Правовой статус Президента Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:20, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – провести анализ существующего статуса Президента Российской Федерации, основываясь на положениях Конституции Российской Федерации.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
1. Изучение исторических предпосылок и условий становления статуса Президента в Российской Федерации.
2. Рассмотрение процедуры избрания Президента и требований, предъявляемых Конституцией РФ к претендентам на пост главы государства.
3. Рассмотрение и характеристика основных полномочий Президента Российской Федерации согласно Конституции РФ.
4. Рассмотрение условий досрочного прекращения полномочий Президента РФ.

Содержание

Введение 3
Глава I СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТА РФ 5
Глава II ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА РФ 8
Глава III ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗДЕНТА РФ 15
3.1 Правовой статус Президента РФ 15
3.2 Полномочия Президента в области кадровой политики 18
3.3 Право Президентского Вето 21
3.4 Полномочия Президента в области обороны страны и обеспечения ее безопасности 23
3.5 Президент и внешняя политика 25
3.6 Иные полномочия Президента 26
3.7 Правовые акты Президента 27
Глава IV ОСНОВАНИЯ ДОСРОЧНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕТА РФ 31
Заключение 35
Библиография 37

Работа состоит из  1 файл

Конституцин пр курсовая.doc

— 162.00 Кб (Скачать документ)

Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения должно быть принято двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Только после этого при наличии всех указанных заключений и решения Государственной Думы Совет Федерации двумя третями голосов от общего числа может отрешить Президента от должности.

Однако ни изложенная формулировка ст.93 Конституции, ни многочисленные изменения не исчерпывают еще  всех препон на пути отрешения Президента от должности. Как указано в п.3 ст.93, если в трех месячный срок после выдвижения  Государственной Думой обвинения против Президента решение Советом   Федерации  не  будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным. И это несмотря на заключение Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента признаков Государственной измены или иного тяжкого преступления. Подобного нельзя найти ни в одной Конституции.

Таким образом, вряд ли основания  отрешения Президента от должности, предусмотренные Конституцией 1993 года, можно признать соответствующими требованиям правового Государства, обязательным признаком которого, как сказано в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 24 февраля 1994 года, является то, что «власть связана правом».//13

Федеральный закон «О гарантиях Президенту, прекратившему  исполнение своих полномочий, и членам его семьи» от 12 февраля 2001 года (он не распространяется на Президента отрешенного от должности) устанавливает следующие правовые, социальные и иные гарантии:

  1. пожизненно предоставляется государственная охрана;
  2. сохраняется право на медицинское обслуживание в прежнем порядке (Президенту и членам его семьи);
  3. жизнь и здоровье Президента подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета;
  4. Президент обладает неприкосновенностью, которая распространяется на деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента. Однако он не может быть лишен неприкосновенности в случае возбуждения уголовного дела по факту совершения им тяжкого преступления. Если это деяние  совершено в период исполнения полномочий Президента, то лишение неприкосновенности требует согласия Государственной Думы по представлению Генерального прокурора.
  5. Президент имеет право на ежемесячное пожизненное  денежное содержание в размере 75 процентов месячного денежного вознаграждения  Президента;
  6. Президенту предоставляется в пожизненное пользование  одна из государственных дач; он может бесплатно пользоваться правительственной связью;
  7. Президент имеет право содержать за счет средств федерального бюджета аппарат помощников.

Федеральный закон детально определяет конкретные условия реализации этих гарантий Президенту, прекратившему  исполнение полномочий, и членам его  семьи.//6

 

Заключение

Проанализировав реальный конституционный статус института Президента можно сделать следующие выводы:

1.В России сформулированы основы республики смешанного типа - «полупрезидентской» (президентско-парламентской), при которой Президент избирается всеобщим голосованием.

2. Президент располагает собственными  прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от правительства; наряду с Президентом действует Председатель Правительства и министры, образующие правительство, в определенной мере ответственное перед парламентом.

3. Президент Российской Федерации – это влиятельная, активная политическая сила, которая может и оказывает значительное воздействие на всю систему государственной власти, на внутреннюю и внешнюю политику страны.

4. В конституционно правовом статусе главы государства, в нынешней системе взаимодействия его с правительством имеется достаточный потенциал конфликта за преобладающую роль в определении правительственной политики.

Сегодня необходим не разовый порыв, а размеренная  поступь, цивилизованный подход к сложным проблемам государственного строительства. Последний состоит в том, чтобы позитивные перемены протекали эволюционно, с соответствующей коррекцией и без потрясений. Опыт многих стран убедительно свидетельствует, что при условии соответствующей управляемости, профессионализме и системности перемен возможны более существенные и позитивные результаты преобразований.

Интегрирующая роль большинства  конституционных прерогатив и функций  Президента применительно по всем ветвям власти должна проявиться равномерно без каких-либо изъятий привилегированного отношения, предпочтения одной из них, а это, к сожалению, пока не изжито.

Для того чтобы Россию вывести на путь развития мировой  цивилизации потребуются конкретные действия Президента, Федерального Собрания, законодательные решения, объединяющие усилия всех органов власти, должностных лиц в субъектах Российской Федерации.//4

 

Библиография

Раздел I. Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.(в ред.Федерального Конституционного закона от 30.12.2008г//Российская газета.-1993.-25дек.
  2. Федеральный закон от 21 июля 2005г. №93-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 г.)//Собрание законодательства РФ.-2005.-№30 (ч.1).-ст.3104
  3. Федеральный закон от 10 января 2003 г. №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 19.07.2009 г.)//Собрание законодательства РФ.-2003.-№2.-ст.171
  4. 13.  «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»:Указ Президента РФ от 23 мая 1996г. №763//Собрание законодательства РФ.-1996.-№22.-ст.2663
  5. Указ Президента Российской Федерации от 07.09.2010 г. №1099  «Об утверждении положения о государственных наградах Российской Федерации» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 16.13.2011) //

Раздел II. Специальная литература

  1. Алексеев С.С.Теория права/С.С.Алексеев.-М.:БЕК,1995.-320с.
  2. Введение в избирательное право. Учебное пособие./Ю.А.Веденеев,В.Д.Мостовщиков.-М.:РЦОИТ,2003.-208С.
  3. Веденеев Ю.А.Развитие избирательной системы Российской Федерации: проблемы правовой институализации/Ю.А.Веденеев//Журнал Российского права.-2006.-№6.-С.47-57.
  4. Елисеев Б.В.Институт Президента РФ./Б.В.Елисеев.-М.:Юристъ,1992.-270с.
  5. Комментарий к Федеральному закону «О выборах Президента РФ»/ред.А.А.Вешняков,доктор юрид.наук Е.И.Колюшин,док.юрид.наук В.И.Лысенко.-М.:НОРМА,2000.-608с.
  6. Конституционное право России:учебник /перераб.и допол.Е.И.Козлова,О.Е.Кутафин.-3-е изд.-М.:ЮРИСТЪ,2003.-585с.
  7. Конституционное право РФ, учебные материалы/под ред.Г.А.Жилина/составитель В.В.Калинин.-М.:ИКФ ОМЕГА-Л,2002.-672с.
  8. Конституция США.Политико-правовой комментарий/А.А.Мишин,В.А.Власихин.-М.:1985.-370с.
  9. Котенков А.А.На чем основано право Президента России возвращать принятый Федеральный закон без рассмотрения/А.А.Котенков//Журнал Российского права.-1997.-№11.-С.49-53.
  10. Окуньков Л.А.Вето Президента/Л.А.Котенков//Журнал Российского права.-1998.-№2.-С.11-28.
  11. Окуньков Л.А.Правовые акты Президента:их статус,направленность,содржание //Журнал Российского права.-1997.-№2-С.14-23.
  12. Окуньков Л.А.Президент РФ.Конституция и политическая практика/Л.А.Окуньков.-М.:ИНФА М-Норма,1996.-240с.
  13. Якубов А.Е.Отрешение Президента от должности и уголовное право/А.Е.Якубов// Вестник Московского Университета.-1994.-№5.-С.51-53.

1 Окуньков Л.А.Правовые акты Президента: их статус, направленность, содержание/Л.А.Окуньков//Журнал Российского права.-1997.-№2.-С.14-15.


Информация о работе Правовой статус Президента Российской Федерации