Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 22:59, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в определении понятия и структуры жилищного законодательства РФ.
Задачи курсовой работы:
- определить понятие и предмет жилищного права;
- изучить принципы жилищного права;
- дать определение понятию жилищное законодательство;
Введение………………………………………………………………………..
Глава 1. Определение понятия и принципов жилищного права …………...
1.1 Понятие и предмет, методы жилищного права ……..……………..
1.2 Принципы жилищного права ………..………...................................
Глава 2. Действие жилищного законодательства, определение его понятия и структуры ………………………………………………………….
2.1 Определение понятия и структуры жилищного законодательства.
2.2 Действие жилищного законодательства …………………………...
Глава 3. Особенности действия жилищного законодательства …………....
3.1 Жилищное законодательство и иные источники права …………...
3.2 Действие жилищного законодательства во времени ……………...
Заключение……………………………………………………………………..
Источники и литература………………………………………………………
9)
создания и деятельности
10) предоставления коммунальных услуг;
11)
внесения платы за жилое
12)
контроля за использованием и
сохранностью жилищного фонда,
соответствием жилых помещений
установленным санитарным и
Праву
присуща формальная определенность,
которая воплощается в правовых
актах (источниках права, например в
законе). Именно нормы права в
отличие от иных норм способны точно,
в деталях отразить требования, предъявляемые
к поведению людей. Право, обладая формальной
определенностью, утверждает устойчивый
порядок в обществе.
Источник права понимается как внешняя
форма выражения и существования норм
права. Система источников права в своей
совокупности образует систему законодательства.
В то же время закон не всегда тождественен
праву. Законодательство выступает одной
из форм выражения права. Закон (иной нормативный
акт государства), не отвечающий признакам
права, может в установленном порядке
признаваться недействительным и, следовательно,
в этом случае правом не является.
Источникам права присущи обязательность,
формальная определенность и общеизвестность.
Обязательность
означает непререкаемость правовых
установлений, беспрекословность их
выполнения со стороны всех субъектов
права. Формальная определенность предполагает
внешнее выражение, оформление правовых
предписаний. Общеизвестность, т.е. доступность
для ознакомления с содержанием источников
права, предполагает, что правовая норма
должна быть официально доведена до сведения
субъектов ее исполнения.
Совокупность источников права, которые
являются формой выражения правовых норм,
образует систему законодательства. В
законодательстве (источниках права) правовые
нормы и их различные структурные образования
получают свое реальное выражение, внешнее
проявление, т.е. они соотносятся как форма
и содержание6.
Жилищное законодательство представляет собой совокупность законов, иных нормативных правовых актов, посредством которых государством устанавливаются, изменяются или отменяются соответствующие жилищно-правовые нормы, т.е. регулируются жилищные отношения.
Ю.К. Толстой под жилищным законодательством понимает совокупность или систему правовых норм, регулирующих жилищные отношения, т.е. отношения, обеспечивающие удовлетворение потребности граждан в жилье.
Систему жилищного законодательства образуют различные законы, а также иные нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения (источники жилищного права).
Источники жилищного права подразделяются на три основные группы:
- федеральные законы и иные принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты;
- законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;
- нормативные акты органов местного самоуправления.
В то же время основы регулирования жилищных отношений заложены в Конституции РФ7.
Конституция Российской Федерации является правовой основой развития всего российского законодательства, в том числе жилищного законодательства. Она имеет высшую силу и прямое действие; законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, должны полностью соответствовать положениям Конституции РФ.
В Конституции РФ решаются вопросы компетенции РФ и ее субъектов по жилищному и гражданскому законодательству.
Конституция РФ (ст. 71) относит гражданское законодательство к ведению РФ. В отличие от этого согласно п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство является предметом совместного ведения РФ и субъектов РФ. Исходя из этого жилищные отношения могут регулироваться как актами РФ, так и актами субъектов РФ.
Регулирование общественных отношений в сфере совместного ведения РФ и субъектов Федерации имеет свои особенности, связанные с тем, что в этой сфере могут осуществлять законодательное и иное регулирование как РФ, так и ее субъекты. Причем законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам; в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).
ЖК РФ, другие федеральные законы регламентируют жилищные отношения, которые согласно ст. 72 Конституции РФ являются предметом совместного ведения РФ и субъектов РФ. Поэтому ЖК РФ и федеральные законы выступают одновременно в качестве правовой базы, на основе которой принимаются законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в жилищной сфере.
В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным по вопросу, находящемуся вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и субъекта РФ, действует нормативный правовой акт субъекта РФ (ч. 6 ст. 76 Конституции РФ).
Исходя из данных конституционных положений жилищное законодательство в РФ развивается как сложная система законодательства, в которой в качестве системообразующих законов выступают Конституция РФ, ЖК РФ, Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Закон РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 4 июля 1991 г. (с изменениями и дополнениями) и другие акты. В то же время отрасль жилищного законодательства невозможно рассматривать как систему только одних законов в узком смысле; в состав жилищного законодательства должны включаться и другие нормативные правовые акты, что вытекает из ст. 76 Конституции РФ, согласно которой по предметам совместного ведения издаются не только федеральные законы, но и "принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ " (ч. 2 ст. 76)8.
Кроме перечисленных законодательных актов, жилищные правоотношения регулируются также ГК РФ (гл. 18 "Право собственности и другие вещные права на жилые помещения", гл. 35 "Наем жилого помещения") и рядом других законов:
-
Федеральный закон "Об участии
в долевом строительстве
- Федеральный закон "О жилищных накопительных кооперативах" от 30 декабря 2004 г. N 215-ФЗ;
- Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ (ст. 15 "Право на жилище") и др.
В
составе жилищного
Согласно ст. 5 ЖК РФ жилищное законодательство состоит из данного Кодекса, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Из указанного положения следует, что жилищное законодательство понимается в широком смысле, т.е. в него включаются как законодательные, так и подзаконные акты.
Наряду с законами источниками права также являются иные нормативные правовые акты РФ (подзаконные акты), которые издаются Президентом РФ, федеральными органами исполнительной власти, а также органами исполнительной власти субъектов РФ в пределах своей компетенции, во исполнение Конституции РФ и законов. Необходимо отметить, что эти акты не должны противоречить Конституции РФ и действующему законодательству, но могут дополнять их и конкретизировать их положения.
Нормативные правовые акты Президента РФ издаются во исполнение его полномочий. Президент РФ издает указы и распоряжения. Указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории страны, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. В соответствии с Конституцией и федеральными законами Президент РФ обладает широкими полномочиями в различных областях государственной жизни, в том числе военной: формирование Совета Безопасности РФ и руководство им; утверждение военной доктрины РФ; назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил РФ; осуществление руководства внешней политикой РФ, введение военного и чрезвычайного положения и др. Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ.
Нормативные правовые акты Правительства РФ предназначены реализовать исполнительную власть в государстве. В соответствии с Конституцией РФ к полномочиям Правительства РФ относится: разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения; обеспечение проведения в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ, законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью и др. В целях реализации своих полномочий на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает нормативные правовые акты в виде постановлений и распоряжений и обеспечивает их исполнение. К подзаконным актам также относятся нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Структура федеральных органов исполнительной власти устанавливается указом Президента РФ. В структуру федеральных органов исполнительной власти РФ, помимо Правительства РФ, входят федеральные министерства, государственные комитеты РФ, федеральные комиссии России, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России, а также иные федеральные органы исполнительной власти10.
Акты
федеральных органов
Нормативные правовые акты издаются в пределах своей компетенции и органами местного самоуправления (представительными и исполнительными).
Такими актами могут быть нормативные решения или постановления по различным вопросам местного характера.
При этом ЖК РФ в ст. 5 устанавливает следующие принципы действительности подзаконных актов:
1) указы Президента РФ, регулирующие жилищные отношения, не должны противоречить ЖК РФ, другим федеральным законам;
2) Правительство РФ вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение ЖК РФ, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации. Так, Правительством РФ изданы следующие постановления:
-
"Об утверждении Типового
-
"Об утверждении формы
-
"О дополнительных
3)
федеральные органы
Информация о работе Понятие и структура жилищного законодательства РФ