Право социального обеспечения. Организация работы органов социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 23:29, курсовая работа

Описание

Одним из столпов социальной политики рыночных экономик является обязательное социальное страхование, механизмы которого позволяют справедливо и эффективно аккумулировать и целенаправленно распределять финансовые ресурсы, обеспечивая медицинскую помощь и социальную защиту работающим и членам их семей в случаях наступления соответствующих рисков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…….3
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РФ………………………………………………………...……5
1.1. Сущность и принципы социального страхования………………….………5
1.2. Права и обязанности субъектов обязательного социального страхования…………………………………………………………………………12
1.3. Управление финансовой системой обязательного социального страхования…………………………………………………………………………16
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ…………...…....20
2.1. Развитие отечественного здравоохранения………………………………..20
2.2. Правовая база системы охраны здоровья………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...……...28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….....30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Правовое регулирование социального страхования (Автосохраненный).doc

— 199.50 Кб (Скачать документ)


Федеральное агентство по образованию

ГОУ СПО

Волгоградский государственный экономико-технический колледж

 

ЗАДАНИЕ

на курсовую работу по дисциплинам:

«Право социального обеспечения. Организация работы органов социального обеспечения»

Для студента 5 курса группы 5ю-

 

Тема: №

«Правовые основы государственного социального страхования

Проблемы охраны здоровья по населению»

 

Дата выдачи задания:15 ноября 2011 г.

Срок выполнения: 25 февраля 2012 г.

Руководитель курсовой работы:

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград, 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…….3

ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РФ………………………………………………………...……5

1.1.           Сущность  и принципы социального страхования………………….………5

1.2.           Права и обязанности субъектов обязательного социального страхования…………………………………………………………………………12

1.3.           Управление финансовой системой обязательного социального страхования…………………………………………………………………………16

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ…………...…....20

2.1.    Развитие отечественного здравоохранения………………………………..20

2.2.     Правовая база системы охраны здоровья………………………………….24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...……...28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….....30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из столпов социальной политики рыночных экономик является обязательное социальное страхование, механизмы которого позволяют справедливо и эффективно аккумулировать и целенаправленно распределять финансовые ресурсы, обеспечивая медицинскую помощь и социальную защиту работающим и членам их семей в случаях наступления соответствующих рисков.

Круг проблем, решаемых с помощью социального страхования, впечатляет. Помимо прочной основы социальной защиты работающих, данный социальный институт способствует повышению стабильности в обществе и экономике, содействует гармонизации отношений в трудовых коллективах.

Социальное страхование выступает и как продукт гражданского общества (определяющая роль социальных субъектов в финансировании и самоуправлении), и как эффективный инструмент его построения (демократический характер организации, массовый масштаб вовлеченности в него практически всего трудозанятого населения, прозрачность финансовых потоков). Вот почему социальное страхование – это мощный механизм достижения социального согласия, а степень его развития свидетельствует об уровне социальной защиты трудящихся.

Здоровье населения является одной из главных ценностей общества, показателем его социального благополучия, важной составляющей устойчивого развития страны.

Это во многом объясняет актуальность данной работы, цель которой – охарактеризовать правовые основы государственного социального страхования в РФ, а также проблемы охраны здоровья населения.

Под охраной  здоровья  понимается совокупность мер политического, экономического,   правового,   социального,   культурного,   научного, медицинского,   санитарно-эпидемического  характера,  направленных  на сохранение и укрепление физического и  психического  здоровья  каждого человека,  поддержание его активной долголетней жизни,  предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Охрана здоровья  населения Российской Федерации является одним из приоритетных направлений  социальной  политики  государства.

Проблема охраны здоровья на современном этапе развития человечества – сфера деятельности не только и не столько медицинских учреждений, но в большей степени учреждений социальных, связанных с экономической, научно-технической, экологической. Культурной и другими сторонами жизни общества в целом, а также с личным образом жизни отдельных людей. Следовательно, здоровье и долголетие человека зависят как от объективных, так и субъективных факторов.

     Объективные факторы, обеспечивающие здоровье и долголетие человека, включают в себя систему материального обеспечения населения, здравоохранения, социального страхования и т.п. Объективными эти факторы называются потому, что в полной мере не зависят от воли отдельных людей а представляют собой те или иные социально-экономические условия, в которых человек живет.

Наряду с указанными выше, приобретают особенно важное значение и другие, обеспечивающие здоровье и долголетие, факторы, в частности субъективные. Эти факторы, как известно, напрямую зависят от воли, желания, знаний и умений самого человека разумно сочетать в своей жизни труд, отдых, регулярно проводить закаливание и гигиенические мероприятия, оптимально и полноценно питаться, не приобретать вредных привычек, а иметь только положительные (утренняя гимнастика, производственная гимнастика, физические упражнения после работы, прогулки перед сном и в выходной день, закаливание)

    Таким образом, главный секрет здоровья и долголетия современников – это правильный или, как сейчас это принято говорить, здоровый образ жизни.

    Сегодня, как никогда раньше, образ жизни все больше и больше становится мерилом его здоровья и долголетия. А одна из важнейших задач заключается в том, что научить трудящихся умению разумно использовать и сочетать объективные и субъективные факторы, обеспечивающие здоровье и долголетие в современной жизни.

Данная работа является комплексной и состоит из двух частей – часть первая посвящена правовым основам государственного социального страхования, вторая – проблемам охраны здоровья населения.

При написании работы поставлены следующие задачи:

                  Определить сущность  и принципы социального страхования;

                  Обозначить права и обязанности субъектов обязательного социального страхования;

                  Охарактеризовать управление финансовой системой обязательного социального страхования;

                  Рассмотреть состояние здоровья населения и проблемы здравоохранения

                  Определить основные положения законодательной базы в области здравоохранения.

Источниками для написания работы послужил комплекс федеральных нормативно-методических материалов, учебников, учебных пособий, были также использованы многочисленные монографии, публикации юристов, кандидатов, профессоров и докторов юридических и экономических наук.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РФ

 

1.1.           Сущность и принципы социального страхования

 

Всеобщая декларация прав человека[1] предусматривает, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам (ст. 25).

В Российской Федерации право граждан на социальное страхование гарантировано ст. 39 Конституции РФ[2]: каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом, поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Трудовой кодекс РФ (ст. ст. 2, 21, 22, 57) относит право на обязательное социальное страхование работников к основным положениям правового регулирования трудовых отношений.

Принципы социального страхования в РФ сформулированы в Федеральном законе от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».

Эта система гарантий составляет понятие социальной защиты, а меры по непосредственному материальному обеспечению нетрудоспособных и малообеспеченных граждан определяются как социальное обеспечение.

Социальное обеспечение может быть основано на механизме:

      социальной помощи (прямое бюджетное финансирование);

      социального страхования (создаются страховые фонды).

Сравнительная характеристика социального страхования и социальной помощи приведена в таблице 1. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Среди механизмов, которые могут амортизировать недостатки рыночной экономики, одним из необходимых выступает механизм социального страхования. Так, обращается внимание на то, что «...старый наш государственный социализм оставил нам целые блоки социального страхования. Таким блоком была наша медицина в полном смысле слова».[3] В определенной мере бесплатное образование тоже было системой страхования. Вся система пенсионного обеспечения тоже была системой страхования, но в особом виде. Сейчас в мире идет огромный прогресс в области страхования. Страхует себя футболист за коленки, которые ему могут повредить в игре. А это его капитал, его будущее. Страхуют пальцы пианисты. Есть системы особых страхований для других профессий — для летчиков, геологов и т.д. Принято говорить, что в социальной области одним из великих предсказателей был Шарль Фурье. Фурье считал: «на смену капитализму придет строй социального гарантизма, социальных гарантий. Это еще не тот строй, где люди счастливы, но, по крайней мере, гарантии в разных областях для них уже создаются».[4]

Система социальной защиты традиционно включает набор государственных гарантий и льгот, социальную помощь и социальное страхование. В рыночных условиях система социальной защиты предполагает преимущественное развитие социального страхования, обязательного государственного, добровольного индивидуального и корпоративного страхования, представляющего смешанную финансовую ответственность наемного работника, предпринимателя и государства, а не только одного государства по рискам утраты работоспособности из-за объективных социальных рисков.

К объективным социальным рискам традиционно относятся старость, безработица, профессиональное и общее заболевание, инвалидность, беременность и роды. Финансовое обеспечение социального страхования производится на принципах, отличных от социальной помощи, и осуществляется на основе совместного финансового участия трех заинтересованных сторон — работодателей, работников и государства. В российском варианте это происходит при преобладающей доле работодателей (80% доходов государственных внебюджетных социальных фондов), в европейских системах — при практически паритетной доле работодателей и работников и при покрытии дефицита ресурсов государством.

Идея разделения бремени рисков, сопровождающих трудовую деятельность, между наемным работником и работодателем зародилась в конце ХIХ в. Канцлер Германии Отто фон Бисмарк в 1881—1889 гг. провел ряд так называемых социальных законов — о страховании рабочих на случай болезни или увечья, пенсиях по старости и инвалидности, создав уникальный прецедент для всей Европы. Социальная политика впервые вводится в ранг официальной доктрины Германии, а в дальнейшем получает закрепление в Веймарской конституции 1919 г. Для разделения социальной ответственности стали создаваться специальные фонды, в которые собирались на паритетных началах средства работника и его работодателя, чтобы возмещать ущерб при наступлении страхового случая. Позже к страхованию рисков утраты трудоспособности по профессиональной болезни и возрасту присоединились другие виды страхования — медицинское, страхование безработицы. Существенное изменение в систему социального страхования внес английский премьер-министр У. Беверидж. В 1942 г. он обосновал необходимость участия в страховании социальных рисков не только работодателей, наемных работников, но и государства. С тех пор практически все страны строят свои страховые системы, исходя из распределения ответственности за социальные риски между государством, работодателем и наемным работником.

Страхование социальных рисков в отличие от коммерческих рисков является в большинстве стран обязательным, жестко контролируется государством, хотя и предполагает наличие добровольного страхования, которое имеет дополнительный характер. В странах рыночной экономики возникает смешанная финансовая ответственность: во все социально-страховые фонды деньги поступают из трех источников: государства, работодателей и самого работника.

В России до настоящего времени в системах обязательного социального страхования участвуют, как правило, две стороны:

1) работодатель, выплачивающий единый социальный налог во внебюджетные фонды;

2) государство, покрывающее дефициты бюджетов этих фондов, а также финансирующее страховое обеспечение ряда категорий (например, военнослужащих и т.д.).

В то же время в социальном страховании, его финансовых механизмах существенно усиливается роль рыночных инструментов, главным образом накопительного страхования, причем не только в добровольном страховании, но и в рамках обязательного страхования (пенсионного, медицинского), например, введение института накопительных пенсий, дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержки формирования пенсионных накоплений.

В современных условиях социальное страхование — форма социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов, на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Его особенностью является финансирование из специализированных внебюджетных фондов, формируемых из целевых взносов работодателей и работников при поддержке государства. Например, Фонд социального страхования был создан совместным постановлением правительства и Федерации независимых профсоюзов России с 1 января 1991 г. и относится к государственным внебюджетным фондам.

Информация о работе Право социального обеспечения. Организация работы органов социального обеспечения