Особенности правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 23:12, контрольная работа

Описание

Вопрос о субъектах административного права является одним из важнейших, так как они выступают участниками административно - правовых отношений. Что касается индивидуальных субъектов административного права, то относительно принадлежности к конкретному государству личность может выступать в одном из трех правовых состояний: отечественного гражданства, иностранного гражданства и так называемого безгражданства

Содержание

Введение
Институт гражданства в России: Краткая история........................................4
Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства………9
Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ…………………………………………………………......25
Федеральная миграционная служба…………………………………………40
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

. Особенности правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ.docx

— 54.57 Кб (Скачать документ)

Введение 

Институт гражданства  в России: Краткая история........................................4 

Правовое положение  иностранных граждан и лиц  без гражданства………9  

Основные права, свободы  и обязанности иностранных граждан  и лиц без гражданства в  РФ…………………………………………………………......25 

Федеральная миграционная служба…………………………………………40 

Заключение 

Список использованных источников  

Введение 
 

Вопрос о субъектах  административного права является одним из важнейших, так как они  выступают участниками административно - правовых отношений. Что касается индивидуальных субъектов административного  права, то относительно принадлежности к конкретному государству личность может выступать в одном из трех правовых состояний: отечественного гражданства, иностранного гражданства  и так называемого безгражданства  

Распад Советского Союза, провозглашение государственного суверенитета России, появление новых  независимых и суверенных государств, взамен союзных республик привело  к росту интенсивности международных  отношений Российской федерации  с другими государствами, в особенности  с бывшими союзными республиками в различных областях, что стало  причиной значительного увеличения числа иностранных граждан, приезжающих  в Россию. В международном рейтинге Россия занимает третье место по миграционной привлекательности. При этом туристы  занимают не основную часть мигрантов, что как уже отмечалось связано  со сложившийся геополитической  ситуацией. 

Заместитель директора  Федеральной миграционной службы Вячеслав Поставнин в интервью Российской газете сообщил, что за три с небольшим  месяца 2007 года (с тех пор, как  начало действовать новое миграционное законодательство) на миграционный учет уже встали почти 1 миллион 800 тысяч  человек Российская газета (Федеральный  выпуск) N4350 от 25 апреля 2007 г.. В этом году Правительство РФ утвердила  на 2007 год квоту на выдачу 6 миллионов  разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию  в порядке, не требующем получения  визы Постановлением Правительства  № 682 “Об утверждении на 2007 год  квоты на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим  в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы”  Российская газета (Федеральный выпуск) N4223 от 16 ноября 2006 г... Эти цифры подчеркивают важность и значимость государственной  политики РФ в сфере миграции. Следует  учитывать, что правовые связи иностранных  граждан и лиц без гражданства  во время пребывания в Российской Федерации весьма многочисленны  и разнообразны. Значительную часть  составляют правоотношения с участием иностранных граждан и лиц  без гражданства в сфере действия норм административного права. Остро  стоит вопрос о нелегальной миграции. 

В этой работе будут  раскрыты основные аспекты административно- правового статуса иностранных  граждан и лиц без гражданства  в России.  

Институт гражданства  в России: 

Краткая история 
 

Гражданство - это  устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека и гражданина. С гражданством связаны самые существенные последствия  для человека: объем его прав, свобод, обязанностей. 

До 1917 года в Российской империи не существовало даже понятия - гражданин России. Жители России были подданными. При этом поданные делились на несколько разрядов с особым правом статусом. Законодательство признавало:  

1. Природных подданных,  которые в свою очередь делились  на дворянство (потомственное и  личное), духовенство (делилось по  вероисповеданию), городских обывателей (почетные граждане, купцы, мещане  и цеховые) и сельских обывателей. Кроме того, законодательство делило  четыре группы природных подданных  на два сословия - лица податного  состояния и лица неподатного состояния. С принадлежностью к той или иной категории подданных законодательство связывало весьма значительное различие в правах и обязанностях.  

1. Инородцев (евреи  и восточные народы), финляндских  обывателей.  

Все это шло из глубины веков, носило яркий отпечаток  феодальных начал и не основывалось на юридическом равенстве граждан, как уже было в значительном количестве развитых европейских стран.  

Крушение царской  России повлекло за собой крупные  изменения и в правовом регулирования  отношений гражданства. Декрет об уничтожении  сословий и гражданских чинов  от 11 (24) ноября 1917 года не только отменил  ранее существовавшее деление жителей  России на сословия и связанные с  этим делением сословные привилегии и ограничения, но и ввел общее  для всех наименование - гражданин  Российской Федерации.  

Декрет ВЦИК от 1 апреля 1918 года "О приобретении прав российского  гражданства" установил право  принимать в российское гражданство  иностранцев, проживающих на территории РСФСР местным Советам. Народный комиссариат по внутренним делам  лишь регистрировал принятых в российское гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения. Но уже Конституция РСФСР 1918 года оставила за местными Советами право  принимать в российское гражданство  лишь тех иностранцев, которые, проживая в РСФСР и работая, принадлежали к рабочему классу или трудовому  крестьянству. Эта тенденция повышения  уровня органов правомочных принимать  в российское, а с1924 года, в гражданство  СССР, получила свое закрепление в  дальнейшем развитии законодательства о гражданстве.  

Положение о гражданстве  Союза ССР от 1931 года установило, что каждое лицо, находящееся на территории СССР, признается гражданином  СССР, если не была доказана его принадлежность к гражданству иностранного государства. Это Положение также закрепило, что гражданин СССР является гражданином  той союзной республики, на территории которой он постоянно проживает. Если он по национальности или по происхождению  считает себя связанным с другой союзной республикой, то может избрать  гражданство этой республики.  

Конституция СССР 1936 года вновь подтвердила принцип  единства союзного гражданства и  сохранила отнесение к ведению  Союза ССР решение вопросов о  союзном гражданстве и о правах иностранцев. Принятый на основе новой  Конституции Закон о гражданстве  Союза ССР от 19 августа 1938 года закрепил ряд новых положений. Теперь гражданами СССР являлись все лица, состоявшие к 7 ноября в подданстве Российской империи и, не утративши советского гражданства, а также лица, которые  приобрели советское гражданство  в установленном законом порядке. Все лица, не отвечающие данным условиям и проживающие на территории СССР, признавались лицами без гражданства.  

Конституция СССР 1977 года выразила важный принцип гражданства: граждане СССР за границей пользуются защитой и покровительством Советского государства. Принятый на основе новой  Конституции Закон о гражданстве  СССР 1978 года по новому сформулировал  условия принадлежности к гражданству  СССР. Теперь основным принципом, по которому определялось принадлежность к советскому гражданству, становилась наличие  советского гражданства на день вступления в силу настоящего закона, а не подданство Российской империи. Этот же закон впервые  закреплял законодательные права  республик в вопросах гражданства.  

Последним законом  советских времен, регулирующим отношения  гражданства, был Закон о гражданстве  СССР от 23 мая 1990 года.  

Действующая Конституция  закрепляет порядок, согласно которому гражданство Российской Федерации  приобретается и прекращается в  соответствии с федеральным законом. Таким законом в настоящее  время является Закон РФ "О  гражданстве Российской Федерации" от 31.05.2002 N 62-ФЗ. 

В части первой статьи 6 Конституции закреплен принцип  единого гражданства. Это связано, прежде всего, с тем, что законодательство республик, входящих в состав Российской Феде рации, устанавливает гражданство  данных субъектов Федерации. Конституцией провозглашается принцип равного  гражданства независимо от оснований  его приобретения. Проживание гражданина России за ее пределами не изменяет его гражданства. Заключение или  расторжение брака гражданина России с лицом, не принадлежащим к гражданству  РФ, тоже не влечет за собой изменения  гражданства. Изменение гражданства  одним из супругов не влечет за собой  изменение гражданства другого  супруга. Расторжение брака не влечет изменения гражданства родившихся в этом браке или усыновленных детей.  

Принадлежность лица к гражданству того или иного  государства имеет существенное значение, поскольку гражданин обладает в отношении государства всеми  правами и свободами, а государство  защищает своего гражданина, где бы он ни находился. Гражданство - это наделение  гражданина не только соответствующими правами и свободами, но и обязанностями. 

В Конституции подчеркивается, что каждый гражданин обладает на ее территории всеми правами и  свободами и несет равные обязанности. Следует отметить, что граждане Российской Федерации по сравнению с другими  лицами, законно находящимися на территории России, наделены правами в сфере  осуществления политической власти. Например, только граждане могут избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти РФ и ее субъектов. Только граждане обязаны защищать отечество и нести некоторые другие обязанности. 

Одной из важных гарантий использования гражданином Российской Федерации своих прав и свобод является закрепление в ст. 6 Конституции  РФ положения, исключающего возможность  лишения гражданина его гражданства. Гражданин Российской Федерации  не может быть лишен своего гражданства  и выслан за пределы Российской Федерации. Он не может быть также выдан другому  государству иначе как на основании  закона или между народного договора РФ. Российская Федерация гарантирует  своим гражданам защиту и покровительство  и за ее пределами. В конституции  РФ указывается, что в Российской Федерации признаются и гарантируются  права и свободы человека и  гражданина, они неотчуждаемы и являются непосредственно действующими. Глава 2 Конституции РФ «Права и свободы  человека и гражданина» Таким  образом, можно сказать, что государство  признаёт и гарантирует не только права и свободы своих граждан, но и иностранных граждан и  лиц без гражданства согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией  

Таким образом, можно  сказать, что уже в Российской империи существовали институты  гражданства (подданства) и государство  различало граждан и иностранных  граждан (инородцев), у которых правовой статус был различным от подданных. Приход советской власти принесли новые  основания и принципы причисления  лица к иностранцам или гражданам, в частности, Конституция РСФСР 1918 года оставила за местными Советами право  принимать в российское гражданство  лишь тех иностранцев, которые, проживая в РСФСР и работая, принадлежали к рабочему классу или трудовому  крестьянству. Очевидно, это было связано  с политической линией на дальнейшую централизацию власти. Политическими  мотивами следует объяснить также  появление в законодательстве возможности  лишить человека гражданства. Закон 1938 г. о гражданстве СССР не назвал вообще никаких оснований лишения гражданства  СССР, указав только, что оно возможно по приговору суда в случаях, предусмотренных  законом, или в силу особого в  каждом случае Указа Президиума Верховного Совета СССР (ст. 7). Одноименный закон 1978 года определил, что лишить гражданства  СССР можно в исключительном случае по решению Президиума Верховного Совета СССР, если лицо совершило действия, порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР Ст.18 Закона СССР “ О гражданстве  СССР”  

Установление в  России демократического режима стало  основанием коренных изменению в  регулировании вопросов гражданства. Отныне в Российской Федерации никто  не может быть лишен своего гражданства  или права изменить свое гражданство  Ст. 1 Закона РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 "О  гражданстве Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов  Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 6, ст. 243). 
 
 

Правовое положение  иностранных граждан и лица без  гражданства 
 

Субъекты правоотношений - это индивиды или организации, которые  на основании норм права могут  быть участниками правоотношений, носителями субъективных прав и обязанностей. В административном праве под  субъектом понимают лицо (индивид  и организацию), которая по закону может быть участником административно-правовых отношений и носителем административных прав и обязанностей. Юридическая  возможность индивида и организации  быть участником различных правоотношений, носителями конкретных юридических  прав и обязанностей связана с  наличием определенных свойств, для  обозначения которых применяется  термин «правосубъектность». Правосубъектность  как способ быть участниками правоотношений устанавливается правовыми нормами  и может быть различной у разных субъектов. В основном различают  индивидуальных и коллективных субъектов  права. К индивидуальным субъектам  права относятся также иностранные  граждане и лица без гражданства  Лазарев В.В, Липень С.В. Теория государства  и права М. Спарк, 2004 - стр.348-349. Вышесказанное  подтверждается не только внутригосударственными, но и международными нормами права. Так, в статье 6 Всеобщей декларации прав человека 1948 года говорится: «Каждый  человек, где бы он не находился, имеет  право на признание его правосубъектности». Вышесказанное положение декларируется  также Международным пактом о  гражданских и политических правах 1966 года.  

Для того чтобы лицо, обладающее правосубъектностью мог  стать участником административно - правовых отношений он, наряду с  общей правосубъектностью, должен также  обладать административной правосубъектностью. Административная правосубъектность  включает две составляющие: административную правоспособность - это способность  приобретать субъективные юридические  права и обязанности административно-правового  характера, т.е. быть участником административно-правовых отношений. Она является частью общей  правоспособности. Административная дееспособность - это практическая способность собственными действиями приобретать субъективные юридические права и обязанности, осуществлять и прекращать их, т.е. реализовывать  свою административную правоспособность в рамках конкретных административных отношений. Разновидностью административной дееспособности является административная деликтоспособность, т.е. способность  лица нести административную ответственность  за совершенные правонарушения (деликты). Существует и другое мнение по вопросу  правосубъектности, так, доктор юридических  наук, профессор Старилов Ю.Н. считает, что термин «административная правосубъектность» лишен правового регулирования  в административном праве и анализируется  учеными в целях выяснения  правовой природы и общих вопросов административно - правового статуса  участников административно-правовых отношений Бахрах Д.Н., Россинский Б.В. Старилов Ю.Н. Административное право  М. Норма, 2005 стр. 123. Если рассматривать  субъектов административного права, в общем, то можно выделить, что  все субъекты административного  права обладают некими общими чертами, характеризующими их административно - правовой статус: все субъекты административного  права неразрывно связаны с управленческой деятельностью государственной  власти и имеют равные юридические  гарантии рассмотрения возникшего спора  в административном или судебном порядке. Однако каждый субъект обладает своим особым правовым статусом, различным  от других участников правоотношений.  

Информация о работе Особенности правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ