 2005 года правомочия по владению, пользованию и ограниченному распоряжению жилым помещением, занимаемым по договору социального найма, осуществляются на единых условиях для всех нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов независимо от времени их предоставления.
Конституционный Суд Российской Федерации,
анализируя положения законодательства
о приватизации жилищного фонда,
пришел к выводу, что ограничение
прав и свобод человека и гражданина
путем определения круга
На основании изложенного
В резолютивной части постановления указанные положения были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации.
На протяжении нескольких лет приватизация комнат в коммунальной квартире была ограничена рядом условий, в частности, согласием соседей - нанимателей комнат - в коммунальной квартире. Коммунальные квартиры - это жилые помещения, занятые несколькими семьями по отдельным договорам найма жилого помещения. Комната в коммунальной квартире является жилым помещением.
Конституционный Суд Российской Федерации принял Постановление от 3 ноября 1998 г. № 25-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в связи с запросом Волгоградской областной Думы, Дмитровского районного суда Московской области и жалобой гражданина В.А. Мостипанова", в котором рассмотрел вопрос о соответствии запрета на приватизацию комнат в коммунальных квартирах конституционным положениям35.
Конституционный Суд констатировал,
что определение круга
В резолютивной части постановления Конституционный Суд признал ст. 4 Закона о приватизации в части, ограничивающей приватизацию жилых помещений в коммунальных квартирах, не соответствующей статьям 19 (части 1 и 2), 46 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Постановление Конституционного Суда соответствует положениям ГК РФ. Значение данного документа заключается в том, что он окончательно оформил правовой режим комнаты, как самостоятельного объекта гражданского оборота, относящегося к жилым помещениям.
Правовым последствием принятого постановления Конституционного Суда РФ является действие в отношении коммунальных квартир общего порядка приватизации, начиная с 3 ноября 1998 г., без каких-либо ограничений.
В мае 2002 г. были приняты соответствующие изменения ч. 1 ст. 4 Закона о приватизации жилья, в соответствии с которыми из перечня объектов, не подлежащих приватизации, были исключены жилые помещения в коммунальных квартирах36.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основным документом, регламентирующим процесс приватизации, является Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178—ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», которым определяются понятие приватизации, принципы, отношения, на которые не распространяется его действие, планирование приватизации государственного имущества, способы приватизации и другие моменты. Однако реализация указанного нормативно-правового акта также связана с недостатками правового регулирования процесса приватизации. По-прежнему законодательство о приватизации государственного и муниципального имущества не может быть реализовано надлежащим образом в отсутствие ряда нормативных правовых актов.
Принятие Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 123—ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» сыграло положительную роль. Он закреплял понятие приватизации, объекты, субъекты приватизации, увеличивал способы приватизации государственного и муниципального имущества (до семи). Однако полную реализацию данный Федеральный закон не получил. Прежде всего, он не смог повлиять на оценку ранее совершенных сделок по приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии со ст. 31 Закона о приватизации 1997 г. «все обязательства, возникшие по договорам купли—продажи государственного или муниципального имущества до вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат восстановлению в учете продавцами имущества в порядке, установленном законодательством РФ, в течение двенадцати месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона». Однако Правительством РФ не был установлен порядок восстановления в учете обязательств по купле—продаже государственного и муниципального имущества. Кроме того, в развитие этого Закона не была принята программа приватизации. Поэтому на деле Закон о приватизации 1997 г. остался нереализованным и утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178—ФЗ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
Информация о работе Основы приватизации государственного и муниципального имущества