Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 23:29, курсовая работа
Одним из столпов социальной политики рыночных экономик является обязательное социальное страхование, механизмы которого позволяют справедливо и эффективно аккумулировать и целенаправленно распределять финансовые ресурсы, обеспечивая медицинскую помощь и социальную защиту работающим и членам их семей в случаях наступления соответствующих рисков.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…….3
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РФ………………………………………………………...……5
1.1. Сущность и принципы социального страхования………………….………5
1.2. Права и обязанности субъектов обязательного социального страхования…………………………………………………………………………12
1.3. Управление финансовой системой обязательного социального страхования…………………………………………………………………………16
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ…………...…....20
2.1. Развитие отечественного здравоохранения………………………………..20
2.2. Правовая база системы охраны здоровья………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...……...28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….....30
Денежные средства обязательного социального страхования хранятся на счетах, открываемых Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и территориальными фондами обязательного медицинского страхования в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а при отсутствии учреждений Центрального банка Российской Федерации на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций - на счетах, открываемых в кредитных организациях, отбираемых на конкурсной основе Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и территориальными фондами обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В случае нехватки в финансовой системе обязательного социального страхования денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи и иных установленных федеральными законами расходов Правительство Российской Федерации при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период предусматривает межбюджетные трансферты из федерального бюджета финансовой системе обязательного социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию.
Вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования может осуществляться только под обязательства Правительства Российской Федерации, обеспечивающие их доходность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В случае, если международными договорами Российской Федерации или ратифицированными Российской Федерацией международными конвенциями установлены иные нормы, чем те, что предусмотрены законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании, применяются нормы международных договоров Российской Федерации или международные конвенции.
Сроки исковой давности в системе обязательного социального страхования устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Письменное заявление страхователя или застрахованного лица по спорным вопросам, возникающим в сфере обязательного социального страхования, рассматривается страховщиком в течение десяти рабочих дней со дня получения указанного заявления. О принятом решении страховщик сообщает заявителю в письменной форме в течение пяти рабочих дней после рассмотрения такого заявления.
В случае несогласия страхователя или застрахованного лица с принятым страховщиком решением спор подлежит разрешению в вышестоящих инстанциях страховщика или в суде в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Должностные лица, допустившие нарушения в сфере обязательного социального страхования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ГЛАВА 2.ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
2.1. Развитие отечественного здравоохранения
Здоровье населения России характеризуется высокими показателями заболеваемости, которые продолжают расти. Причем, как отмечают эксперты, это нельзя объяснить только улучшением выявляемости заболеваний. Так, темп прироста общей заболеваемости за период 2005-2009 годов составил 9,8% и превысил темп прироста первичной заболеваемости (число впервые выявленных случаев заболеваний) - 7,6% .
В значительной степени низкая продолжительность жизни, высокая заболеваемость и смертность населения обусловлены широким распространением среди населения алкоголизма и табакокурения, наркомании и токсикомании, малоподвижным образом жизни.
Ухудшение здоровья населения приводит к росту расходов на медицинское обслуживание, увеличению выплат по больничным листам, расходов пенсионной системы.
При этом доступность и качество медицинской помощи для наших граждан являются низкими. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, «полностью» довольны качеством медицинской помощи только 4% населения. «Относительно» довольны - менее одной трети россиян .
Негативное влияние на состояние здоровья населения во многом оказывает недостаточная доступность лекарств. По данным социологических опросов, для 77% российских граждан расходы на покупку препаратов являются ощутимыми для бюджета. Без труда же позволить себе приобретать лекарственные средства могут только 22% их потребителей. Сегодня наши граждане тратят на лекарства 1,3% от ВВП.[11]
Положение усугубляется критической ситуацией с кадровыми ресурсами в отрасли. Наблюдается дефицит врачей и среднего медицинского персонала (особенно в удаленных регионах, в сельской местности). Так, в амбулаторно-поликлиническом звене в целом по стране не хватает 60 тыс. врачей. Согласно мировому опыту, оптимальным соотношением является не менее 3-5 медсестер на одного врача, а в России на одного врача приходится лишь 2 медсестры.
Важнейшей проблемой является слабая мотивация медицинских работников к оказанию качественной медицинской помощи. По данным Минздравсоцразвития России, средняя зарплата работников здравоохранения в 2010 году составила 15,4 тыс. рублей.
Одна из главных причин низкого качества здравоохранения - значительное недофинансирование отрасли.
В настоящее время Россия тратит на здравоохранение 3,7% от ВВП, в то время как в европейских странах эти расходы составляют 7-8% от ВВП и выше .
Всемирной организацией здравоохранения доказана прямо пропорциональная зависимость здоровья населения от инвестиций в здравоохранение. Так, если государство тратит в среднем на одного гражданина 10 долларов США в год, то биологические возможности гражданина реализуются не более чем на 50%. В том случае, если подушевые расходы составляют около 1 тыс. долл. США, то граждане такой страны могут рассчитывать на 75% реализацию.
По оценке ВОЗ, Россия занимает 127 место в мире по показателю здоровья населения и 130 место - по эффективности медицинской системы.[12]
В российском здравоохранении с начала 90-х годов прошлого века сложилась многоканальная бюджетно-страховая модель финансирования. В 1993 году в дополнение к бюджетной системе здравоохранения была создана система обязательного медицинского страхования (ОМС).
Российская система здравоохранения характеризуется иерархичной организацией сети медицинских учреждений, наличием масштабных вертикальных программ, финансируемых из федерального бюджета, значительным различием финансовой обеспеченности регионов.
Бесплатная медицинская помощь гражданам Российской Федерации предоставляется в рамках Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи (Программа госгарантий), которая ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации. Финансирование программы осуществляется из средств обязательного медицинского страхования, бюджетов субъектов Российской Федерации и федерального бюджета.
При этом подушевые нормативы, предусмотренные Программой госгарантий в разных регионах страны, различаются почти в 20 раз: от 1,5 тыс. рублей на человека в одних регионах до 26 тыс. рублей в других.
Совокупные государственные расходы на здравоохранение (бюджет + ОМС) в подушевом выражении различаются для наиболее и наименее обеспеченных регионов в 4-5 раз.
Здоровье человека обуславливается сложным воздействием целого ряда факторов. Так, по экспертным оценкам, образ жизни влияет на здоровье человека на 50-55%, генетический (наследственный) фактор – на 15-20%, здравоохранение – на 10-15%, загрязнение окружающей среды повышает уровень заболеваемости населения примерно на 20-30% .[13]
Вместе с тем, финансирование здравоохранения и эффективное использование ресурсов в отрасли может оказать существенное влияние на улучшение здоровья населения.
Реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» показала, что ежегодное дополнительное увеличение государственного финансирования здравоохранения (в среднем на 10% в год с 2006 по 2008 годы) обеспечило реальное улучшение здоровья населения России. Ожидаемая продолжительность жизни увеличилась на 2,2 года, а общий коэффициент смертности понизился на 10%. Ежегодное снижение смертности позволило сохранить за 3 года 540 тыс. жизней российских граждан.
Низкие инвестиции в здоровье людей, недоступность для большинства населения качественного медицинского обслуживания, особенно профилактического, во многом определяют повышенную смертность в Российской Федерации. В мировом рейтинге по продолжительности жизни в 2010 году Россия занимала 161 место из 224 стран.[14]
По оценкам экспертов, для кардинального улучшения медицинской помощи в нашей стране необходимо увеличить финансирование здравоохранения (из всех источников) хотя бы до 30 тыс. рублей в год на человека (сейчас эта цифра составляет в среднем около 10-12 тыс.).
В настоящее время особенно значим вопрос о распределении полномочий между федеральным, региональным и муниципальным уровнями управления здравоохранением.
Важными законодательными актами для сферы здравоохранения стали принятые в 2010 году Федеральные законы «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и «Об обращении лекарственных средств».
Закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» направлен на усиление централизации финансирования и управления здравоохранением.
Законом предусматривается изменение системы финансирования обязательного медицинского страхования. Цель этих изменений - более эффективное перераспределение ресурсов здравоохранения, улучшение государственного контроля за оказанием врачебной помощи.
С 2011 года предусмотрен переход на преимущественно одноканальное финансирование организаций здравоохранения через систему ОМС и оплату медицинской помощи по полному тарифу.
Установлен новый механизм взимания страховых взносов за неработающее население. Начиная с 1 января 2011 года, данные взносы зафиксированы на уровне не ниже 2010 года. В 2012-2014 годах этот размер будет значительно увеличен.
Таким образом, основным источником финансирования здравоохранения становится обязательное медицинское страхование. Предусматривается выравнивание финансового обеспечения территориальных программ ОМС на уровне единого подушевого норматива финансирования ОМС, которое будет обеспечено с 2014 года путем перераспределения Федеральным фондом ОМС взносов на ОМС между регионами.
За счет увеличения тарифа страховых взносов на 2% в 2011-2012 годах планируется получить дополнительно 460 млрд. рублей. Эти средства направляются на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения (в 2011 году - 215,9 млрд. руб., а в 2012 году - 244,1 млрд. рублей).[15]
Эти меры направлены на сглаживание различий между регионами в уровне финансовой обеспеченности территориальных программ ОМС.
В сфере лекарственного обеспечения также усилилась централизация управления. Федеральным законом «Об обращении лекарственных средств» введено государственное регулирование на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты. Установлена единая методика определения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных оптовых и предельных розничных надбавок на эти лекарства. Исключена возможность для региональных властей устанавливать предельные оптовые и предельные розничные надбавки к ценам посредников.
В федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»[16] планируется перераспределение полномочий между федеральными и региональными органами власти, а также органами местного самоуправления.
К наиболее значимым изменениям относятся организация и оказание медицинской помощи гражданам в соответствии с территориальной программой государственных гарантий. Развитие сети медицинских организаций возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. По действующему законодательству такие полномочия осуществляют органы местного самоуправления. Таким образом, обеспечиваются усиление ответственности органов государственной власти за обеспечение охраны здоровья граждан и оказание медицинской помощи и перенос на уровень субъекта Российской Федерации основного объема полномочий, связанных с обеспечением прав граждан на бесплатную медицинскую помощь.
Надо признать, что проблемы российского здравоохранения не могут быть решены только за счет увеличения бюджетного финансирования. В этой сфере насущно необходимы серьезные изменения, иначе любые вложенные средства будут потрачены неэффективно.