Переходный период в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 04:44, курсовая работа

Описание

Разработка теории переходного периода имеет принципиальное значение для обоснования экономической политики государства и успешного осуществления социально-экономических преобразований. Не случайно один выдающийся ученый сказал: "Нет ничего более практичного, чем хорошо разработанная теория". И сегодня не только хорошо видно, но и очень ощутимо для подавляющего большинства людей, во что обошлась нам политика "проб и ошибок".

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 62.35 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, оценка основных тенденций  социально-экономического развития страны позволяет выделить следующие основные проблемы, требующие первоочередного  решения:

     высокий уровень инфляции, несбалансированность цен между секторами экономики  и в отраслевом разрезах; дефицит  валютных ресурсов; недостаточная концентрация ресурсов на приоритетных направлениях; высокий уровень износа основных фондов и недостаточные темпы  их обновления, низкая активность инновационно-инвестиционных процессов и недостаточные темпы структурной перестройки экономики; нестабильность финансового положения в экономике; снижение объемов производства сельскохозяйственной продукции; высокая материало – и энергоемкость продукции во всех секторах экономики; медленный рост реальных денежных доходов населения и недостаточная стимулирующая роль заработной платы в повышении эффективности производства; несовершенство законодательно-правовой базы, стимулирующей хозяйственную деятельность в стране; недостаточная роль предпринимательства, малого и среднего бизнеса в развитии экономики.

     Первое  пятилетие ХХI века должно стать важнейшим этапом в достижении стратегической цели социально-экономического развития страны – повышении благосостояния народа и приближение его к уровню экономически развитых европейских государств.

     В соответствии с принятыми “Основными положениями Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы” основными задачами являются:

     создать необходимые условия для оздоровления населения, повышения уровня его  образования и культуры на основе приоритетного развития здравоохранения, образования, культуры, спорта и туризма; улучшить демографическую ситуацию в стране и укрепить институт семьи; создать условия для устойчивого  социально-экономического развития и  роста эффективности реального  сектора экономики; снизить налоговую  нагрузку на товаропроизводителей и  население; осуществить техническое  перевооружение и реструктуризацию предприятий на базе внедрения новых  и высоких технологий; существенно  увеличить среднемесячную зарплату работников народного хозяйства; повысить уровень пенсий и стипендий; улучшить экологическую ситуацию, осуществить  действенные меры по преодолению  последствий Чернобыльской катастрофы; обеспечить комплексность социально-экономического развития областей, районов и городов, стабилизацию ситуации в проблемных регионах.

     Исходя  из поставленных целей и задач  на очередное пятилетие в Беларуси определены следующие приоритеты:

     формирование  эффективной системы здравоохранения; активизация инновационной и  инвестиционной деятельности; наращивание  экспорта товаров и услуг; дальнейшее развитие жилищного строительства  на безэмиссионной основе с максимальным использованием внебюджетных источников финансирования; развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей.

     Главными  средствами реализации приоритетов  являются:

     финансовое  оздоровление экономики, улучшение  состояния платежного баланса и  увеличение валютных резервов; активизация  структурной перестройки экономики  на основе специализации, кооперирования и интеграции крупных и небольших  предприятий, ускоренного развития наукоемких, ресурсосберегающих отраслей и производств, а также развитие сферы услуг; государственная поддержка  инноваций и важнейших инвестиционных проектов, обеспечивающих повышение  уровня конкурентоспособности экономики  республики и ее регионов; внедрение эффективного механизма инвестирования в экономику, включая увеличение объемов прямых иностранных инвестиций и кредитов, новую амортизационную политику, концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях; дальнейшая интеграция Беларуси в систему международного разделения труда, формирование эффективных межгосударственных и межрегиональных финансово-промышленных групп в рамках Союзного государства Беларуси и России, СНГ и других международных интеграционных образований; ускоренное развитие институтов внебюджетного финансирования жилищного строительства – системы стройсбережений, стройнакоплений, ипотечного кредитования; расширение государственной поддержки предпринимательства, малого и среднего бизнеса, создание условий для привлечения частного капитала.

     Реализация  целей и задач в 2001-2005 годах  будет проходить в условиях некоторой  неопределенности ожидаемых воздействий  внешних и внутренних факторов на социально-экономические процессы. В связи с этим Программой социально-экономического развития страны предусмотрено осуществление развития экономики Беларуси по двум основным сценариям (вариантам). Принципиальные различия между ними заключаются в степени интенсивности использования факторов экономического роста для перехода в стадию устойчивого развития, а также в глубине и эффективности проводимых реформ, скорости приближения к новой экономической системе.

     Первый (инерционный) сценарий основывается на сложившихся в базисном периоде  тенденциях и направлениях социально-экономического развития, умеренных темпах роста  инвестиционной деятельности, некотором  улучшении использования действующих  производственных мощностей и незначительном обновлении основного капитала. В  этом сценарии используется более жесткая  бюджетно-налоговая и относительно мягкая кредитно-денежная политика. Интеграционные связи сохраняются или минимально растут по сравнению с базисным периодом, иностранные инвестиции и кредиты  минимальны.

     Второй (целевой) сценарий предусматривает  более полное использование внутренних и внешних факторов экономического роста; активизацию инновационно-инвестиционной деятельности; более высокий уровень обновления основного капитала; реализацию бюджетно-налоговой, кредитно-денежной и валютной политики, стимулирующей наращивание выпуска товаров и услуг; активную государственную поддержку предпринимательства, малого  и среднего бизнеса. Этот вариант аккумулирует задания ранее разработанных программ и прогнозов социально-экономического развития. Он предполагает высокий уровень развития интеграционных связей со странами ближнего и дальнего зарубежья и более чем в два раза больший объем привлекаемых иностранных инвестиций и кредитов. В итоге все это определяет более высокие показатели роста уровня жизни населения и эффективности функционирования экономики.

     Исходя  из специфики отраслей и видов  деятельности Республики Беларусь могут быть проработаны дополнительные варианты, количественные параметры которых вероятнее всего будут находиться в интервале между основными сценариями. Несмотря на эти различия,  разрабатываемые сценарии должны учитывать ограничения, вытекающие из требований экономической безопасности страны.

     Таким образом, своеобразие содержания переходной экономики предопределило специфику  решения проблемы трансформации экономики Беларуси в рыночную. В процессе трансформации предстоит решить, во-первых,  задачи чрезвычайного характера, связанные с кризисным состоянием экономики и других сфер общественной жизни; во-вторых, задачи перехода к рыночной экономике; в-третьих, задачи перспективного стратегического развития в направлении создания социально ориентированной рыночной экономики. Создание социально ориентированной рыночной экономики в Республике Беларусь – конечная цель реформирования экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Роль белорусского  государства в  поддержании социальной  стабильности

 

Переходный  период развития белорусской государственности  характеризуется возросшей ролью политики в жизни общества. Она пронизывает сегодня все сферы общественной жизни и, конечно же накладывает свой отпечаток на систему государственной власти. Переход от централизованной экономики к рыночной вызвал изменение в политических и социально - экономических отношениях. Преобразования столь значительны, что требуют переосмысления деятельности общественных институтов, в том числе таких как государство, политические партии, профсоюзы и др. общественные объединения и движения. Особенность переходного периода в Республике Беларусь состоит в неустойчивости политической и социально - экономической ситуации, неотработанности всеобъемлющего организационно - правового обеспечения проводимых преобразований, неразвитости правового статуса субъектов политической системы. Одни белорусские политики считают, что переходное состояние белорусского общества придает проводимой политике и власти в целом авторитарный характер. Другие - зачастую трактуют проводимые демократические преобразования как переход к капитализму, смене власти и общественной системы в целом. Проведение демократических реформ в Республике Беларусь в переходный период означает переход от закрытого общества, в котором мы жили, к открытому, гражданскому, где возникающие конфликты будут решаться институционным путем. Для переходного периода характерна стадия поиска. В этой стадии сегодня находится не только политическая, но и социально - экономическая системы Республики Беларусь. 
 
 
 

Информация о работе Переходный период в РБ