Право социального обеспечения. Организация работы органов социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 23:29, курсовая работа

Описание

Одним из столпов социальной политики рыночных экономик является обязательное социальное страхование, механизмы которого позволяют справедливо и эффективно аккумулировать и целенаправленно распределять финансовые ресурсы, обеспечивая медицинскую помощь и социальную защиту работающим и членам их семей в случаях наступления соответствующих рисков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…….3
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РФ………………………………………………………...……5
1.1. Сущность и принципы социального страхования………………….………5
1.2. Права и обязанности субъектов обязательного социального страхования…………………………………………………………………………12
1.3. Управление финансовой системой обязательного социального страхования…………………………………………………………………………16
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ…………...…....20
2.1. Развитие отечественного здравоохранения………………………………..20
2.2. Правовая база системы охраны здоровья………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...……...28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….....30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Правовое регулирование социального страхования (Автосохраненный).doc

— 199.50 Кб (Скачать документ)

Формируется фонд за счет:[5]

      страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);

      страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;

      страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;

      доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;

      добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;

      ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;

      прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).

Средства фонда с учетом его назначения и решаемых задач направляются на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и др.

В настоящее время функционируют три государственных социальных внебюджетных фонда:

1) Пенсионный фонд РФ;

2) Фонд социального страхования;

3) Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Расходы бюджетов этих внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденных федеральными законами, законами субъектов РФ.

Так, деятельность Фонда социального страхования осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1999 г. № 165 - ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (В редакции Федеральных законов от 31.12.2002 N 190-ФЗ, от 23.12.2003 N 185-ФЗ, от 05.03.2004 N 10-ФЗ, от 14.07.2008 N 117-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 29.11.2010 N 313-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ).[6] Этот Федеральный закон в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.

Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются:

      устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;

      всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

      государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

      государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

      паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

      обязательность уплаты страхователями страховых взносов;

      ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

      обеспечение надзора и общественного контроля;

      автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

К полномочиям федеральных органов государственной власти в системе обязательного социального страхования относятся:[7]

      установление основ правового регулирования обязательного социального страхования;

      установление видов обязательного социального страхования;

      установление круга лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию и имеющих право на страховое обеспечение;

      установление условий назначения и размеров страхового обеспечения;

      установление порядка принятия бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования и порядка их исполнения;

      утверждение бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования и отчетов об их исполнении;

      установление тарифов страховых взносов на конкретные виды обязательного социального страхования;

      установление базы для начисления страховых взносов, в том числе предельной величины этой базы, а также порядка взимания страховых взносов и порядка осуществления страховых выплат;

      установление ответственности субъектов обязательного социального страхования при нарушении законодательства Российской Федерации;

      определение порядка хранения средств обязательного социального страхования и гарантий устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования;

      управление системой обязательного социального страхования.

Видами социальных страховых рисков являются:

1) необходимость получения медицинской помощи;

2) утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая;

3) дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

Страховыми случаями признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

При наступлении одновременно нескольких страховых случаев порядок выплаты страхового обеспечения по каждому страховому случаю определяется в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются:

1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) пенсия по случаю потери кормильца;

5) пособие по временной нетрудоспособности;

6) страховые выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплата дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;

7) пособие по беременности и родам;

8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

9) иные виды страхового обеспечения, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

11) единовременное пособие при рождении ребенка;

12) социальное пособие на погребение;

Кроме Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования», следует также выделить федеральные законы, устанавливающие публичные обязательства Российской Федерации в этой сфере: «О трудовых пенсиях в РФ», «О социальной защите инвалидов в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», «О ветеранах», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «О занятости населения в РФ», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и др.

Государство определяет уровень страховых платежей, принимает решения об изменении структуры и уровня денежных выплат, обеспечивает контроль за деятельностью государственных внебюджетных фондов. В государственных внебюджетных социальных фондах аккумулируется более 5% ВВП. Основной их источник — страховые взносы, базовая ставка которого составляет 34% от фонда заработной платы на предприятиях всех форм собственности. Основным содержательным компонентом новой пенсионной системы стал переход на накопительную систему, при которой часть пенсионного взноса направляется на индивидуальный накопительный счет работника.

Фонд социального страхования РФ является вторым по объему средств государственным внебюджетным фондом. Средства этого фонда идут на выплату пособий по больничным листам (по временной нетрудоспособности, по беременности родам), пособий на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (доля вышеперечисленных расходов составляет около 70%), на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Фонд обязательного медицинского страхования, третий по размерам фонд, предназначен для социальной защиты населения в случае потери здоровья по любой причине. Он имеет двухуровневую систему, включающую федеральный и территориальные фонды, средства которых используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам.

Государственные социальные внебюджетные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями, однако их самостоятельность ограничена государством, которое устанавливает размеры, порядок денежных выплат.

 

 

1.2.           Права и обязанности субъектов обязательного социального страхования

 

Отношения по обязательному социальному страхованию возникают:

1) у страхователя (работодателя) - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора;

2) у иных страхователей - с момента их регистрации страховщиком;

3) у страховщика - с момента регистрации страхователя;

4) у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем;

5) у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан - с момента уплаты ими или за них страховых взносов, если иное не установлено федеральными законами.

Регистрация страхователя в исполнительных органах страховщика осуществляется в случаях, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Порядок регистрации и ответственность за уклонение от регистрации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Застрахованные лица имеют право:[8]

1) на своевременное получение страхового обеспечения в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. В случаях, установленных федеральными законами, право на страховое обеспечение могут иметь члены семьи застрахованного лица и лица, находящиеся на его иждивении;

Информация о работе Право социального обеспечения. Организация работы органов социального обеспечения