Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:03, курсовая работа
Жилищные права граждан являются одними из наиболее значимых в системе прав человека на современном этапе развития государства. Экономическая ситуация в нашей стране на сегодняшний день такова, что для многих граждан приобретение жилого помещения в собственность является либо крайне затруднительным с финансовой точки зрения либо вообще невозможным в силу низкого уровня доходов и высокого уровня стоимости жилья.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСНОВЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА
1.1 Понятие признаки и способы приватизации государственного и муниципального имущества 5
1.2 Историко-правовые аспекты развития приватизации 9
1.3 Законодательство Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества 14
ГЛАВА II. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА
2.1 Гражданско-правовой режим права государственной и муниципальной собственности 21
2.2 Правовые проблемы приватизации жилых помещений 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 36
Большое значение для правового регулирования приватизации имели указы Президента РФ, определяющие способы и порядок приватизации, компетенцию государственных органов в период приватизации и т.п.18 Основную роль в правовом регулировании процесса приватизации сыграл Указ Президента РФ от 22 января 1992 г. № 66 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий», которым было утверждено 7 различных Положений, в том числе о порядке оформления документов на приватизацию, о приватизации предприятий на аукционе и по конкурсу, о работе комиссий по приватизации и некоторые другие. Порядок приватизации имущества, сданного в аренду, также определялся Указом Президента РФ от 14 октября 1992 г. № 1230 «О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду».
Реализация основного способа приватизации — преобразования государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества также регулировалась Указом Президента. Порядок преобразования был определен Указом Президента РФ от 1 июля 1992 г. № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» (далее — Указ № 721), утвердившим Положение о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа и Типовой устав акционерного общества.
Постановления Правительства РФ принимались на основании и во исполнение указов Президента, определяя порядок приватизации в конкретных отраслях промышленности, а также детализируя и уточняя положения указов Президента. Так, во исполнение Указа № 721 было принято постановление Правительства РФ от 4 августа 1992 г. № 547 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», которым было утверждено Положение о порядке регистрации выпуска акций акционерных обществ открытого типа, учрежденных в процессе приватизации, и типовой план приватизации.
Усиление
нормотворческих функций
от 27 марта 1998 г. № 356 «Об утверждении Положения о продаже на аукционе государственного или муниципального имущества»19;
от 23 мая 1998 г. № 487 «Об утверждении Положения о продаже на специализированном аукционе находящихся в государственной и муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации;
от 9 ноября 1998 г. № 1311 «Об утверждении Положения о продаже на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями государственного или муниципального имущества».
Особую роль
в правовом регулировании приватизации
сыграли нормативные акты Министерства
имущественных отношений РФ (в
период приватизации — Госкомимущество).
Нормативные акты Госкомимущества
разъясняли порядок применения законодательства
при приватизации предприятий, определяя
технические и организационные
ее процедуры, особенности приватизации
предприятий в отдельных
В целом законодательство
о приватизации характеризуется
постоянным изменением и совершенствованием
принятых нормативных актов, большим
количеством подзаконных
ГЛАВА II. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА
2.1 Гражданско-правовой режим права государственной и муниципальной собственности
Государственной
собственностью в Российской Федерации
является имущество, принадлежащее
на праве собственности Российской
Федерации (федеральная собственность),
и имущество, принадлежащее на праве
собственности субъектам
Имущество, находящееся в государственной собственности закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.22 Средства соответствующего бюджета (федерального или регионального) и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляет государственную казну Российской Федерации, казну соответствующего субъекта Российской Федерации (п. 4 ст. 214 ГК).
Правовой режим еще одного вида публичной собственности – муниципальной, в основном аналогичен соответствующему режиму государственной собственности, за отдельными исключениями. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (п. 1 ст. 215 ГК). От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и иные уполномоченные лица (п. 2 ст. 215 ГК).
Имущество,
находящееся в муниципальной
собственности закрепляется за муниципальными
предприятиями и учреждениями во
владение, пользование и распоряжение
в соответствии с законом. Средства
местного бюджета и иное муниципальное
имущество, не закрепленное за муниципальными
предприятиями и учреждениями, составляет
муниципальную казну
2.2 Правовые проблемы приватизации жилых помещений
В юридической практике, связанной
с передачей прав на жилые помещения
в собственность гражданам, возникают
многочисленные вопросы, касающиеся толкования
положений данного закона относительно
гарантий проживания членов семьи в
приватизированном жилом
Это делает актуальным анализ судебной практики, посвященной вопросам приватизации жилья.
На заре рыночных реформ в начале
90-х годов XX в. был принят Закон
РФ от 4 июля 1991 года N 1541-1 «О приватизации
жилищного фонда в Российской
Федерации» (далее - Закон о приватизации
жилья), в соответствии с которым
граждане России получили право на
приватизацию - передачу государственных
и муниципальных жилых
Наиболее распространенные вопросы
в практике применения норм о приватизации
жилых помещений касаются положений
о правах бывшего члена семьи
собственника, отказавшегося от участия
в приватизации жилья при переходе
права собственности на жилое
помещение к другому лицу. Указанный
вариант приватизации жилого помещения
регламентирован статьей 2 Закона РФ
«О приватизации жилищного фонда
в Российской Федерации», в соответствии
с которой граждане, занимающие жилые
помещения в государственном
или муниципальном жилищном фонде,
включая жилищный фонд, находящийся
в хозяйственном ведении
С одной стороны, право постоянного
бессрочного проживания члена семьи,
давшего согласие на приватизацию,
и отказавшегося таким образом
от доли в приватизированном жилье,
гарантированы Федеральным
Бланкетный характер комментируемых норм, выразившийся в отсылках к иным нормативным актам, обусловил многочисленные искаженные обыденные толкования положений части 4 статьи 31 ЖК РФ, в соответствии с которыми лица, давшие согласие на приватизацию жилого помещения в пользу членов своей семьи, утрачивали право на проживание в нем и подлежали выселению при продаже данного жилья собственником.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2005 года утвержденным Постановлением Президиума Верховного Суда от 01 марта 2006 года28 при разъяснении обязательного при приватизации жилого помещения согласия лица отмечалось, что оно исходило из того, что право пользования данным жилым помещением для него будет носить бессрочный характер, следовательно, его права должны быть учтены при переходе права собственности на жилое помещение другому лицу, поскольку иное толкование нарушало бы положения статьи 40 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый имеет право на жилище, и никто не может быть произвольно лишен своего жилища.
Следовательно, полагает Верховный Суд РФ, если бывший член семьи собственника, имевший с ним равные права на приватизацию, отказался от права собственности на приватизируемое жилье, дав согласие иному лицу, то при переходе права собственности на жилое помещение к другому лицу он сохраняет вещное право постоянного бессрочного пользования жилым помещением и не может быть выселен.
Верховный Суд РФ также отметил,
что при совершении сделки с приватизированным
жилым помещением в обязательном
порядке следует соблюдать
Анализ правоприменительной
Так, Верховный Суд РФ в Определении
N 5-В08-78 от 26 августа 2008 г. признал право
постоянного бессрочного
Принципами приватизации жилого помещения
в России является бесплатность и
однократность, то есть лицо имеет право
единожды стать собственником жилого
помещения на безвозмездной основе.
В правоприменительной практике
указанные положения Закона о
приватизации обусловили вопрос: «Сохраняется
ли право пользования
Информация о работе Основы приватизации государственного и муниципального имущества