Ответственность за налоговые преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 15:34, курсовая работа

Описание

Налоговые преступления и правонарушения латентны, чему в немалой степени способствует неэффективная пока деятельность создаваемых налоговых и правоохранительных органов, которые не обеспечивают решительного пресечения преступных деяний и неотвратимости наказания. Имеют место безответственность, равнодушие, а также равнодушное отношение к преступникам, что в большой степени способствует росту и развитию преступлений в сфере налогообложения.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 75.67 Кб (Скачать документ)

 

Активная дискуссия в научной  среде разгорелась относительно определения содержания объективных признаков, образующих оконченное уклонение от уплаты налогов и взносов.

Большинство научных и практических работников пришло к выводу, что объективную сторону составов уклонения от уплаты налогов и взносов образует только общественно опасное деяние, описанное в диспозициях соответствующих статей УК РФ, а общественно опасные последствия находятся за рамками составов преступлений, т.е. расценило данные составы как формальные по конституции.

Некоторые из них характеризуют объективную сторону уклонения физического лица от уплаты налогов как непредставление в установленные сроки декларации о доходах, когда ее подача в налоговые органы является обязательной, или включение в нее заведомо искаженных данных о доходах или расходах.

Но есть и сторонники материальности исследуемых составов преступлений, точку зрения которых мы также поддерживаем, указывающие на последствия как на необходимый объективный признак оконченного преступного уклонения от уплаты налогов и взносов.

Как отмечает профессор  Игнатов, рассуждая о моменте окончания преступлений, связанных с уклонением от уплаты обязательных платежей, «Последствия, как окончательный признак объективной стороны рассматриваемых составов преступлений, зримы настолько, что характеризуются в законе через исчисляемые понятия крупного и особо крупного размеров».25  На то, что термин «крупный размер» в ст. 198 и 199 УК РФ характеризует последствия преступления, выражающиеся в ущербе в форме упущенной выгоды. Исходя из того, что в п. 1 Постановления Пленума от 4.07.97 г. № 8 разъяснено, что общественная опасность уклонения от уплаты налогов заключается в непоступлении в бюджетную систему РФ денежных средств, можно констатировать, что позиция о материальности составов уклонения от уплаты налогов или взносов разделяется практическими работниками.

Исходя из всего вышесказанного, помимо общественно опасного деяния необходимым признаком объективной стороны преступного уклонения от уплаты налогов и взносов являются находящиеся с ним в причинной связи общественно-опасные последствия, которые заключаются в неполучении казной государства налогов либо страховых взносов.

Конструкция составов уклонения  от уплаты налогов или взносов не вызывала бы сомнений, если бы диспозиции ст. 198 и 199 УК РФ вместо словосочетания «совершенное в крупном размере» завершались словами «причинившее крупный ущерб», однозначно указывающими на то, что обязательным признаком объективной стороны данных составов-преступлений являются общественно опасные последствия.

Еще большей дискуссионностью отмечается имеющий важное значение для правильного применения рассматриваемых статей УК РФ вопрос о моменте окончания уклонения от уплаты налогов и взносов. Так, например, по поводу момента окончания преступления, предусмотренного статьей 199 УК РФ, мнения разделились следующим образом.

Преступление считается  оконченным:

1)  с момента установления  факта включения в бухгалтерские документы искаженных данных о доходах или расходах или с момента сокрытия других объектов налогообложения;

2)  с момента совершения  преступных действий, предусмотренных УК РФ, в крупном размере;

3)    с момента  представления организацией-плательщиком  в налоговый орган соответствующих  документов, в которых содержатся  искаженные сведения;

4) с момента включения  в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных либо с момента сокрытия других объектов налогообложения.

Постановление Пленума ВС РФ № 8 в  п. 5 уточнило этот вопрос, отметив, что  преступления, предусмотренные статьями 198 и 199 УК РФ, считаются оконченными с момента фактической неуплаты налога за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный налоговым законодательством. Отмечается, что сроки уплаты того или иного налога различны и устанавливаются соответствующими налоговыми законами.

Моментом окончания  преступлений, предусмотренных ст. 198 и 199 УК РФ следует считать момент наступления общественно опасных последствий, с которыми закон связывает уголовную ответственность.

 Полагается, что об общественно опасных последствиях в виде непоступления в казну государства денежных средств можно вести речь с момента истечения срока, установленного в налоговом законодательстве для уплаты конкретного налога или страхового взноса.

 С этого момента и являются  оконченными преступления, предусмотренные ст. 198 и 199 УК  РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Стремлением налогоплательщиков уклоняться от налогообложения  и уплаты налогов и обязательных платежей государство противопоставляет, кроме прочих, по возможности адекватные формы и методы правовой защиты, включая установленные уголовной  ответственности за общественно-опасные  нарушения налогового законодательства и создание федеральных органов  налоговой полиции, специализирующихся на предупреждении, пресечении выявлении  и расследовании.

И законодательство о налоговой системе, налоговых  правонарушениях и преступлениях, и впервые созданная в России налоговая полиция, и её законодательная  и ведомственная нормативная  база проходят период становления, когда  далеко не всем ясны и понятны вопросы  оптимального правового регулирования, правоприменения и управления правоприменительной деятельности в борьбе с налоговыми правонарушениями и преступлениями.

Уклонение от подачи деклараций о доходах приобрело  массовый характер. Сокрытие доходов, противодействие требованиям налоговой  службы, либо их неисполнение в целях  сокрытия доходов и неуплаты налогов  представляет собой обычное явление  в жизни предпринимателей, коммерсантов, бизнесменов, да и не только этих лиц.

 Налоговые  преступления и правонарушения  латентны, чему в немалой степени  способствует неэффективная пока  деятельность создаваемых налоговых  и правоохранительных органов,  которые не обеспечивают решительного  пресечения преступных деяний и неотвратимости наказания.

 Имеют место безответственность, равнодушие, а также равнодушное отношение к преступникам, что в большой степени способствует росту и развитию преступлений в сфере налогообложения.

 

 

 

1 См.: Положение о государственном промысловом налоге 1917 года. Домашний адвокат, 1997 № 6. – с. 17

2 См.: Декрет Совета народных комиссаров «О взимании прямых налогов». Экономика и жизнь. 1986. № 6. – с. 5 – 6

3 См.: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 20.05.1933. Журнал российского права,  2002  № 18. – с. 13 - 23 

4 См.: Уголовный кодекс РСФСР. – М.: Статут, 1997.   – 156 С.

5 См.: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 20.05.1933. Журнал российского права,  2002  № 18. – с. 13 - 23 

6 См.: Конституция РФ. – М.: Юрайт,  2000. – 46 С.

7 См.: Старченков П. Налоговая преступность в России  катастрофически растет // Независимая газета. 1995. 24 мая.

8 См.: Кучеров И. И. Указ. соч. С. 49.

9 См.: Налоговая полиция. 1996. № 3. С. 2.

10 См.: Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая, 1999.

11 См.: Гуреев В. И.  Налоговое право. – М.: Ось – 89,  1998. – 521 С.

12 См.: Гражданский кодекс РФ. – М.: Инфра – М,  2003. – 372 С.

 

13 См.: Бабрах Д. И.  Административное право. – М.: Проспект, 2000. – 439 С.

14 См.: Кодекс об Административных правонарушениях РФ. – М.: Инфра-М, 2003. – 205 С.

15 См.: Бабрах Д. И.  Административное право. – М.: Проспект, 2000. – 439 С.

16 См.: Закон «О федеральных органах налоговой полиции» от 24.06.1993      №  5238-I. – М.: Юрайт, 2003. – 45С

17 См.: Налоговый кодекс РФ. – М.: Инфра – М,  2003. – 304 С.

18 См.: Уголовный кодекс РФ. – М.: Инфра – М,  2003. -  186 С.

19 См.: Уголовный кодекс РФ. – М.: Инфра – М,  2003. -  186 С.

20 См.: Налоговый кодекс РФ. – М.: Инфра – М,  2003. – 304 С.

 

21 См.: Уголовный кодекс РФ. – М.: Инфра – М,  2003. -  186 С.

22 См.: Уголовный кодекс РФ. – М.: Инфра – М,  2003. -  186 С.

23 См.: Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 8  "О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов" от    04.07.1997. Журнал российского права.  2002.  № 18. – с.4 – 12

 

24 См.: Закон "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.1991 № 2118. – М.: Юрайт, 2003. – 25 С.

 

25 См.: Игнатов А. Н., Красиков Ю. А. Уголовное право России. – М.: Норма,  2000. – 479 С.


Информация о работе Ответственность за налоговые преступления