Особенности правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 23:12, контрольная работа

Описание

Вопрос о субъектах административного права является одним из важнейших, так как они выступают участниками административно - правовых отношений. Что касается индивидуальных субъектов административного права, то относительно принадлежности к конкретному государству личность может выступать в одном из трех правовых состояний: отечественного гражданства, иностранного гражданства и так называемого безгражданства

Содержание

Введение
Институт гражданства в России: Краткая история........................................4
Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства………9
Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ…………………………………………………………......25
Федеральная миграционная служба…………………………………………40
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

. Особенности правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ.docx

— 54.57 Кб (Скачать документ)

Субъекты административного  права, имеющие установленный законом  и административно - правовыми нормами  правовой статус, становятся участниками  административных правоотношений, тогда, когда практически осуществляют определенную за ними административную правоспособность. Наличие у иностранных  граждан и лиц без гражданства  административно- правовой правосубъенктности и факт участия в административно - правовых правоотношениях является очень важным, поскольку участие  иностранных граждан и лиц  без гражданства в административных правонарушениях является предпосылкой возникновения всех других правоотношений.  

Административно - правовой статус иностранных граждан и  лиц без гражданства в Российской Федерации определяется в первую очередь конституцией РФ 1993 года, в  частности статьями 27, 62, 63; международными договорами РФ; Федеральным законом  РФ "О правовом положении иностранных  граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002г; Федеральном законом Российской Федерации от 18 июля 2006 г. №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и  лиц без гражданства в Российской Федерации»; постановлением правительства  и иными нормативно правовыми  актами.  

Административно - правовой статус иностранных граждан и  лиц без гражданства представляет собой совокупность их прав и обязанностей, закрепленных нормами права и  гарантированных государством. Что  касается содержания правового статуса  иностранных граждан, то в структурном  плане оно представлено правами, обязанностями и гарантиями их реализации. 

В соответствии с  Законом РФ "О правовом положении  иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002г №115-ФЗ иностранный  гражданин - это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.  

Лицом без гражданства  признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации  и не имеющее доказательства наличия  гражданства (подданства) иностранного государства. 

Безгражданство может  быть абсолют-ным и относительным. Абсолютное безгражданство -- безгражданство с мо-мента рождения. Относительное  безгражданство -- без-гражданство, наступившее  в результате утраты граж-данства . 

Вопрос о безгражданственности лиц представляет собой аномалию для любого государства, и в этой связи все государства том  числе и Российская Федерация  стремятся ограничить число безгражданственных лиц путем заключения специальных международных соглашений и принятия эффективных внутригосударственных законов. В частности Закон РСФСР "О гражданстве" 1991г. уже содержал ряд положений, имеющих целью сократить число безгражданственных лиц, которые нашли отражение также в Законе РФ «О гражданстве» от 31.05.2002 N 62-ФЗ. Установлено, что ребенок, родившийся на территории РФ от лиц без гражданства, является гражданином РФ. Согласно ст. 6 Закона, Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации. 

Данный вопрос регулируется рядом таких международных актов  как Конвенция ООН «О статусе  апатридов» 1954 г. и Конвенция ООН  «О сокращении безгражданства» 1961 г. В  соответствии со статьей 1 последней  «любое Договаривающееся государство  должно предоставлять свое гражданство  любому рожденному на его территории лицу, которое иначе было бы апатридом». Конвенция «О статусе апатридов» устанавливает, что в Договорившихся государствах должны соблюдаться основы правового статуса апатридов, которые, в общем, совпадают с правовым статусом иностранцев («Кроме тех случаев, когда апатридам на основании  настоящей Конвенции предоставляется  более благоприятное правовое положение, Договаривающееся государство будет  предоставлять им положение, которым  вообще пользуются иностранцы»), а в  случаях нарушения прав со свобод «каждый апатрид имеет право  свободного обращения в суды на территории всех Договорившихся стран» ст.16 Конвенции  о статусе апатридов, принята 28 сентября 1954 года , вступает в силу 6 июля 1960 года., при этом в Конвенции под термином "апатрид" подразумевается лицо, которое не рассматривается гражданином  каким-либо государством в силу его  закона, но ее положения не распространяются: 

i) на лиц, которые  в настоящее время пользуются  защитой или помощью других  органов или учреждений Организации  Объединенных Наций, кроме Верховного  комиссара Организации Объединенных  Наций по делам беженцев;  

ii) на лиц, за  которыми компетентные власти  страны, в которой они проживают,  признают права и обязательства,  связанные с гражданством этой  страны;  

iii) на лиц, в  отношении которых имеются серьезные  основания предполагать, что они:  

а) совершили преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества в определении, данном этим деяниям  в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении  подобных преступлений;  

b) совершили тяжкое  преступление неполитического характера  вне страны, давшей им убежище,  и до того, как они были допущены  в эту страну;  

с) виновны в совершении деяний, противоречащих целям и принципам  Организации Объединенных Наций. 

Необходимо заметить, что правовой статус иностранных  граждан и лиц без гражданства  различается, например, в вопросах дипломатической  зашиты. Вместе с тем в большинстве  случаев иностранные граждане и  лица без гражданства с точки  зрения права для государства  одинаковы, что подтверждается законодательной  и правоприменительной практикой. 

Порядок въезда иностранных  граждан в Российскую Федерацию  и выезда из Российской федерации 
 

Статья 24 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» №114-ФЗ устанавливает, что  иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии  визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.  

Основаниями для  выдачи иностранному гражданину визы являются:  

1. Приглашение на  въезд, которое выдается:  

- органом иностранных  дел (МИД) и в случаях, предусмотренных  в законе, органом внутренних  дел (МВД), по ходатайству:  

а) федеральных органов  государственной власти;  

б) дипломатических  представительств и консульских  учреждений иностранных государств в России;  

в) международных  организаций и их представительств в России, а также представительств иностранных государств при международных  организациях, находящихся в России;  

г) органов государственной  власти субъектов Российской Федерации (республиканских, областных и прочих органов).  

- территориальным  органом внутренних дел по  ходатайству:  

а) органов местного самоуправления;  

б) юридических лиц, в уведомительном порядке вставших на учет в органе внутренних дел;  

в) граждан Российской Федерации и постоянно проживающих  в Российской Федерации иностранных  граждан;  

2. Решение органа  иностранных дел, дипломатического  представительства или консульского  учреждения РФ, представительства  органа иностранных дел в пределах  приграничной территории, по ходатайству  находящегося за пределами России  иностранного гражданина, поданному  в связи с необходимостью въезда  для экстренного лечения либо  вследствие тяжелой болезни или  смерти близкого родственника;  

3. Решение органа  иностранных дел о выдаче иностранному  гражданину визы, направленное в  дипломатическое представительство  или консульское учреждение Российской  Федерации;  

4. Решение руководителя  дипломатического представительства  или консульского учреждения  Российской Федерации о выдаче  иностранному гражданину визы, принимаемое  в исключительных случаях по  заявлению в письменной форме  иностранного гражданина;  

5. Решение территориального  органа внутренних дел о выдаче  иностранному гражданину разрешения  на временное проживание в  России;  

6. Договор на оказание  услуг по туристическому обслуживанию  и подтверждение о приеме иностранного  туриста организацией, осуществляющей  туристическую деятельность;  

7. Решение органа  внутренних дел о признании  иностранного гражданина беженцем  по заявлению, поданному иностранным  гражданином в дипломатическое  представительство или консульское  учреждение Российской Федерации.  

Виза 
 

Виза - это разрешение на въезд и транзитный проезд через  территорию Российской Федерации по действительному документу, удостоверяющему  личность иностранного гражданина или  лица без гражданства и признаваемому  Российской Федерацией в этом качестве.  

Виза содержит фамилию, имя, дату рождения, пол, гражданство (подданство), номер основного документа, удостоверяющего  личность иностранного гражданина, дату выдачи визы, разрешенный срок пребывания в России, номер приглашения на въезд либо решения государственного органа, срок действия визы, цель поездки, данные о приглашающей организации (приглашающем физическом лице), кратность  визы.  

Виза выдается дипломатическим  представительством, консульским учреждением, органом иностранных дел, органом  внутренних дел и может быть однократной, двукратной и многократной.  

Однократная виза дает право иностранному гражданину пересечь Государственную границу Российской Федерации один раз при въезде и один раз при выезде из России.  

Двукратная виза дает право иностранному гражданину на двукратный въезд.  

Многократная виза дает право иностранному гражданину на неоднократный (более двух раз) въезд.  

Срок действия визы может быть продлен во время пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации:  

1) органом внутренних  дел по заявлению в письменной  форме иностранного гражданина  либо по ходатайству в письменной  форме органа государственной  власти, органа местного самоуправления  или юридического лица;  

2) федеральным органом  иностранных дел, по обращению  в письменной форме органа  по внешним сношениям (иностранным  делам) иностранного государства,  дипломатического представительства  или консульского учреждения  иностранного государства, представительства  международной организации в  Российской Федерации;  

3) представительством  федерального органа иностранных  дел в пределах приграничной  территории по заявлению в  письменной форме иностранного  гражданина, либо по ходатайству  в письменной форме органа  государственной власти, органа  местного самоуправления или  юридического лица, либо по обращению  в письменной форме дипломатического  представительства или консульского  учреждения иностранного государства,  представительства международной  организации в Российской Федерации;  

4) органами пограничного  контроля.  

Виды виз. 
 

1. Дипломатическая  виза выдается иностранному гражданину, имеющему дипломатический паспорт:  

1) главам иностранных  государств, главам правительств, членам  иностранных официальных делегаций,  членам семей указанных лиц,  следующим с ними, и сопровождающим  их лицам на срок до трех  месяцев;  

2) дипломатическим  агентам дипломатических представительств  и консульским должностным лицам  консульских учреждений, сотрудникам  представительств международных  организаций, членам семей указанных  лиц на срок до трех месяцев;  

3) иностранным дипломатическим  и консульским курьерам на  срок командировки.  

2. Служебная виза  выдается иностранному гражданину, имеющему служебный паспорт.  

Служебная виза выдается:  

1) членам официальных  иностранных делегаций, членам  семей указанных лиц, следующим  с ними, и сопровождающим их  лицам на срок до трех месяцев;  

2) работникам административно-технического  и обслуживающего персонала дипломатических  представительств, консульским служащим  и работникам обслуживающего  персонала консульских учреждений  иностранных государств, представительств  международных организаций и  членам семей указанных лиц  на срок до трех месяцев; 

Информация о работе Особенности правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ