Ответственность за налоговые преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 15:34, курсовая работа

Описание

Налоговые преступления и правонарушения латентны, чему в немалой степени способствует неэффективная пока деятельность создаваемых налоговых и правоохранительных органов, которые не обеспечивают решительного пресечения преступных деяний и неотвратимости наказания. Имеют место безответственность, равнодушие, а также равнодушное отношение к преступникам, что в большой степени способствует росту и развитию преступлений в сфере налогообложения.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 75.67 Кб (Скачать документ)

 Весьма  разветвленная система налогового законодательства России включает в себя Налоговый кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы.

Разъяснения по поводу исчисления и уплаты налогов содержатся в указах Президента РФ, а также многочисленных подзаконных нормативных актах различных ведомств.

Также статья 57 Конституции РФ устанавливает важнейшую обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (данная норма установлена также и ст. 3 НК РФ). Кроме того, эта статья устанавливает также правило, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.6

 Таким образом, обязанность  платить налоги и сборы возникает у плательщика только тогда, когда она возложена на него законом.

Установленные налоги и сборы являются законными, если они устанавливаются органом, компетентным их вводить и определять порядок их уплаты. Установление федеральных налогов и сборов отнесено к ведению Российской Федерации; установление общих принципов налогообложения и сборов находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; установление местных налогов отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации.

То обстоятельство, что налоги и сборы являются гражданской обязанностью, а не ответственностью, не может исключать для налогоплательщика ощутимой материальной потери. Именно по этой причине правило об отсутствии обратной силы сформулировано и по отношению к установлению новых налогов.

Важным шагом на пути кодификации налогового законодательства, формирования эффективной налоговой системы в России стало принятие части первой Налогового кодекса РФ. Необходимо отметить, что в период разработки проектов Налогового кодекса РФ и Уголовного кодекса РФ перечень предполагаемых к кодификации налоговых преступлений был значительно шире, чем существующие на сегодняшний день две статьи Уголовного кодекса РФ.

1.1.2.Составы налоговых преступлений  в официальном проекте части второй Налогового кодекса РФ, представленной на обсуждение в конце 1995 года:

1) уклонение от постановки на учет в налоговых органах;

2)  уклонение от подачи налоговой декларации;

3) уклонение от ведения учета;

4)  действия, направленные на уменьшение налогов;-

5)  действия, направленные на неправомерный зачет (возврат) налога или обязательного платежа;

6) уклонение от налогообложения;

7)  разглашение налоговой тайны;

8)  утрата документов, содержащих налоговую тайну.

В соответствии с проектом Налогового кодекса РФ все перечисленные выше действия признавались налоговыми преступлениями и за их совершение ответственность должна быть предусмотрена в Уголовном кодексе РФ. Однако, как уже отмечалось, законодатель не увязал принятие двух документов друг с другом. Сначала с 1 января 1997 года вступил в силу Уголовный кодекс РФ, а с 1 января 1999 года - основные положения лишь части первой Налогового кодекса РФ.

 

 

 

 

 

 

 

                  1.2 Понятие налогового преступления.

           Понятие налогового преступления  в УК РФ 1996 г. не дается. Однако, учитывая положения Общей и  Особенной частей, такое понятие можно сформулировать.

           Налоговое преступление - это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания и посягающее на финансовые интересы государства в сфере налогообложения.

           Налоговую преступность как общественно-опасное  явление нельзя назвать принципиально  новым для России, хотя существовавшее  долгое время господство государственной  собственности в экономике позволяло  осуществлять перераспределение  доходов вне налоговой системы.  В  период с начала 30-х до  конца 80-х годов налоговые преступления  носили эпизодический характер  и сводились главным образом  к нарушению порядка уплаты  налогов гражданами.

           Начавшиеся позже социально-экономические  преобразования потребовали кардинального  изменения налоговой системы.  Поэтому в конце 1991 г. в России  была проведена реформа системы  налогообложения, приняты основные законы, определяющие порядок и условия уплаты налогов.

           Становление налоговой системы  в России сопровождается значительным  ростом числа налоговых преступлений. По оценкам специалистов, государство  ежегодно недополучает до трети  налоговых поступлений в бюджет. Уклонение от уплаты налогов  получило широкое распространение,  носит массовый характер и  является главной причиной непоступления налогов в бюджет. Рост налоговой преступности имеет высокую динамику, поэтому по некоторым оценкам характеризуется как катастрофический. 7

           Статистика свидетельствует, что преступные нарушения налогового законодательства обычно связаны с порядком исчисления и уплаты налога на прибыль - 43% от общего числа налоговых преступлений, налога на добавленную стоимость - 28,4%, налогов, уплачиваемых в дорожные фонды - 6,7%, подоходного налога - 3,7%, акцизов - 1,2%. Приведенные цифры показывают, что, как правило, налоговые преступления направлены на уклонение от уплаты налогов, предусматривающих наиболее крупные отчисления в бюджет.

           Налоговые преступления совершаются  на различных предприятиях независимо  от форм собственности, однако  следует отметить, что на предприятиях, основывающихся на частной форме  собственности, выявляется около  80% таких преступлений.

           Распределение выявленных налоговых  правонарушений в зависимости  от организационно-правовых форм  хозяйствующих предприятий выглядит  следующим образом. На долю  акционерных обществ и товариществ приходится 69,8% правонарушений, государственных и муниципальных предприятий - 12,8%, индивидуально-частных - 3,9%. Такая закономерность определяется, видимо, тем, что право управления и осуществление внутреннего контроля на предприятиях, действующих в форме акционерных обществ, как правило, принадлежит ограниченному кругу лиц. Обычно их руководители являются фактическими владельцами, а должный контроль отсутствует.8

           Определенный интерес представляет  также распределение нарушений 

налогового  законодательства по сферам деятельности предприятий. На долю предприятий, осуществляющих торговлю продуктами питания, приходится 24% правонарушений, торгующих товарами народного потребления - 16%, занимающихся оказанием услуг - 12%, осуществляющих финансово-кредитные операции - 9%, торгующих  недвижимостью - 8%, производящих продукцию  металлообработки  и машиностроения - 8%, осуществляющих нефтедобычу и  нефтепереработку - 6%. 9

           Таким образом, приведенные данные  позволяют сделать вывод о  том, что подавляющее число  налоговых правонарушений совершается  в торговой сфере. Предприятия  торговли стремятся получать  оплату наличными деньгами за  реализуемые ими товары, что позволяет  им использовать денежную наличность  во вне банковском обороте, что, в свою очередь, значительно затрудняет осуществление налогового контроля и способствует сокрытию указанных средств от налогообложения.

           В связи с принятием первой  части Налогового кодекса РФ, в которой в ст. 106 дано определение  налогового правонарушения, возникает  вопрос о соотношении понятий  «налоговое преступление» и «налоговое правонарушение».

           Любое преступление представляет  собой правонарушение, поскольку  первое относится ко второму,  как частное к общему. В связи  с этим преступление должно  обладать всеми основными признаками  правонарушения. Это относится и  к налоговым преступлениям.

           Обратимся к понятию налогового  правонарушения. Оно определятся  в Налоговом кодекса следующим образом:

           «Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность».     

           Из приведенного определения  видно, что основные признаки  налогового преступления и налогового  правонарушения совпадают (виновность, противоправность, ответственность  и т. д.).

           Однако, существенным отличием налогового преступления является его общественная опасность. Такого свойства лишено налоговое правонарушение.

           Имеется отличие и в форме  реализации ответственности. Налоговое  преступление влечет наказание,  налоговое правонарушение – «налоговую санкцию» (ст. 114 Налогового кодекса).

           Важной особенностью налогового  преступления является то, что  ответственность за его совершение  может быть возложена только  на физических лиц. Напротив, за  совершение налогового правонарушения  ответственность могут нести  как физические лица, так и  организации ( ст. 107 Налогового кодекса). Согласно Налоговому кодексу привлечение организации к ответственности за налоговое правонарушение не препятствует привлечению к ответственности должностных лиц при наличии к тому оснований (п. 4 ст. 108). Что касается вины организации, то она определяется в зависимости от вины ее должностных лиц, либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения (п. 4 ст.110 Налогового кодекса).10

 

                  

                                        

 

 1.3 Виды налоговых преступлений.

            УК РФ 1996 г. содержит только две статьи, предусматривающие ответственность за нарушение налогового законодательства - это ст. 198 (Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды) и ст. 199 (Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации).

           Ст. 198 УК РФ, предусматривающая ответственность  за уклонение гражданина от  уплаты налога, а равно от уплаты  страхового взноса в государственные  внебюджетные фонды, содержит 2 части.  Часть 1 влечет ответственность  за уклонение гражданина от  уплаты налога, а равно страхового  взноса, совершенное в крупном  размере, т. е. если сумма  неуплаченного налога или страхового  взноса превышает двести минимальных  размеров оплаты труда. Часть 2 предусматривает ответственность за особо крупный размер суммы неуплаченного налога или взноса (когда она превышает пятьсот минимальных размеров оплаты труда) или за совершение деяния, предусмотренного ч. 1, лицом, ранее судимым за это преступление.

           Судя по санкциям обеих частей, наказание усилено, так как  в отличие от УК РСФСР предусматривает  лишение свободы.

           Статья 199 УК РФ предусматривает  ответственность за уклонение  от уплаты налогов или страховых  взносов в государственные внебюджетные  фонды с организации. 

           Санкция ч. 2 ст. 199 УК РФ значительно  строже, поскольку в отличие от  санкции ч. 1 ст. 162-2 УК РСФСР в том числе предусматривает лишение свободы до трех лет, а также лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет и содержит такого вида наказания, как штраф. Часть 2 предусматривает квалифицирующие признаки, аналогичные содержащимся в ч. 2 ст. 198 УК РФ. Кроме того, крупный размер неуплаченного налога значительно возрос и составляет сумму, превышающую одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, а особо крупный размер - пять тысяч (5 тысяч).

           Круг налоговых правонарушений, предусмотренных в Налоговом  кодексе достаточно широк, Это  и нарушение срока постановки  на учет в налоговом органе (ст. 116), и уклонение от постановки  на такой учет (ст. 117), и нарушение  срока представления налоговой  декларации или иных документов (ст. 119) и ряд других. Всего 14 статей. В некоторых статьях предусмотрена  ответственность за несколько  налоговых правонарушений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Ответственность за налоговые  преступления.

2.1 Виды ответственности за налоговые  преступления

 

Правонарушение - это деяние, нарушающее требования, установленные правовыми нормами соответствующей отрасли права.

Юридическая ответственность за налоговые преступления  проявляется в качестве гражданско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой и дисциплинарной.11

Гражданско-правовая ответственность - эта мера принуждения, установленная нормами гражданского права за правонарушение. Так согласно п.1 cт.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может потребовать полного возмещения причиненных ему убытков.12 

 Это  означает, что для правонарушителя  (должника) возникает необходимость  возместить не только реальные (фактические) расходы, произведенные  потерпевшим (кредитором), но и  возместить упущенную выгоду, то  есть неполученные доходы, которые  мог бы получить кредитор, если  бы его права не нарушились.

Информация о работе Ответственность за налоговые преступления