Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 23:29, курсовая работа
Одним из столпов социальной политики рыночных экономик является обязательное социальное страхование, механизмы которого позволяют справедливо и эффективно аккумулировать и целенаправленно распределять финансовые ресурсы, обеспечивая медицинскую помощь и социальную защиту работающим и членам их семей в случаях наступления соответствующих рисков.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…….3
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РФ………………………………………………………...……5
1.1. Сущность и принципы социального страхования………………….………5
1.2. Права и обязанности субъектов обязательного социального страхования…………………………………………………………………………12
1.3. Управление финансовой системой обязательного социального страхования…………………………………………………………………………16
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ…………...…....20
2.1. Развитие отечественного здравоохранения………………………………..20
2.2. Правовая база системы охраны здоровья………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...……...28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….....30
Стратегия обеспечения высокого качества жизни и здоровья населения должна базироваться на интеграции мер по повышению качества услуг здравоохранения, по профилактике заболеваний, развитию физической культуры и формированию здорового образа жизни, а также сокращению вредных воздействий окружающей среды на здоровье человека.
2.2. Правовая база системы охраны здоровья
В Конституции Российской Федерации определено, что здоровье людей в Российской Федерации охраняется (статья 7) и каждый имеет право на охрану здоровья (статья 41), благоприятную окружающую среду и достоверность информации о ней, возмещение ущерба, причиненного здоровью экологическим правонарушением (статья 42), а также указано, что поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физкультуры и спорта, экологии и санитарно-эпидемиологическому благополучию, финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения (статья 41).
Охрану здоровья населения, вопросы обязательного медицинского страхования Конституция относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, здравоохранение только в части координации вопросов здравоохранения является предметом их совместного ведения.
Конституция закрепляет право граждан на медицинскую помощь, которая является механизмом социальной защиты. Правовые режимы бесплатной медицинской помощи гарантируются государством за счет средств бюджетов и обязательного медицинского страхования, что свидетельствует об экономическом содержании правовой нормы бесплатной медицинской помощи. Правовой режим платной для граждан медицинской помощи является проявлением конституционных гарантий на медицинскую помощь и свободное развитие.
Конституция определяет (статья 114), что Правительство обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области здравоохранения. С этой целью принимаются меры по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения (статья 41).
Федеральным Конституционным Законом о Правительстве Российской Федерации (статья 16) установлено, что Правительство Российской Федерации принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия. При этом в Законе указано на развитие системы бесплатного образования, обеспечение государственной поддержки фундаментальной науки (статья 17), разработку и осуществление мер по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы (статья 18). Это свидетельствует о том, что данный Федеральный закон определяет здравоохранение как подсистему охраны здоровья.
С 2012 года вступил в силу новый закон об охране здоровья граждан. В свое время он вызвал немало споров, в документ в результате внесли около сотни поправок, и вот теперь он заменит своего предшественника от 1993 года.
В новом законе прописано право всех россиян на бесплатную медпомощь и введены единые стандарты ее оказания. Уточняется также порядок предоставления платных медицинских услуг. Документ позволяет пациенту самостоятельно выбирать и врача, и клинику, а медструктуры обязаны страховать гражданскую ответственность перед больными. У профессиональных медицинских сообществ появилось право участвовать в разработке стандартов, протоколов лечения и тарифов в системе ОМС.
Из новшеств также - введенная обязательная пауза в несколько дней между обращением женщины и проведением операции по прерыванию беременности. Этот пункт вызвал наибольшие споры - наряду с разрешением суррогатного материнства, новыми правовыми основами трансплантации и разрешением тестировать школьников на наркотики. А еще документ официально запрещает клонирование человека и эвтаназию, а также гарантирует обеспечение лекарствами людей с редкими заболеваниями.
Директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль пояснил «НИ», что возникло около 30 вопросов к законопроекту: «Абсолютно не было прописано, какие медицинские услуги люди будут получать бесплатно, а какие – платно». Итоговым вариантом закона г-н Рошаль также недоволен: «Граница между платными и бесплатными услугами в документе не прописана».
Согласно закону граждане имеют право на четыре вида бесплатной медицинской помощи: первичную, специализированную, скорую и паллиативную. При нахождении в больнице для граждан должны быть бесплатными процедуры, лекарства, а также транспортировка в другое медицинское учреждение для диагностики и лечения, если в этом признают необходимость. Кроме того, родителям позволят лежать в больнице с детьми до четырех лет, а с теми, кто старше, – «при наличии медицинских показаний».
Однако за государственными клиниками закрепили право оказывать платные услуги «на иных условиях», что предусмотрено программой бесплатной медицинской помощи, а также при самостоятельном обращении в специализированный медицинский центр, а не по направлению из местной поликлиники. «Гражданам предоставили право заплатить деньги за то, что они уже и так оплатили как налогоплательщики», – прокомментировал «НИ» эту статью закона президент Лиги защитников прав пациентов Александр Саверский.[17]
Число платных услуг в государственных клиниках уже превысило четыре тыс. и будет расти дальше, убежден Саверский. По его словам, это противоречит Конституции, которая гарантирует бесплатную медицинскую помощь. Тем, кто не желает платить, г-н Саверский рекомендует требовать лечения «по Конституции».
Закон лишь закрепил существующий порядок, когда «недостаток финансирования возмещает потребитель», возражает «НИ» зампредседателя комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Колесников. По его словам, платить придется только за те услуги, которые не входят в программу государственных гарантий медицинской помощи. Ссылка на Конституцию, по мнению депутата Колесникова, неправомерна: «Тогда надо требовать бесплатных услуг в частных клиниках». За критикой же этого положения законопроекта, по утверждению депутата, стоят руководители частных клиник, которые хотят запретить государственным клиникам оказывать платные услуги и таким способом устранить конкурентов: «Аналогичные процедуры в частных клиниках стоят в четыре-пять раз дороже».
Районные поликлиники и больницы со следующего года перейдут от районных властей к областным. Александр Саверский прогнозирует перебои с финансированием: в районные бюджеты расходы на медицину не включены, так как там знали о подготовке закона, а в региональные бюджеты расходы не включили, так как закон еще не был принят, и выделять деньги не имели права. Сергей Колесников призывает не драматизировать ситуацию: «Управленцы – не дураки, бюджеты сбалансируют». Однако депутат признает, что «неувязки будут, но не тотальный бардак».
Право на выбор врача в законе прописано, но свелось к возможности раз в год выбрать местную поликлинику для прикрепления к ней, а также к выбору специализированного медицинского центра, если таких центров в регионе несколько. Леонид Рошаль полагает, что выбирать вскоре будет не из кого: «Необходимо, чтобы зарплата врачей была 40–50 тысяч рублей, если мы не хотим потерять систему здравоохранения». По словам г-на Рошаля, исход врачей из государственных клиник мог ускориться, если бы в законе осталась предложенная Минздравсоцразвития «обязательная норма выполнения стандартов» – предписание врачам под угрозой юридического преследования лечить каждую из болезней строго определенным способом. В итоговом варианте закона врачи получили право отклоняться от этих стандартов и самостоятельно выбирать стратегию лечения.
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" призван заменить Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 1993 г. Он определяет правовые, экономические и организационные основы охраны здоровья граждан, их права и обязанности в данной сфере, гарантии их реализации. Закон также закрепляет полномочия и ответственность властей, права и обязанности медорганизаций, фармацевтических и медработников.
Среди основных принципов охраны здоровья - доступность и качество медпомощи; недопустимость отказа в ней; приоритет интересов пациента при ее оказании, а также охраны здоровья детей и профилактики. Закон впервые закрепляет обязанность граждан заботиться о сохранении своего здоровья.
Региональным органам исполнительной власти с 1 января 2012 г. передаются полномочия муниципалитетов по организации оказания первичной медико-санитарной и скорой медпомощи. На них также с 2014 г. возлагаются федеральные полномочия по обеспечению лекарствами лиц, страдающих орфанными заболеваниями. Для их закупки регионам из федерального бюджета выделят субвенции.
Предусмотрено утверждение порядков оказания и стандартов медпомощи. Причем первые с 2013 г. будут обязательны для исполнения всеми медорганизациями страны. Четко разграничены бесплатные виды медпомощи и платные услуги. Вводится понятие паллиативной медпомощи - избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания для улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан. Сохраняется ранее действовавший порядок изъятия органов и тканей для трансплантации (презумпция согласия).
Закрепляется право одного из родителей (иного члена семьи) бесплатно находиться вместе с ребенком в стационаре в течение всего времени его лечения. При этом спальное место и питание будут тоже предоставлять бесплатно, если ребенку нет 4 лет либо совместное нахождение с ним обусловлено медицинскими показаниями. Детально регламентированы вопросы применения вспомогательных репродуктивных технологий. Предусмотрены меры по сокращению числа абортов. Женщине будут давать минимум 2 дня на обдумывание своего решения.
Вводятся ограничения для медицинских и фармацевтических работников на общение с представителями фармпроизводителей. С 1 января 2016 г. сертификаты специалиста заменяются на свидетельства об аккредитации. Последняя представляет собой подтверждение готовности заниматься меддеятельностью по определенной специальности в соответствии с порядками оказания и стандартами медпомощи. С 1 сентября 2017 г. закрывается интернатура.
Таким образом, новый закон провозглашает основные принципы охраны здоровья - доступность и качество медпомощи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе были поставлены и решены следующие задачи:
Определена сущность и принципы социального страхования.
Социальное страхование — установленная, контролируемая и гарантированная государством система обеспечения, поддержки престарелых, нетрудоспособных граждан. Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются: устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования; всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий и др.
Обозначены права и обязанности субъектов обязательного социального страхования. Все права и обязанности субъектов обязательного социального страхования обозначены Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 г. № 165 - ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 190-ФЗ, от 23.12.2003 N 185-ФЗ, от 05.03.2004 N 10-ФЗ).
Охарактеризовано управление финансовой системой обязательного социального страхования.
Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации осуществляет управление системой обязательного социального страхования.
Контроль за финансовой деятельностью страховщиков в системе обязательного социального страхования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сложившаяся система государственного социального обеспечения в России не отвечает современным вызовам, которые встают перед ней во все больших масштабах: демографическим тенденциям, структурным изменениям в экономике и на рынке труда, характере и условий организации систем заработной платы. Проведенные в последние годы реформы пенсионной системы, здравоохранения и налоговой системы не совсемпозволили преодолеть системный кризис государственного социального обеспечения и сформировать эффективные институты обязательного социального страхования. Таким образом, действующая в России система социальной защиты еще в недостаточной мере использует потенциал института обязательного социального страхования.
Рассмотрено состояние здоровья населения и проблемы здравоохранения.
По данным «Мировой статистики здравоохранения 2011 г.», выпущенной Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ)[18], все большее число стран испытывает двойное бремя болезней по мере того, как все шире распространяются факторы риска развития таких хронических болезней, как диабет, сердечные и онкологические заболевания. В то же время многие страны продолжают вести борьбу за снижение материнской и детской смертности в результате инфекционных болезней в целях достижения Целей тысячелетия в области развития.