Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:53, курсовая работа
Современный мир наполнен множеством вещей и приборов, которые мы можем купить в магазинах. Покупая различные приборы и вещи рядовой потребитель рискует столкнуться с такими неприятностями, как брак вещи, недостаток товара, существенный недостаток и многими другими. И поэтому потребитель, выходя в очередной раз из дома за покупками, должен знать и уметь защитить свои права, которые, возможно кто-то попытается нарушить.
Введение…………………………………………..……………………..….……2
Глава I Общие положение. Права и обязанности сторон…………………4
1.1 Права покупателя при покупке товара ненадлежащего качества………...4
1.2 Документы и сроки предъявления покупателем требований в отношении недостатков товара………...…………………………………………………….12
1.3 Устранение недостатков товара, его замена и расчёты с покупателем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества………....................17
Глава II Рекомендации…………….............................………………………24 2.1 На купленную вещь имеют права третьи лица .…………………………...25
2.2 Гарантийный срок……………………………………………………..…….26
2.3 Срок гарантии истёк……………………………………….………….……..27
2.4 Изучение информации о товаре……………………………….…................27
2.5 Взыскание убытков с продавца………………………………………..……29
Глава II Анализ судебной практики……….……………………………...…30
Заключение……………………………...……………………………………......34
Литература……………………………………...………………………….….....35
4) всегда нужно помнить о том, что на отдельные качественные характеристики товара существуют обязательные требования, определенные в установленном законом порядке. Обычно эти требования содержатся в различного рода нормах и правилах (СНИПах), которые разрабатываются Государственным управлением стандартизации в РФ (Госстандарт России). Конечно, достаточно обременительно каждый раз, готовясь к покупке, обращаться к этим, достаточно специальным актам. Поэтому нужно помнить, что практически на все более или менее распространенные товары Госстандартом разработаны специальные правила. Они направлены на обеспечение безопасности жизни, здоровья потребителей, а также на предотвращение вреда имуществу потребителей, соответствие требований технической и информационной совместимости общепринятым потребительским характеристикам продукции, ее упаковке, хранению, утилизации. Эти товары подлежат обязательной сертификации. В эту группу товаров входит и вся дорогостоящая и технически сложная продукция. Потребитель имеет право потребовать у продавца сертификат на предлагаемый им товар.
2.1 На купленную вещь имеют права третьи лица.
Подготовившись к покупке подходящего по качеству товара, нужно помнить еще о такой вещи, как права третьих лиц на приобретаемый товар. Эта проблема актуальна для тех, кто делает покупку товара, реализуемого по договору комиссии. Нужно избегать этот негативный факт, обращаясь в органы, осуществляющие государственную регистрацию автотранспортных средств или квартир, а также в органы внутренних дел для выяснения, не находится ли эта вещь в розыске или под арестом. Надо помнить об обязанности продавца передать покупателю товар свободным от любых прав третьих лиц. Нарушение этой обязанности дает право требовать уменьшения цены товара, либо расторжения договора купли-продажи.
2.2 Гарантийный срок.
При подготовке к покупке нужно подумать еще о двух вещах. Это гарантийный срок, в течение которого можно потребовать от изготовителя или продавца безвозмездного устранения недостатков у купленной вещи, и о реализации изготовителем своей обязанности по обеспечению ремонта и технического обслуживания товара в течение срока службы. Действующий порядок определения и установления гарантийных сроков на товары направлен на обеспечение проявления инициативы изготовителя в установлении таких сроков. Законодательство предоставляет возможность самому изготовителю установить такой срок. В противном случае, этот срок ограничивается разумными пределами, но не свыше двух лет.
Закон "О защите прав потребителей" устанавливает и такую дифференциацию: в отношении движимых вещей - в течение шести месяцев, в отношении недвижимости - два года. В любом случае, при приобретении товара необходимо обратить внимание на наличие гарантийного срока и требовать от продавца выдачи гарантийного талона.
Особые правила по определению гарантийного срока установлены в отношении комплектующих частей покупки. Закон дает право требовать устранения недостатков в комплектующей части или ее замены в пределах гарантийного срока, установленного на вещь в целом, или в пределах гарантийного срока, установленного на это комплектующее изделие, ели он превышает гарантийный срок, установленный для товара в целом.
2.3 Срок гарантии истёк.
Есть две возможности
постараться исправить
Если приобрели товар,
который по истечении двух лет
перестал радовать своими достоинствами,
то помните, что есть возможность
потребовать от изготовителей обеспечить
возможность использования
2.4 Изучение информации о товаре.
Вы решились на покупку, но где получить всю необходимую информацию, и какие права предоставляются потребителю в случае ее отсутствия. Информация об изготовителе и реализуемых им товарах, а также о продавце, осуществляющем реализацию товара, должна доводиться в наглядной и доступной форме, чтобы мы знали, с кем имеем дело, и продукцию с каким качественными характеристиками приобретаем. Нужно взять за правило, что приобретая вещь, особенно дорогостоящую, необходимо выяснить у продавца следующий минимум информации:
1) об изготовителе: профиль деятельности и форма организации, фирменное наименование/простое наименование, юридический адрес/местонахождение;
2) такую же информацию
потребителю должны
3) особого внимания требует изучение информации о товаре. Особо следует обратить внимание на наличие сведений о соответствии обязательным стандартам. Просите познакомить Вас с сертификатом соответствия. Кроме того, на товаре или упаковке должен быть знак соответствия (знаки соответствия установлены ГОСТом 28 196-90).
4) внимательно изучите информацию о потребительских свойствах вещи (если вещь импортная, то инструкция должна быть переведена на русский язык), наличие у товара гарантийного срока и срока службы, адреса сервисных служб изготовителя, которые обеспечат ремонт. В случае предоставления ненадлежащей информации о товаре (то есть недостоверной, недостаточно полной или несвоевременной), Вы приобретаете право на возмещение убытков.
Приобретая вещь, не забывайте товарный чек или иной документ, подтверждающий оплату товара. Пренебрегая этим, Вы рискуете в случае каких-либо осложнений обращаться к помощи свидетелей, а это не всегда просто сделать. Проверьте наличие техпаспорта и гарантийного талона, если гарантийный срок установлен продавцом или изготовителем. Если приобретенная вещь требует еще дополнительного оформления (например, регистрация автомобиля в органах ГАИ), проверьте наличие документов, подтверждающих право собственности продавца на эту вещь или требуйте от него пройти все необходимые формальности. Не забывайте подвергнуть приобретаемую вещь внешнему осмотру на наличие внешних дефектов и просите у продавца продемонстрировать ее в действии.
2.5 Взыскание убытков с продавца.
Если приобрели товар, качество которого не удовлетворяет потребностям и желаниям, а главное тому, что было обещано при самой покупке, есть шанс не только исправить сложившееся положение, но даже получить некоторое дополнительное удовлетворение:
Закон возлагает на покупателя обязанность доказать, что причины по которым товар вышел из строя, возникли до момента передачи товара покупателю. Поэтому стремитесь избежать подобных просчетов и покупайте товар с установленной гарантией, потому что в этом случае доказательства своей невиновности ложатся на продавца, а Вам лишь нужно предъявить неисправный товар.
Глава III Анализ судебной практики.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 января 2004г. №46-ВОЗ-19 по делу о защите прав покупателя
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела в судебном заседании 16 января 2004г. по надзорной жалобе Ш. на определение президиума Самарского областного суда от 17 июля 2003г. дело по иску Ш. к ОАО «АвтоВАЗ» о замене автомобиля, взыскании неустойки и компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Ш. обратилась в суд
с иском к ОАО «АвтоВАЗ», в
котором просила обязать
Решением Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 20 декабря 2002г. иск удовлетворён частично: ОАО «АвтоВАЗ» обязано заменить Ш. автомобиль ВАЗ-21103 на новый автомобиль аналогичной марки, с ответчика в пользу истицы взыскана неустойка 33000 руб., расходы на экспертизу- 1600 руб. и компенсация морального вреда- 1000 руб.
В кассационном порядке дело не рассматривалось.
Определением президиума Самарского областного суда от 17 июля 2003г. решение суда было отменено в части взыскания с ответчика в пользу истицы неустойки и компенсации морального вреда, в удовлетворении этой части иска было отказано.
В надзорной жалобе Ш. просит отменить определение президиума Самарского областного суда от 17 июля 2003г. и оставить в силе решение Автозаводского районного суда г. Тольятти от 20 декабря 2002г.
Определением судьи Верховного Суда РФ от 8 сентября 2003г. дело было истребовано в Верховный Суд РФ и определением от 16 декабря 2003г. передано на рассмотрение в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит надзорную жалобу Шаймардановой Р.К. подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.
Президиум Самарского областного суда, отменяя решение суда первой инстанции в части, указал на то, что согласно п.3 ст.18 Закона РФ от 7 февраля 1992г. №2300-I «О защите прав потребителей» в случае продажи товара ненадлежащего качества потребитель вправе предъявить требования о безвозмездном устранении недостатков или замены на товар аналогичной марки, а вместо предъявления этих требований возвратить изготовителю товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы, в связи, с чем оснований для взыскания неустойки и компенсации морального вреда в пользу Ш., которая не была лишена возможности эксплуатировать автомобиль, не имеется.
Эти выводы суда надзорной инстанции не соответствуют нормам материального права.
Факт выпуска ответчиком и продажи автомобиля ненадлежащего качества истице при рассмотрении дела в суде первой инстанции был подтверждён документально и никем не оспаривался.
В соответствии со ст.15 Закона
РФ «О защите прав потребителей» моральный
вред, причинённый потребителю
Суд первой инстанции в решении правильно указал на то, что моральный вред истице причинён в результате изготовления ответчиком технически сложного, опасного в эксплуатации, дорогостоящего, но некачественного товара. Кроме того, ответчик длительное время уклонялся от удовлетворения законных требований потребителя во внесудебном порядке, что также правильно истолковано судом как обстоятельство, подтверждающее факт причинения истице по вине ответчика морального вреда.
Вывод суда надзорной инстанции об отсутствии вины изготовителя некачественного автомобиля не соответствует материалам дела и основан на неверном толковании и применении норм материального права.
Не является основанием для отмены решения суда и то обстоятельство, что спорный автомобиль находился во владении истицы в тот период времени, за который судом была определена сумма неустойки.
Согласно ст.22 Закона РФ «О защите прав потребителей» требования потребителя, в частности, о возмещении убытков, причинённых расторжением договора купли-продажи (возвратом товара ненадлежащего качества изготовителю), подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем) или организацией, выполняющей функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.
Информация о работе Ответственность продавца за продажу товара ненадлежащего качества