Правовой статус Президента Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:20, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – провести анализ существующего статуса Президента Российской Федерации, основываясь на положениях Конституции Российской Федерации.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
1. Изучение исторических предпосылок и условий становления статуса Президента в Российской Федерации.
2. Рассмотрение процедуры избрания Президента и требований, предъявляемых Конституцией РФ к претендентам на пост главы государства.
3. Рассмотрение и характеристика основных полномочий Президента Российской Федерации согласно Конституции РФ.
4. Рассмотрение условий досрочного прекращения полномочий Президента РФ.

Содержание

Введение 3
Глава I СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТА РФ 5
Глава II ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА РФ 8
Глава III ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗДЕНТА РФ 15
3.1 Правовой статус Президента РФ 15
3.2 Полномочия Президента в области кадровой политики 18
3.3 Право Президентского Вето 21
3.4 Полномочия Президента в области обороны страны и обеспечения ее безопасности 23
3.5 Президент и внешняя политика 25
3.6 Иные полномочия Президента 26
3.7 Правовые акты Президента 27
Глава IV ОСНОВАНИЯ ДОСРОЧНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕТА РФ 31
Заключение 35
Библиография 37

Работа состоит из  1 файл

Конституцин пр курсовая.doc

— 162.00 Кб (Скачать документ)

Выборы проводятся только в том случае, если зарегистрировано не менее двух кандидатов. Выборы Президента проводятся по единому федеральному округу, включающему всю территорию России.

Избранным считается  кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принимавших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов избирателей.

Повторное голосование  может проводиться по одной кандидатуре в случае, если после выбытия зарегистрированных кандидатов остается только один зарегистрированный кандидат.

Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие  менее половины избирателей, внесенных  в списки избирателей.

Срок полномочий Президента Российской Федерации – шесть лет.

Конституция предусматривает, что одно и то же лицо не может  занимать должность Президента более двух сроков подряд. Это установление имеет цель воспрепятствовать формированию несменяемого класса управляющих лиц, появлению и сохранению стойких корпоративных групп, открыть пути притока в эшелоны власти свежих сил, политических деятелей и лидеров нового поколения. Конституция позволяет способному политику, оправдавшему себя на должности Президента, право выдвижения на другой срок, кроме очередного.//6

Вместе с тем Конституция, по мнению ряда юристов, сохраняет за бывшем Президентом возможность переизбираться на третий, четвертый и следующий срок, «лишь бы этот новый срок был отделен от первых двух «чужим» президенством.

Правомерность избрания Президента на третий срок, но не подряд, а с перерывом, представляется достаточно дискуссионной, хотя бы по той причине, что этот вопрос в Конституции не регламентирован.//6

Об актуальности этой проблемы свидетельствует XXII поправка к Конституции США, ратифицированная 27 февраля 1951 года: «Ни одно лицо не может быть избрано на должность Президента более чем  два раза и ни одно лицо, если оно занимало должность Президента либо исполняло обязанности Президента в течении более двух лет, замещая лицо, избранное Президентом, не может быть избрано на должность Президента более одного раза»//8. Такая поправка была принята с тем, чтобы исключить возможность повторения прецедента, имевшего место при многократном переизбрании Президента Ф.Рузвельта.//8

После избрания Президента осуществляется предусмотренная Конституцией  процедура его вступления в должность, которое происходит на 30-й день со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией о результатах выборов. Она заключается в принесении Президентом присяги в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации. Присяга приносится народу. Ее текст установлен ст.82 Конституции.

Местопребыванием Президента, его резиденцией является столица России – Москва, Кремль.

Символами президентской  власти в Российской Федерации являются штандарт (флаг) Президента Российской Федерации и Знак Президента Российской Федерации.

Официальные символы  президентской власти передаются вновь  избранному Президенту во время процедуры  вступления в должность после принесения им присяги. Президент приносит присягу на специальном экземпляре текста Конституции Российской Федерации.

Вступление в должность  нового Президента влечет определенные правовые последствия в отношении  органов, назначаемых Президентом: слагает свои полномочия Правительство; подают заявления об освобождении от занимаемых должностей лица, входящие в Администрацию Президента, полномочные представители Президента в палатах Федерального Собрания, Конституционного Суда, в федеральных округах. До назначения нового состава этих органов, последние продолжают исполнение своих полномочий.

 

Глава III ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗДЕНТА РФ

3.1 Правовой статус Президента  РФ

Статья 80 Конституции РФ определяет, что Президент Российской Федерации является главой государства.

Определение статуса Президента Российской Федерации, содержащееся в Конституции, означает, что Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не включается непосредственно ни в одну из трех ветвей власти: ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную. Это является предпосылкой выполнения возложенной на Президента задачи обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти России.

Закрепляя статус Президента Российской Федерации как главы  государства, Конституция в ст.80 предусматривает в обобщенной форме связанные с этим функции. Они касаются основ жизнедеятельности государства и общества.

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что Президент несет персональную ответственность за то, чтобы механизмы защиты Конституции и прав человека и гражданина работали бесперебойно, чтобы не было сбоев по тем или иным причинам в их реализации.

В осуществлении этих функций Президент может использовать только закрепленные за ним конституционные полномочия, действовать только в рамках Конституции.

Это относится и к  такой функции Президента, как  определение основных направлений  внутренней и внешней политики государства.

Ежегодные послания Президента Федеральному Собранию, в которых формулируются основные направления внутренней и внешней политики Российской Федерации, делают их достоянием народа, депутатов, партий, общественности. Это позволяет в случае необходимости корректировать политику Президента с использованием всего потенциала конституционных форм, обеспечивающих воздействие одних государственных структур на другие, влияние на них общественных и социальных движений.

Как глава государства, Президент представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью (ст.91 Конституции). Содержание неприкосновенности Президента в Конституции не раскрывается, в  отличие от неприкосновенности депутатов.

Такая формула свидетельствует  о высокой степени защиты Президента, который получил свои властные полномочия от народа на основе свободных выборов.

Неприкосновенность Президента, а  также другие правовые средства обеспечивают свободное и ответственное осуществление  Президентом принадлежащих ему конституционных полномочий и непрерывность функционирования института главы государства.

Вместе с тем, в Конституции предусмотрена возможность отрешения Президента от должности.

3.2 Полномочия Президента в области кадровой политики

Важное значение имеют полномочия Президента, связанные с участием в формировании всех федеральных органов государственной власти, посредством деятельности которых реализуются функции государства.

В соответствии с Конституцией в формировании федеральных органов государственной власти действуют и Президент, и Федеральное собрание – Парламент. Это достигается двумя путями: либо Президент назначает определенных  должностных лиц, а парламент одобряет, либо парламент назначает, а кандидатуры предлагает Президент.//6

В формировании органов исполнительной власти полномочия Президента наиболее широки, т.е. именно эти органы практически реализуют программу Президента.//6

После вступления в должность или после отставки Правительства Президент вносит предложение о кандидатуре Председателя Правительства не позднее двух недельного срока. Если предложенная Президентом кандидатура отклоняется Государственной Думой, то новая кандидатура должна быть внесена Президентом в течении недели (ст.111 и 117 Конституции). Это направлено на то, чтобы Правительство как носитель исполнительной власти в стране действовало практически без сколько-нибудь продолжительных интервалов. В соответствии со ст.83 Конституции Президент принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации. Характерно, что если при назначении Председателя Правительства необходимо согласие Государственной Думы, то решение об отставке Правительства принимается Президентом самостоятельно. Это объясняется тем, что Президент фактически персонально несет ответственность за деятельность Правительства, в которой он лично может участвовать. Ведь на основании ст.83 Конституции он «имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации». Это правило как бы «связывает» Президента и Правительство.

Тесная связь Президента  Российской Федерации и Правительства подтверждается также тем, что Президент назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров (ст.83). Условием реализации этого правомочия является то, что указанное назначение на должности и освобождение от них производится  «по предложению Председателя Правительства», причем не оговаривается в каком порядке и в какой форме это предложение делается. Это представляется так, что каждое решение об изменении состава Правительства можно считать совместным решением главы Государства и главы органа, осуществляющего исполнительную власть в Российской Федерации.

С согласия Государственной Думы Президент  назначает на должность и ставит вопрос об освобождении от должности председателя Центрального Банка России. Само же назначение на должность и освобождение от нее председателя Центрального банка осуществляется Государственной Думой.

Президент представляет Совету Федерации  кандидатуры для назначения на должности  судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора. Назначает же перечисленных судей и Генерального прокурора Совет Федерации. В порядке, установленном Федеральным законом, Президент назначает судей других федеральных судов.//6

Президент назначает своих полномочных  представителей в субъектах Российской Федерации, в Государственной Думе и Совете Федерации Федерального Собрания, в Межпарламентской Ассамблее, Конституционном Суде. Представители Президента назначаются иногда и для участия в рассмотрении законопроектов, вносимых Президентом в Государственную Думу.

Президент назначает и освобождает  высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации, что совершенно оправдано, т.к. Президент по должности считается Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

Президент назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях. Следует заметить, что в соответствии со ст.83 право назначения и отзыва дипломатических представителей может быть реализовано «после консультации с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания».

Статья 83 Конституции  указывает, что Президент формирует  Администрацию Президента – рабочий аппарат Президента в исполнении возложенных на него Конституцией и Федеральными законами функций.

Как указывалось в  ст.80, Президент в установленном  Конституцией порядке принимает  меры по охране суверенитета, независимости и государственной целостности Российской Федерации. В этом ему помогает Совет Безопасности, который он формирует и возглавляет (ст.83). Статус Совета Безопасности определяется федеральным законом. Являясь совещательным органом, Совет Безопасности готовит решения по вопросам государственной безопасности, которые  принимаются Президентом и нередко оформляются его указами.//11

3.3 Право Президентского Вето

Российская Конституция  предусматривает право отклонения Президентом федеральных законов, принятых парламентом, и механизм разрешения разногласий между Президентом  и палатами парламента.

При отклонении федерального закона мотивы принятого Президентом решения должны быть сообщены обеим палатам Федерального Собрания. Право вето Президент использовал многократно, преимущественно по мотивам несоответствия норм принятых законов положениям и принципам Конституции, нарушения этими законами прав и свобод человека и гражданина, противоречия другим законам.//6

Действительно, вето Президента на принятые законы в большинстве  случаев стимулируют повышение  их качества, устранения имеющихся  коллизий и дефектов. С этой точки  зрения можно положительно оценивать практику использования такого права главой государства, тем более, что на этапе становления профессионального парламента, складывающихся правил и традиций законотворческого процесса, острого недостатка квалифицированных юристов в высших органов власти применение многочисленных «фильтров» для достижения необходимого качества законопроектов представляется весьма полезным.//11

Президент вносит законопроекты  в Государственную Думу, т.е. обладает правом законодательной инициативы; наделен полномочиями обращаться в Конституционный Суд с запросами о соответствии с Конституцией Российской Федерации предусмотренных в ст.125 нормативных актов, о толковании Конституции. Президент имеет право, наряду с другими субъектами, указанными в ст.134 Конституции, вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции.//6

Безусловно, количество отклонений принятых законов было бы гораздо меньше, если бы на имеющиеся недостатки обращалось внимание уже при рассмотрении их в первом и во втором чтениях. Практика показывает, что обстоятельное рассмотрение замечаний Президента и Совета Федерации на этих стадиях обеспечивает «зеленую улицу» дальнейшему продвижению законопроекта. В таких случаях отклонения законов Советом Федерации и Президентом весьма редки, что доказывает полезность закрепления таких подходов в регламентах палат.

К сожалению, отечественная  конституционная практика не знает  постатейного вето. Хотя представляется вполне реальным и полезным,- если принятый закон в целом удовлетворяет  Президента, но имеются замечания, затрагивающие только отдельную норму (статью), позволить палатам парламента рассмотреть и оперативно, по упрощенной процедуре.

3.4 Полномочия Президента в области обороны страны и обеспечения ее безопасности

Информация о работе Правовой статус Президента Российской Федерации