Переходный период в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 04:44, курсовая работа

Описание

Разработка теории переходного периода имеет принципиальное значение для обоснования экономической политики государства и успешного осуществления социально-экономических преобразований. Не случайно один выдающийся ученый сказал: "Нет ничего более практичного, чем хорошо разработанная теория". И сегодня не только хорошо видно, но и очень ощутимо для подавляющего большинства людей, во что обошлась нам политика "проб и ошибок".

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 62.35 Кб (Скачать документ)

     И наконец, модели переходной экономики  различаются по степени реализации общецивилизационных процессов гуманизации и социализации экономики. В условиях "рыночного социализма" эта тенденция реализуется (как, например, в Китае и Вьетнаме) в патерналистской форме. "Шоковая терапия" связана с обкрадыванием трудящихся, а общецивилизационные процессы реализуются при этом противоречиво. И наоборот: модель "бархатной революции", хотя и проявляет корпоративно-капиталистические тенденции, все же в наибольшей степени реализует общецивилизационные процессы гуманизации и социализации экономической жизни.

     Применение  этих моделей на первых этапах переходного  периода дало очень разные результаты. Китай, хоть и потратил немало времени (начиная с 1978 г.), но благодаря реформам вышел на путь быстрого экономического роста и решения неотложных проблем. К тому же модель "рыночного социализма" все больше дополняется государственно-корпоративными тенденциями, усиливающими буржуазное трансформирование общества, существенное перераспределение власти и собственности от центральных государственных структур к получастным корпорациям. Положительные результаты приносит реализация модели "бархатной революции". Она достаточно глубока по своему содержанию и обеспечивает наименее болезненные методы преобразований, которые не только трансформируют экономику и общество, но и обеспечивают гуманизацию и социализацию экономики. И наконец, рассмотрим последствия применения модели "шоковой терапии". Попытка как можно быстрее и радикально реформировать общество привела к разрушению административно-командной системы, планирования и управления, к глубокому экономическому кризису — спаду производства, гиперинфляции, обнищанию народа и т. п. Но опыт показывает, что и эта модель имеет довольно различные последствия. Например, в Польше, при всем обострении ситуации, она дала ряд положительных результатов (и в том числе, как мы отмечали, быстрый выход из кризиса). У нас же, как справедливо считают, "шок без терапии" на десятилетия отбросил экономику Украины, хотя она оказалась вынуждена идти по этому пути вслед за Россией. Ведь Украина уже после провозглашения независимости осталась в едином рублевом пространстве.

     Сложная экономическая и политическая ситуация в Украине, обусловленная глубоким и довольно продолжительным экономическим  кризисом, недостаточным развитием  экономических реформ, обострила  проблему: куда идти и какое общество строить? К великому сожалению, нашлись  политические силы, призывающие вернуться  назад, к "социализму". Конечно, проще  простого пойти популистским путем, который, кстати, довольно широко используется: констатируя тяжелое положение  народа, когда уровень его жизни  резко упал по сравнению с "социалистическим" прошлым, призывать к возврату этого  прошлого. Но как это делается?

     Предлагается  провести всеукраинский референдум по вопросам определения экономического строя: будет это демократический социализм, государственное управление и регулирование экономики, контроль за ценами и заработной платой, производством и распределением продукции на основе государственной и коллективной форм собственности на землю и средства производства или введение рыночной капиталистической экономики, которая основывается на частной собственности на землю и средства производства.

     Бросается в глаза, что автор запутывает читателя: о каком социализме идет речь? Если автор называет "демократическим" социализм, существовавший в бывшем Союзе, то это издевательство над  памятью людей. Разве они забыли о массовых репрессиях, о жестоком преследовании инакомыслия? Надеюсь, что значительные массы людей  об этом хорошо помнят. Если же автор  имеет в виду какой-то другой "демократический  социализм", то нужно было бы его  объяснить. Как ни досадно, но история  до настоящего времени не знает "демократического социализма". Наоборот, ей хорошо известно тоталитарное "социалистическое" общество.

     Вместе  с тем автор противопоставляет  своему "демократическому социализму" "рыночную капиталистическую экономику", которая, по старым устоявшимся представлениям, не совместима с демократией, связана  с жестокой эксплуатацией трудящихся и т. п. Как мы уже подчеркивали, за категориями "капиталистическая  экономика", "капиталистическое  общество" скрывается очень разное содержание. Ведь современное общество — это общество, качественно новое по сравнению даже с I половиной XX в. Поэтому некорректно выглядит попытка запугивать людей капитализмом, который существовал когда-то и чьи отрицательные черты довольно настойчиво вбивались в головы людей, одновременно замалчивая реальные и очевидные изменения, происшедшие в наше время хотят того или не хотят сторонники референдума, но под видом "объективности" и, вроде бы, "справедливости" скрываются очередной обман людей, политическая спекуляция на категории "капитализм".

     2. Особенности содержание  переходного периода  в условиях Беларуси

 

В социально-экономическом  развитии Республики Беларусь 1996–2000гг. явились переломным этапом в преодолении  глубоких кризисных явлений, происходящих в стране вследствие развала СССР и проводимых с 1991 по 1994гг. либеральных  экономических реформ. Либерализация  цен в 1992г. вызвала острый финансовый кризис, последствием чего явилась  галопирующая инфляция. В целях вывода страны из кризисного состояния в 1994г. была разработана Программа неотложных мер выхода из кризиса, реализация которой позволила в определенной мере снизить уровень инфляции и дефицит государственного бюджета, затормозить падение уровня жизни народа, приостановить обвальный спад производства. В этой связи возникла новая задача создать предпосылки для перехода от спада производства к его стабилизации и росту. В этих целях были разработаны и утверждены "Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996–2000гг.", где в качестве приоритетов были определены экспорт, жилье и продовольствие.

В конце  ХХ столетия на новой основе была восстановлена  система управления экономикой, отвечающая реалиям переходного периода, внесены  коррективы в обеспечение социальной защиты населения. Определились новые  подходы и принципы проведения экономических  реформ с учетом созревания объективных  для этого предпосылок в области  ценообразования, разгосударствления и приватизации.

Реализация  принятых мер позволила в 1996г. не только преодолеть спад производства, но и достигнуть положительной динамики основных макроэкономических процессов, обеспечить ежегодные приросты ВВП, производства промышленной продукции  и потребительских товаров 
 
 
 

     В определенной мере удалось стабилизировать  положение на внутреннем потребительском рынке (табл.9.1).

     В 1996–2000гг. выделяются две различные  тенденции: тенденция относительно высоких темпов роста, характерная  для начала периода (1996 – I половина 1998) и замедление темпов экономического развития во второй его половине. Последнее  обусловлено тем, что многие факторы, стимулировавшие экономический  рост начала пятилетия, такие, как недоиспользованный производственный и научно-технический  потенциал, политика денежной экспансии, жесткое регулирование цен, в  основном исчерпали себя. С 1998г. обострились  инфляционные процессы. В сложившейся  ситуации в качестве основной цели на 1999–2000гг. выступали достижение финансовой стабилизации реального сектора  экономики, укрепление национальной валюты, совершенствование системы ценообразования  и на этой основе поддержание устойчивого  экономического роста и повышение  уровня жизни населения.

     Однако  накопленный инфляционный потенциал  не привел к существенному улучшению  экономической ситуации. В результате темпы социально-экономического развития начали замедляться. Ухудшилось положение  в финансово-кредитной и валютной сферах. Возросла кредиторская и дебиторская  задолженность предприятий реального  сектора экономики. Не снижалось число убыточных предприятий, сохранялся низкий уровень рентабельности реализуемой продукции, что не обеспечивало условий для расширенного воспроизводства.

Таблица 9.1.

Индексы основных социально-экономических показателей, в % к 1990 г.

(в сопоставимых  ценах)*

1991 1995 1996 1999 2000
Валовой внутренний продукт 99 65 67 84 89
Продукция промышленности 99,0 61,4 63,5 93,4 100,9
Производство  потребительских товаров 100,5 59,9 65,3 105,8  
 
Инвестиции  в основной капитал 104 39 37 51 44
Продукция сельского хозяйства

-хозяйства  всех категорий

-сельскохозяйственные  предприятия

95,1

92,0

73,6

54,6

75,4

55,2

65,3

48,6

 
 
Грузооборот транспорта 89,7 35,9 35,6 40,7 40,3
Розничный товарооборот 91,9 43,1 56,2 92,5 100,4
Реальные  денежные доходы населения 100,2 62 73 89 106
Реальная  начисленная заработная плата 104 56 59 85 96
Реальный  размер назначенной месячной пенсии 123 60 60 77 98
Индекс  потребительских цен  247,5 344,0 139,3 351,2  
 

     На 1996 – 2000 гг. одним из приоритетных направлений  экономического развития было определено повышение уровня самообеспечения страны продуктами питания и обеспечение продовольственной безопасности государства. Однако объемы производства сельскохозяйственной продукции уменьшились. Снизился удельный вес продукции сельского хозяйства в ВВП. Если в 1990 г. он составил 22,9%, то в 1999 г.-10,7%. Увеличилось число убыточных предприятий, уровень рентабельности сельскохозяйственного производства снизился до 5%.

Инвестиции в  основной капитал в 2000 г. составили  всего 44% от уровня 1990 г. (табл.9.2.).

Таблица 9.2.

Индексы основных показателей по инвестициям и  строительству, в % к 1990г.

(в сопоставимых  ценах)* 
 

1991 1995 1996 1999 2000
Ввод  в действие основных фондов 92 31 41 57 47
Инвестиции  в основной капитал  – всего

в том числе по объектам:

производственного назначения непроизводственного  назначения

104

104

104

39

35

48

37

35

41

51

44

66

44

35

62

Объем подрядных работ 86 35 34 46  
 
 

          В условиях осложнения финансовых проблем не обновляются основные фонды, при этом износ их активной части в большинстве отраслей народного хозяйства достигает 70 и более процентов. Не удалось обеспечить интенсификацию инвестиционных процессов за счет внутренних сбережений. Доля банковских вкладов населения в ВВП страны составляет менее 2%, существенно уменьшились сбережения населения в денежных доходах. Административное подавление инфляции оборачивается нарастанием ценовых диспропорций, а длительное замораживание цен не способствует обеспечению стабилизации внутреннего рынка.

     Неустойчивое  финансово-экономическое положение  не могло не сказаться на уровне жизни населения. В 1999 г. 78,8% населения  располагало доходами на одного члена  семьи ниже минимального потребительского бюджета, а 46% – ниже бюджета прожиточного минимума.

Информация о работе Переходный период в РБ