Правовой статус Президента Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:20, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – провести анализ существующего статуса Президента Российской Федерации, основываясь на положениях Конституции Российской Федерации.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
1. Изучение исторических предпосылок и условий становления статуса Президента в Российской Федерации.
2. Рассмотрение процедуры избрания Президента и требований, предъявляемых Конституцией РФ к претендентам на пост главы государства.
3. Рассмотрение и характеристика основных полномочий Президента Российской Федерации согласно Конституции РФ.
4. Рассмотрение условий досрочного прекращения полномочий Президента РФ.

Содержание

Введение 3
Глава I СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТА РФ 5
Глава II ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА РФ 8
Глава III ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗДЕНТА РФ 15
3.1 Правовой статус Президента РФ 15
3.2 Полномочия Президента в области кадровой политики 18
3.3 Право Президентского Вето 21
3.4 Полномочия Президента в области обороны страны и обеспечения ее безопасности 23
3.5 Президент и внешняя политика 25
3.6 Иные полномочия Президента 26
3.7 Правовые акты Президента 27
Глава IV ОСНОВАНИЯ ДОСРОЧНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕТА РФ 31
Заключение 35
Библиография 37

Работа состоит из  1 файл

Конституцин пр курсовая.doc

— 162.00 Кб (Скачать документ)

Совет безопасности является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности.//6

Конкретные полномочия Президента в организации обороны  страны и обеспечения ее безопасности весьма обширны и разнообразны. Конституция  определяет их, как правило, в общем  виде, а дальнейшая конкретизация осуществляется федеральными законами и указами Президента. Управленческие полномочия в обеспечении обороны разделены между Президентом и Правительством.//10

Аппарат Совета Безопасности является самостоятельным подразделением Администрации Президента и имеет  статус главного управления  Президента.//6

Министр обороны и Генеральный штаб напрямую подчиняется Президенту, и решающее слово всегда остается за главой государства. Принцип единоначалия в руководстве  Вооруженными Силами и высокая степень централизации управления в области обороны, безусловно, требуют от главы государства не общего, а конкретного руководства этой сферой.

К полномочиям Президента также относится назначение и  освобождение от должности лиц высшего  командования Вооруженных Сил, присвоение высших воинских званий, принятие указов о призыве граждан на военную службу, утверждение планов гражданской обороны и дислокации Вооруженных Сил.

Президент определяет основные направления реформы в области  обороны и безопасности, концепцию  военного строительства, ставит задачи перед Правительством и другими структурами исполнительной власти по созданию эффективной системы государственного управления обороной и обеспечением военной безопасности.//10

В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президенту предоставлено право вводить на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (ч.2 ст.87 Конституции). С соблюдением последнего условия Президент Российской Федерации уполномочен объявлять на территории России чрезвычайного положения (ст.88).Указы о введении военного, а также чрезвычайного положения подлежат утверждению Советом Федерации.

В случае введения чрезвычайного  положения об этом утверждаются и  информируются ООН, Совет Европы, сопредельные государства.//6

3.5 Президент и внешняя политика

Как глава государства, Президент Российской Федерации обладает широкими полномочиями в внешнеполитической и военной областях. Президент осуществляет руководство внешней политикой; определяет основные ее направления, ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации; подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитируемых при нем дипломатических представителей и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях после консультаций с соответствующими комитетами  или комиссиями палат Федерального Собрания Российской Федерации.

Исходным является положение  Конституции (ст.80), что Президент в установленном Конституцией порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, полномочия раскрываются в основном в ст.86, в которой четко определено, что Президент осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации.

В аппарате, непосредственно  подчиненным Президентом, вопросами  внешней политики занят один из помощников Президента.

В соответствие с Указом Президента Российской Федерацией от 27 декабря 1995 года № 1304 при нем и под его руководством действует Совет по внешней политики. Это консультативный орган, координирующий деятельность всех федеральных ведомств, который реализует внешнеполитический курс, определяемый Президентом. В состав Совета входят по должности, в частности, министры иностранных дел, обороны, главы других ведомств. Меры по реализации внешней политики Российской Федерации в соответствие с Конституцией осуществляет Правительство.

Надо отметить, что  руководство Президента внешней  политикой в значительной степени проводится через Министерство иностранных дел, глава которого, министр иностранных дел, так же в соответствии со сложившейся международной практикой по всем вопросам внешних сношений, как и Президент, представляет Государство по должности.//10

3.6 Иные полномочия Президента

Президент обладает и  иными полномочиями, вытекающими  из его статуса как главы государства. К таким полномочиям относятся  решение вопросов гражданства, предоставления политического убежища; награждение  государственными наградами Российской Федерации, присвоение почетных званий Российской Федерации и высших специальных званий; осуществления помилования.

Указом Президента от 7 сентября 2010 года № 1099 (в редакции Указа Президента РФ от 16 декабря 2011 года № 1631) утверждено положение о государственных наградах Российской Федерации.

Государственными наградами  Российской Федерации являются: звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации; почетные звания Российской Федерации.

Президент издает указы  об учреждении государственных наград; о награждении ими; вручает награды; образует Службу государственных наград Президента; образует Комиссию  по государственным  наградам. Государственных наград могут  быть удостоены граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства.

В системе государственных  наград сохраняются военный орден  Святого Георгия и знак отличия  – Георгиевский Крест, военные ордена Суворова, Ушакова, Кутузова, Александра Невского, Нахимова, Жукова награждение которыми производится за подвиги и отличия в боях по защите Отечества при нападении на Российскую Федерацию внешнего противника.

Конституция отнесла  к полномочиям Президента право  назначения всероссийского референдума . Президент назначает референдум в соответствии с федеральным Конституционным законом, устанавливающим круг субъектов, по инициативе которых Президент может назначить референдум, и порядок назначения.

3.7 Правовые акты Президента

Статья Конституции 90 Российской Федерации предусматривает две разновидности правовых актов, издаваемых Президентом: указы и распоряжения. Указами оформляются обычно решения нормативного характера, то есть те, что содержат общие правила поведения, относятся к неопределенному кругу адресатов и рассчитаны на многократное применения1.

Указы Президенты могут  восполнять пробелы в правовом регулировании  по вопросам, требующим, законодательного решения, при условии, что:

    1. отсутствует соответствующий федеральный закон по данному предмету регулирования;
    2. также указы не противоречат Конституции и Федеральным законам;
    3. их действий во времени ограничено периодом до принятия соответствующих актов законодателем.

В отношении указов Президента в Конституции предусмотрена  их отмена. Соответствие нормативных указов Конституции может быть определено только Конституционным Судом  в порядке конституционного судопроизводства.

В случае признания Судом  Указа (или его отдельных его положений) не соответствующим Конституции Российской Федерации (или его отдельное положение) утрачивает его юридическую силу. Нормативные акты Президента могут быть оспорены в Верховном Суде Российской Федерации, рассматривавшем гражданские дела по первой инстанции.//6

В отличие от указов, распоряжения не должны содержать предписаний, носящих нормативный характер. В идеале они должны издаваться только по оперативным и организационным вопросам.

Правовые акты Президента не подлежат утверждению законодательными органами. Согласно Конституции Российской Федерации, только два вида издаваемых им Указов – о введение чрезвычайного положения – требуют утверждения Советом Федерации (ст.102, ч.1,п. «б» и «в»).

В свою очередь в актах  Президента центральное место занимают положения, имеющие непосредственное отношение к деятельности Правительства.

Как правило, в указах и распоряжениях Президента содержаться поручения Правительству принять соответствующее решение, изыскать источники финансирования, войти с законодательной инициативой в Парламент и т.п. Будучи разновидностью подзаконных актов, указы, тем не менее, находятся на более высокой ступени иерархии нормативных актов, чем акты Правительства, которые издаются на основании и во исполнение Конституции Федеральных законов и нормативных указов Президента.//11

Акты Президента подлежат обязательному опубликованию (кроме  актов или отдельных положений, составляющих государственную тайну или содержащих сведения конфидициального характера). Официальным является опубликование в «Российской газете; Собрании законодательства и Правительства Российской Федерации. Порядок этого опубликования определяется Указом Президента от 23 мая 1996 года «О порядке опубликования и выступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти «с последующими изменениями».//6

Среди многообразия указов достаточно четко прослеживаются следующие  разновидности:

  1. указы исполнительного характера, определяющие порядок практической реализации федеральных законов, они принимаются либо в связи с изданием новых федеральных законов, либо в порядке контроля за их выполнением;
  2. директивные указы. Такие акты состоят преимущественно из поручений Правительству, другим органам исполнительной власти;
    1. погранично-политические указы, издаваемые Президентом в целях реализации возложенных на него обязанностей по определенно основных направлений внутренней и внешней политики (ч.3 ст.80 Конституции). По своему содержанию такие указы представляют собой чаще всего федеральные президентские программы, концепции, доктрины (например, военная доктрина), основные направления развития отдельных отраслей, сфер управления и т.д. В них, как правило, отсутствуют нормативные установления и преобладают программно-политические установки.
  1. нормативные указы, т.е. указы «в собственном смысле», устанавливающие новые самостоятельные юридические нормы под условием не противоречия законам. Содержание этой разновидности представляет главный предмет правовых исследований.

Многие нормоустанавливающие указы приняты Президентом в  соответствии с федеральными законами. На практике содержание значительной части полномочий Президента конкретизируются в текущих законах.

С увеличением числа  федеральных законов границы  нормотворчества Президента чаще всего  сужаются, и многие указы утрачивают силу полностью или частично.

Строго говоря, нормотворческая компетенция Президента не столь обширна и характеризует прежде всего функции исполнительной власти, осуществляемой им. В последние годы многие специалисты обосновано обращают внимание на избыточность указов. Президенту для осуществления инициативной государственной политики вовсе не обязательно издавать сотни указов, которые к тому же нередко не выполняются. Большая политика проявляется в конкретных действиях, зачастую не требующих правового оформления. //12

 

Глава IV ОСНОВАНИЯ ДОСРОЧНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕТА РФ

Чтобы обеспечить непрерывность  осуществления президентской власти, Конституция предусматривает случаи досрочного прекращения полномочий Президента и определяет их последствия (ч.2 и 3 ст.92).

Полномочия Президента досрочно прекращаются в случаях:

1.его отставки;

2.стойкой неспособности  по состоянию здоровья осуществлять  принадлежащие ему полномочия;

3. отречения от должности.

Во всех указанных  случаях обязанности Президента временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Однако исполняющий обязанности не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотра положений Конституции  Российской Федерации. Выборы должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

Ни Конституция, ни текущее  федеральное законодательство не определяют процедуру прекращения полномочий Президента в случае стойкой неспособности  осуществлять полномочия по состоянию здоровья.

В особых случаях временной  неспособности Президента по состоянию  здоровья осуществлять свои полномочия Президент, как показала практика, издает Указ «О временном исполнении обязанностей Президента Российской Федерации».

Порядок досрочного прекращения полномочий Президента в случае его отрешения от должности урегулирован в Конституции (ст.93).

Осуществление ответственных  полномочий, возложенных Конституцией на Президента, требуют достаточно высокого уровня защищенности его статуса  это необходимое условие для того, чтобы решения Президента основывались на высших долгосрочных  государственных интересах России, а не на учете колебаний  в раскладе политических противоборствующих интересов. Отрешение Президента от должности  - высшая форма ответственности Президента. Исходя из статуса главы государства, факта всенародного избрания Президента, порядок его отрешения от должности не может быть упрощенным.//6

Практически же и при  государственной измене или совершении иного тяжкого преступления на пути отрешения Президента от должности поставлено столько барьеров, что осуществить такое отрешение почти невозможно. Согласно ст.93 Конституции 1993 года, выдвижение обвинения в отношении Президента возможно по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы  и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой. Затем необходимо заключение Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключения Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Следует отметить, что в соответствии со ст.121 ранее действовавшей Конституции необходимо было лишь заключение Конституционного Суда Российской Федерации о наличии основания для отрешения Президента от должности.

Информация о работе Правовой статус Президента Российской Федерации