Право на жилище и проблемы выселения из жилого помещения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 22:03, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является комплексный анализ правового регулирования жилищных прав граждан и оснований выселения граждан из жилых помещений, выявление проблемных аспектов, связанных с выселением.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

1. Право граждан на жилище в РФ: природа, сущность и содержание…............5

2. Понятие и основания выселения граждан из жилого помещения…………..12

2.1. Выселение с предоставлением других жилых помещений……………..15

2.2. Выселение без предоставления других жилых помещений…………….28

3. Судебная практика по делам о выселении из жилого помещения……….36

Заключение………………………………………………………………………….43

Список используемой литературы………………………………………………...46

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по Гражданскому праву.doc

— 212.50 Кб (Скачать документ)

С обеспечением конституционного права на жилище тесно связаны и нормы Конституции Российской Федерации о неприкосновенности жилища и защите от проникновения в него других лиц помимо воли проживающих в нем (статья 25), неприкосновенности частной жизни (статья 23), право на судебную защиту (статья 46) и др.

Право на жилище согласно статье 17 Конституции РФ принадлежит каждому от рождения. В жилищном законодательстве это свойство права на жилище проявляется, в частности, в том, что в состав членов семьи нанимателя, имеющих право на жилое помещение, включаются не только совершеннолетние лица, но и дети, причем в законе учитываются их особые интересы. Право на жилище, провозглашенное в статье 40 Конституции Российской Федерации, относится к числу основных прав, и поэтому в силу статьи 17 Конституции РФ этому праву свойственна неотчуждаемость: право на жилище не может быть изъято государством у гражданина либо ограничено в объеме, кроме случаев, прямо указанных в самой Конституции Российской Федерации и в законе. Даже в случае введения на основании статьи 56 Конституции Российской Федерации чрезвычайного положения право на жилище (как и ряд других основных прав) не подлежит ограничению.

Право на жилище входит в состав конституционно-правового статуса гражданина России. Этому праву соответствуют определенные обязанности государства, муниципальных органов, связанные с предоставлением, прежде всего, малообеспеченным гражданам жилых помещений и пользованием ими этими помещениями; с расширением государственного и муниципального жилищных фондов, содействием развитию частного фонда и других форм обеспечения граждан жилищем; с обеспечением правильного распределения общественных жилищных фондов, гарантированием устойчивого, стабильного осуществления права пользования жилищем.

Важнейшее значение для обеспечения стабильного использования жилых помещений имеют положения статьи 27 Конституции Р Фи о праве каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. При этом Конституция РФ имеет в виду обе формы жительства: постоянное проживание (место, где гражданин постоянно проживает) и преимущественное проживание (место, где гражданин проживает больше, чем в других местах). В обоих случаях гражданин вправе иметь свое жилище. Поэтому точное определение места жительства гражданина имеет важное значение для охраны его прав, исполнения им обязанностей.

Конституция Российской Федерации также гарантирует гражданам России беспрепятственное осуществление ими субъективного права на занимаемое ими жилое помещение (право пользования). Статья 40 Конституции Российской Федерации прямо определяет, что никто не может быть произвольно лишен жилища. Это означает, что ни органы государственной власти, ни органы местного самоуправления, ни должностные лица не вправе осуществлять какие-либо действия, связанные с неправомерным лишением граждан права на жилище. Реализация права на жилище обеспечивается возможностью граждан свободно передвигаться и выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27 Конституции РФ). Законом Российской Федерации от 25июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» вместо прописки введен регистрационный учет граждан. Это право предполагает свободу выбора гражданином жилого помещения, в котором он постоянно или преимущественно проживает либо собственником которого он является, либо которым он пользуется по договору найма, или по иным основаниям, предусмотренным законом. Ограничения права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства могут быть установлены только Федеральным законом.

Таким образом, право граждан на жилище законодательно закреплено как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. Мы проанализировали природу и сущность этого права и в полной мере уяснили, что же означает данное право, и какие аспекты в себя включает. А именно, что право на жилище означает возможность иметь жилье и включает в себя обязанность государственных и муниципальных органов не допускать умаления такой возможности.

2.     ПОНЯТИЕ И ОСНОВАНИЯ ВЫСЕЛЕНИЯ ГРАЖДАН ИЗ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ.

Гражданин может быть выселен из жилого помещения в судебном порядке лишь при наличии оснований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, другими Федеральными законами, соответствующим договором. По общему правилу, исходя из смысла норм жилищного и гражданского законодательства Российской Федерации, выселение из жилого помещения по любому основанию допустимо не иначе, как по решению суда. Поскольку жилищная проблема в настоящее время решается в Российской Федерации на уровне государственной политики, государственных программ, жилье является приоритетом в плане защиты прав граждан. Только суд вправе решать, подлежит ли лицо выселению из занимаемого жилого помещения, а ЖК РФ лишь указывает основания и порядок выселения, которым должен руководствоваться суд при вынесении соответствующего решения.

Фактически выселение означает лишение жилища человека, проживающего в нем постоянно или временно, но не имеющего или утратившего право на дальнейшее проживание в нем. С одной стороны, выселение является правовым понятием. На практике же понятие “выселение” чаще всего употребляется, чтобы характеризовать процесс, порядок принудительного освобождения жилья. Выселение в последнем случае представляет собой определенный порядок действий, направленный на освобождение жилого помещения.

Целью выселения всегда является освобождение жилого помещения. Вторичными целями могут быть: избежание несчастных случаев (например, в случае аварийности жилья); восстановление социальной справедливости (например, в случае самовольного захвата жилья); восстановление нарушенных прав третьих лиц (например, в случае систематического нарушения прав и законных интересов соседей); восполнение доходной части бюджета (например, в случае выселения за систематическое невнесение платы за пользование жилым помещением и за коммунальные услуги) и т.п.

Выселение граждан из жилых помещений производится в судебном порядке:

1) с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма;

2) с предоставлением других жилых помещений по договорам социального найма;

3) без предоставления других жилых помещений (ст. 84 ЖК РФ).

В соответствии со статьей 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, если:

- дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу;

- жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение;

- жилое помещение признано непригодным для проживания;

- в результате проведения капитального ремонта или реконструкции дома жилое помещение не может быть сохранено или его общая площадь уменьшится, а вследствие этого проживающие в нем наниматель и члены его семьи могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; либо увеличится, и тогда общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления.

Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи в течение более шести месяцев без уважительных причин не вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги, они могут быть выселены в судебном порядке с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие (ст. 90 ЖК РФ).

Без предоставления другого жилого помещения граждане могут быть выселены в следующих случаях:

1.      Если наниматель или проживающие совместно с ним члены его семьи используют жилое помещение не по назначению, систематически нарушают права и законные интересы соседей или бесхозяйственно обращаются с жилым помещением, допуская его разрушение;

2.      Выселение граждан, лишенных родительских прав, если совместное проживание этих граждан с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано судом невозможным.

Выявив все основания выселения граждан из жилых помещений, необходимо более подробно раскрыть эти основания и проанализировать их. Это будет сделано в следующем вопросе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Выселение с предоставлением других жилых помещений.

Рассмотрим две группы оснований выселения граждан с предоставлением других жилых помещений. Первая из них, как было указано выше, это выселение с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма. В соответствии со ст. 85 ЖК, выделяются четыре случая такого выселения. Разберем их более подробно.

Первое основание - выселение из жилого помещения в доме, подлежащем сносу. Статья 86 ЖК РФ гласит: “Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма”. Выселение по рассматриваемому основанию предусматривается в случае сноса многоквартирного дома, в котором находится жилое помещение. Как правило, подобного рода ситуации возникают, когда земельный участок, на котором находится такой дом, отводится для государственных или общественных нужд.

Решение о сносе дома принимается органами государственной власти или органами местного самоуправления. На федеральном уровне порядок признания дома аварийным регламентирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, утвердившим Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Снос жилого здания может производиться, во-первых, в связи с государственными или муниципальными нуждами, обусловленными градостроительной документацией; во-вторых, в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. В первом случае государственные или муниципальные нужды могут быть обусловлены планируемой на земельном участке, где расположен дом, важной застройкой территории, которая отвечает общественным интересам (например, гидроэлектростанция, художественный музей и т.д.). Подробнее рассмотрим второй случай, когда снос здания производится в связи с тем, что дом является непригодным для дальнейшего проживания в нем. Чаще всего снос домов обусловлен именно физическим износом и истечением срока эксплуатации домов.

Признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу осуществляется специально созданной межведомственной комиссией. Комиссия для признания дома, являющегося федеральной собственностью, подлежащим сносу создается федеральным органом исполнительной власти. Для признания подлежащим сносу дома, находящегося в собственности субъекта РФ или муниципального образования, комиссия соответственно создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Перед тем как принять решение о сносе дома, комиссия должна принять и рассмотреть заявление заявителя и прилагаемые к нему документы; определить состав привлекаемых в комиссию экспертов проектно-изыскательских организаций; провести работу по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений в доме для постоянного проживания; составить акт обследования и заключение.

Дом может быть признан комиссией аварийным по следующим причинам:

- если он расположен в зоне селевых потоков, оползней, снежных лавин и пр.;

- если имеются деформации фундамента, стен, несущих конструкций здания вследствие их износа или в результате пожара, взрыва, землетрясения, просадки грунта.

На основании результатов работы соответствующий орган исполнительной власти принимает окончательное решение о признании дома аварийным: исполнительный орган федеральной государственной власти - если дом относится к федеральной собственности; орган исполнительной государственной власти субъекта Российской Федерации - если дом относится к собственности субъекта Российской Федерации; орган местного самоуправления - если дом относится к муниципальной собственности.

Принятое решение может быть обжаловано только в судебном порядке. Граждане должны извещаться о признании дома аварийным путем направления им копии соответствующего решения.

Жилые помещения по договору социального найма при сносе домов предоставляются населению в виде отдельных квартир в жилищном фонде социального использования. Причем размер общей площади предоставляемого жилого помещения должен соответствовать социальной норме для семьи данной численности на дату принятия решения об отселении. Жилье отселяемым гражданам предоставляется по договору социального найма в виде отдельных квартир в пределах городской черты. При этом если предоставляется одна квартира, она должна быть предоставлена в пределах района проживания, если две и более - в районе проживания предоставляется хотя бы одна квартира. Размер общей площади предоставляемого жилого помещения должен соответствовать социальной норме для семьи данной численности и не может быть менее площади квартиры, занимаемой до переселения.

Следующее основание – когда жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение. Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований жилищного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (в первую очередь ЖК РФ и Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Быть заявителем, который обращается в орган местного самоуправления, может собственник помещения или лицо, действующее от его имени по доверенности. Перечень документов, которые прилагаются к заявлению, перечислен исчерпывающим образом в п. 2 ст. 23 ЖК РФ.

Условия, когда перевод жилого в нежилое помещение невозможен в силу фактически существующих и объективно не устранимых причин, являются следующими (п. п. 2 - 3 ст. 22 ЖК РФ):

Информация о работе Право на жилище и проблемы выселения из жилого помещения