Ответственность за налоговые преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 15:34, курсовая работа

Описание

Налоговые преступления и правонарушения латентны, чему в немалой степени способствует неэффективная пока деятельность создаваемых налоговых и правоохранительных органов, которые не обеспечивают решительного пресечения преступных деяний и неотвратимости наказания. Имеют место безответственность, равнодушие, а также равнодушное отношение к преступникам, что в большой степени способствует росту и развитию преступлений в сфере налогообложения.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 75.67 Кб (Скачать документ)

Наряду  с возмещением убытков нормы  гражданского права предусматривают  взыскание в форме неустойки (пени, штрафы).

Классификация штрафов как санкций за правонарушения в зависимости от отрасли права:

1) гражданско-правовыми  ( cт. 330 Основ гражданского законодательства, ст. 187-190 ГК РФ);

2) административными (ст.24 Кодекса об Административных правонарушениях, п. 12 ст.7 Закона «О государственной налоговой службе РСФСР»);

3)  уголовно-правовыми. 

С экономической точки  зрения все штрафы характеризуются  общим признаком – принудительным изъятием денежных средств у граждан, юридических лиц в пользу государства.13

С юридической точки зрения штраф – это санкция, применяемая за различные виды правонарушений, определяемые соответствующими отраслями права.

Административно-правовая ответственность – это мера принуждения, установленная нормами административного права за административное правонарушение (проступок).

Административная ответственность  за правонарушения, предусмотренные  Кодексом об административных правонарушениях  РФ, наступает, если эти нарушения  не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством  уголовной ответственности.14

Мера административно-правового  принуждения проявляется в форме  административного взыскания.

Административные взыскания, применяемые  за совершение административных правонарушений согласно ст. 24 КоАП РФ:

1) предупреждение;

2) штраф;

3) возмездное изъятие предмета, являющегося орудием совершения  или непосредственным объектом  административною правонарушения;

4) конфискация предмета, явившегося  орудием совершения или непосредственным  объектом административною правонарушения;

5) лишение специального права,  представленного данному гражданину (права управления транспортными  средствами, права охоты);

6) административный арест; 

7) исправительные работы.15 

В рамках административной деятельности в компетенцию сотрудников налоговой  полиции входит право составлять протоколы об административных правонарушениях  в пределах установленных законом  полномочий, осуществлять административное задержание и другие меры, предусмотренные  законодательством.

В соответствии с действующими законами протокол об административном правонарушении составляется в тех случаях, когда руководителя и должностные лица предприятий, учреждений   и организаций, не  зависимо от форм собственности, физические лица нарушают требования  п. 5-10 ст. 11 Закона «О федеральных органах налоговой полиции».

Основания для составления протокола об административном правонарушении:

1) отказ  в допуске сотрудника налоговой  полиции в производственные, складские,  торговые и иные помещения,  используемые налогоплательщиками  для извлечения дохода;

2) непредъявление документов, удостоверяющих личность;

3) неявка  в органы налоговой полиции  по вызову;

4) невыполнение  требований об устранении нарушений; 

5) непредоставление необходимой для налоговых органов информации;

6) воспрепятствование  в использовании средств связи и транспортных средств сотруднику налоговой полиции в экстраординарных случаях.16 

Любое из перечисленных действий может повлечь  за собой применение к правонарушителю  такой меры пресечения, как административное задержание, выражающееся в кратковременном (до 3-х часов) ограничении свободы с доставлением в официальное помещение органов налоговой полиции или внутренних дел.

Основную  часть зарегистрированных административных правонарушений составляют нарушения  правил ведения бухгалтерского учета  и отчетности на предприятиях, предпринимательская  деятельность с нарушением порядка  занятия такой деятельностью  и т.д.

Финансовая  ответственность - это санкции, примененные  налоговыми органами, за нарушение  налогоплательщиками налогового законодательства.

Это, прежде всего, бесспорное списание недоимок, взыскание сокрытого или заниженною дохода (прибыли), либо налога за иной объект налогообложении.17 Например: согласно п.8 ст.7 Закона «О Государственной налоговой службе РСФСР», налоговые органы (налоговые инспекции) вправе применять к нарушителям налогового законодательства финансовые санкции в виде взыскания всей суммы сокрытой или заниженной прибыли (дохода): 10 % причитающихся сумм налогов за отсутствие учета прибыли (дохода).

В качестве санкции налоговое законодательство предусматривает и пеню ст. 75 ч.1 НК РФ.

Пеня, применяемая  в налоговом праве, отличается от пени, установленной нормами гражданского права тем, что защищает налоговые  правонарушения и применяется в  случае нарушения налогоплательщиками  своих обязанностей в срок уплачивать налоги, тогда как в гражданском  праве пеня применяется за ненадлежащее исполнение обязательств.

Уголовная ответственность - это мера принуждения, установленная нормами уголовного права за совершенное преступление.

Мера  принуждения в таких случаях проявляется в форме уголовного наказания. Привлечение к уголовной ответственности означает возбуждение уголовного дела, последующее расследование и судебное разбирательство.

 Совершение  преступления является юридическим  фактом, влекущим возникновение  специфических правовых отношений  между виновным лицом и государством, осуществляющим правосудие.

Условная  ответственность за налоговые преступления поступает в соответствии со ст.ст.198, 199 Уголовного кодекса РФ.18

Уклонение от уплаты налогов с организаций  признается совершенным в крупном  размере, если сумма недоплаченного налога превышает одну тысячу минимальных  размеров оплаты труда, или 450 тысяч рублей.

 

 

 

 

 

 

2.2 Классификация налоговых преступлений

 

Выше  были рассмотрены все виды налоговой  ответственности в совокупности. Проанализировав, их можно сделать  вывод о том, что самой строгой  является уголовная ответственность. На ней можно остановиться подробнее.

 Далее  рассматриваются налоговые преступления  с точки зрения уголовной ответственности.

С 1996 года действует новый Уголовный кодекс РФ.  Глава 22 предусматривает ответственность за преступления в сфере экономической деятельности, а конкретно статья 199 – ответственность за уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные бюджетные фонды с организаций.19

Согласно  этой статье, уклонение от уплаты налогов, совершенное в крупном размере, как уголовное преступление, содержит в себе два  основных юридически самостоятельных состава: включение в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах и сокрытие других объектов налогообложения.

Кроме того, у каждого налога есть свой самостоятельный  объект обложения, который устанавливается  законодательным актом, регулирующим взимание конкретного налога (ст. 5 и п. 2 ст. 11 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»).

Вместе  с тем, если для целей применения финансовой ответственности за нарушение  налогового законодательства термины  «сокрытие», «занижение», «неучет» являются практически равнозначными, то при применении уголовного закона необходимо учитывать, что уголовная ответственность по  ст. 199 УК РФ предусмотрена только за сокрытие иных (кроме дохода или прибыли) объектов налогообложения.

Кроме того, существует мнение, что сокрытие для  целей применения уголовной ответственности  и для целей применения финансовой ответственности - это разные явления.

Однако  представляется, что такая точка  зрения ошибочна. Правовое регулирование  взимания налоговых платежей и обеспечения  налоговой дисциплины осуществляется не уголовным, а финансовым законодательством. Поэтому и финансовая ответственность  за налоговые правонарушения является своего рода первичным звеном при  квалификации действий лица с уголовно-правовой точки зрения. Во всяком случае, невозможно представить ситуацию, когда бы преступление было, а налоговое правонарушение отсутствовало.

 Именно  поэтому составы налоговых правонарушений  необходимо непосредственно учитывать  при рассмотрении вопроса об  уголовной квалификации деяния.

Таким образом, из комплексного анализа норм налогового и уголовного законодательства можно  сделать следующие выводы.

Во-первых, уголовная ответственность за уклонение  от уплаты налога на прибыль должна применяться только за совершение таких  действий, как включение в бухгалтерские  документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах.

Во-вторых, уголовная ответственность за уклонение  от уплаты иных налогов должна применяться  только тогда, когда это уклонение  осуществляется путем сокрытия объектов обложения по этим налогам;

В третьих, уголовная ответственность за уклонение  от уплаты налогов путем неучета иного объекта налогообложения, при отсутствии признаков сокрытия этого объекта, не влечет за собой применения мер уголовной ответственности по статье 199 УК РФ.

Вопросы применения норм о налоговых преступлениях были рассмотрены в июне-июле 1997 года на Пленуме Верховного Суда РФ (это был первый Пленум, посвященный проблемам применения УК РФ 1996 г.).

Пленум  утвердил ряд принципиальных положений, кардинально меняющих подходы практики к квалификации налоговых преступлений, отверг многие точки зрения, высказанные  учеными при комментировании  новой редакции "уголовно-налоговых" норм УК РФ.

Все это, безусловно, создает необходимость  более подробно остановиться на проблемах, которые нашли отражение в  постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 8 от 4 июля 1997 года  "О  некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение  от уплаты налогов".

Пункт 1 постановления содержит ряд важных положений, имеющих непосредственное отношение к решению конкретных задач уголовно-правовой квалификации. В нем раскрыто применительно  к налоговым преступлениям содержание такого элемента преступления, как  общественная опасность.

Это положение  важно, так как согласно ст. 14 УК РФ для признания деяния преступлением  недостаточно установления только того, что оно совершено виновно  и запрещено УК РФ под угрозой  наказания.

Необходимо  также решить, может ли это деяние быть охарактеризовано как общественно  опасное. При отрицательном ответе на последний вопрос деяние даже при  наличии остальных необходимых  элементов не может быть расценено  как преступное.

Особую  остроту вопросу придает то, что  правоприменительная практика последних  лет знала случаи отказа в уголовном  преследовании лиц, виновно совершивших  деяния, содержащие все признаки состава  экономического преступления, притом, что отсутствовали обстоятельства, исключающие преступность либо служащие основанием для освобождения от ответственности. Такие решения, к примеру, принимались  по делам о купле-продаже иностранной  валюты, когда следователи и - реже - судьи прекращали уголовное дело (либо отказывали в его возбуждении) за отсутствием состава преступления.

Преступления  в сфере экономики - субинститут Особенной части российского уголовного законодательства, предусмотренный разделом VIII

Уголовного  кодекса РФ.

Конституция РФ в ч. 2 ст. 8 провозгласила, что в  Российской Федерации признаются и  защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и  иные формы собственности.20 Например, собственность общественных объединений, организаций, собственность иностранных государств, международных организаций, иностранных юридических и физических лиц, лиц без гражданства, собственность совместных предприятий.

 Статья 35 Конституции РФ особо провозглашает  охрану права частной собственности  законом. Согласно ч. 1 ст. 8 Конституции  РФ в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Свобода предпринимательства и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, провозглашена в ч. 1 ст. 34 Конституции РФ.

 Однако  не допускается экономическая  деятельность, направленная на монополизацию  и недобросовестную конкуренцию. 

Преступления  в сфере экономики включают преступные посягательства на собственность,  на экономическую деятельность, а  также  "должностные преступления" в сфере экономической деятельности.

Родовым объектом преступлений в сфере  экономики  выступают общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование экономики страны.

Группы преступлений в зависимости  от видового объекта:

1)  Преступления против собственности  (гл. 21 УК РФ);                 

2)  Преступления в сфере экономической  деятельности (гл. 22 УК РФ);    

3) Преступления против интересов  службы в коммерческих и иных  организациях (гл. 23 УК РФ).

Преступления в сфере экономической  деятельности - институт Особенной  части российского уголовного законодательства, предусмотренный гл. 22 УК РФ. Данный институт относится к субинституту "Преступления в сфере экономики". В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ). Нормы об ответственности за преступления в сфере экономической деятельности  ориентированы на защиту свободы предпринимательской деятельности и разнообразие ее организационно-правовых форм, защиту предпринимательства от недобросовестной конкуренции и монополизма, охрану прав потребителей товаров и услуг, а также защиту финансовых интересов государства.

Информация о работе Ответственность за налоговые преступления