Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 15:01, курсовая работа
Основные нормы и правила пересечения границ. Понятие и содержание туристских формальностей. Роль Всемирной туристской организации в их унификации и упрощении. Законодательные нормы и порядок исполнения различных видов туристских формальностей – паспортных, визовых, таможенных, валютных, санитарных. Опыт европейских стран в создании единого туристского пространства.
Введение 3
1. Правовые нормы, регулирующие международную туристскую деятельность 4
1.1. Понятие и виды туристских формальностей 4
1.2. Роль Всемирной туристской организации (ВТО) в упрощении туристских
формальностей 6
1.3. Правовой режим страны и международное право 8
2. Содержание различных видов туристских формальностей,
выполняемых при пересечении границ 12
2.1. Паспортные формальности и визовые правила 12
2.2. Единое туристское пространство в Европе (Шенгенское соглашение) 18
2.3. Санитарно-эпидемиологические правила и страхование
в международных путешествиях 22
Заключение 27
Список литературы
Новосибирский
Государственный Технический
по предмету: «Правовое обеспечение социально-культурного сервиса и туризма»
тема:
«Правовые условия пересечения
государственных границ
физическими лицами
– потребителями социально-культурных
услуг»
Новосибирск
2010
Содержание работы
Введение
1. Правовые нормы, регулирующие международную туристскую деятельность 4
1.1. Понятие
и виды туристских формальностей
1.2. Роль Всемирной туристской организации (ВТО) в упрощении туристских
формальностей
1.3. Правовой режим страны и международное право 8
2. Содержание различных видов туристских формальностей,
выполняемых при пересечении границ
2.1. Паспортные формальности и визовые правила 12
2.2. Единое туристское пространство в Европе (Шенгенское соглашение) 18
2.3. Санитарно-эпидемиологические
правила и страхование
в международных путешествиях
Заключение
Список
литературы
Введение
Потребители социально-культурных услуг в большинстве стран мира широко используют международный туризм как вид отдыха. Этот процесс охватывает поездки путешествующих лиц с туристскими целями за пределы страны постоянного жительства. Пересечение государственных границ требует от туриста соблюдения определенных правовых норм. И в стране отправления, и в стране назначения турист и его багаж являются объектами таможенного контроля. Таким образом, на развитие международного туризма значительное влияние оказывают таможенные системы разных государств. Таможенное законодательство может как способствовать развитию международной туристской деятельности, так и сдерживать ее путем усложнения различных туристских формальностей.
Под туристскими формальностями принято понимать процедуры, связанные с соблюдением туристами, лицами, пересекающими государственную границу, определенных условий, правил и требований, установленные государственными органами страны въезда и пребывания. Туристские формальности можно условно разделить на два основных блока, относящиеся к самому туристу и к деятельности турфирмы. В работе будет подробно рассмотрен первый блок формальностей.
Многие из этих процедур не способствуют росту туристских путешествий: сложная процедура оформления выездных документов, нарушение установленных сроков их рассмотрения или произвольное отклонение, чрезмерно высокий сбор; в сфере валютного контроля — введение жестких ограничений на обмен валюты, от которого зависит уровень потребления товаров и услуг туристами. Необходимость заполнения таможенных деклараций и проведение таможенных досмотров также могут выступать в качестве сдерживающего начала и привести к сокращению туристских поездок.
Гаагская декларация по туризму 1989 г. определила, что государствам и туристской индустрии следует принять эффективные меры по упрощению туристских формальностей и таможенных процедур относительно паспортов, виз, медицинского и валютного контроля при совершении путешествий, поездок и пребывании [2, принцип VI]. Туристские формальности должны быть направлены на устранение препятствий при совершении путешествия, облегчение условий посещения туристами других стран и регионов. Для каждой страны, и особенно для России, в которой поток выездного туризма в несколько раз превышает въездной, эти проблемы имеют большое политическое и экономическое значение, что подтверждает актуальность темы курсовой работы.
Объектом исследования в работе является правовое регулирование пересечения государственных границ физическими лицами, в первую очередь, туристами во время международных поездок.
Предмет исследования – законодательные нормы и правовые условия, регламентирующие такой аспект международной туристской деятельности как пересечение границ туристами.
Цель работы состоит в изучении принципов и норм правового регулирования пересечения государственных границ потребителями социально-культурных услуг.
Для анализа поставленных проблем в работе рассмотрены основные нормы и правила пересечения границ, понятие и содержание туристских формальностей, роль Всемирной туристской организации в их унификации и упрощении (глава 1); изложены законодательные нормы и порядок исполнения различных видов туристских формальностей – паспортных, визовых, таможенных, валютных, санитарных, а также рассмотрен опыт европейских стран в создании единого туристского пространства (глава 2).
При
выполнении работы использована научная
и учебная литература, публикации в периодических
изданиях, энциклопедические данные, материалы
специализированных Интернет-сайтов.
1. Правовые нормы, регулирующие международную туристскую деятельность
1.1. Понятие и виды туристских формальностей
Пересечение государственной границы для туристов связано с определенными формальностями: оформлением заграничных паспортов и виз, прохождением таможенных процедур, валютным и медицинским контролем. Эти правила вводятся государством в целях борьбы с незаконной миграцией, международным терроризмом, торговлей наркотиками, проституцией и т.д. и обеспечивают установленный порядок въезда в страну и выезда из нее. Специальные службы проверяют соблюдение путешествующими лицами паспортно-визового режима, требований о вакцинации (прививках), правил и условий провоза через границу вещей, товаров, валютных средств и проведения операций по обмену валюты [1, c17-`18]. Помимо этого, существует еще целый ряд иных, менее известных условий и правил международного туризма, которые предусмотрены законодательством в интересах государственной и общественной безопасности и защиты как путешествующих лиц, так и окружающей среды.
Таким
образом, туристские формальности - это
введенные законодательством
Правовые нормы, которые обязан выполнять турист, подразделяются на несколько больших разделов и включают: заграничные паспорта, визы, таможенные правила, валютный контроль и порядок обмена валюты, санитарные правила, режим въезда-выезда, особенности пребывания и передвижения иностранных туристов в стране, иммиграционные правила и некоторые другие процедуры. В международном туризме принято различать полицейские и санитарные формальности [17, с.387]. При этом под полицейскими формальностями понимаются процедуры, связанные с проверкой соблюдения лицами, пересекающими государственную границу, установленного паспортно-визового режима. Осуществление этого вида контроля возложено на соответствующие службы в аэропортах, на железных и шоссейных дорогах, морских и речных вокзалах (в России данный контроль осуществляется Федеральной пограничной службой). Под санитарными (медицинскими) формальностями понимаются процедуры, связанные с проверкой соблюдения лицами, пересекающими государственную границу, и их животными (если таковые имеются) установленных требований о вакцинации (прививках). Контроль соблюдения формальностей осуществляется специальными санитарными службами в пограничных пунктах, используемых для въезда и выезда из страны. Госсанэпиднадзор в пограничной службе осуществляется отделом государственного санитарно - эпидемиологического надзора Военно-медицинского управления ФПС России и военно-медицинскими учреждениями санитарно-эпидемиологического профиля Пограничной службы, входящими, в соответствии с санитарным законодательством, в систему государственной санитарно-эпидемиологической службы [9].
Правовую базу, регламентирующую туристские формальности, составляют две группы нормативных правовых актов [2, с. 103]: I группа - законы и подзаконные акты Российской Федерации; II группа - международные нормативные правовые акты. К первой группе относятся Федеральные законы «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» [11] «О Государственной границе Российской Федерации» «О валютном регулировании и валютном контроле», Таможенный кодекс РФ [16] и др. Во вторую группу входят Манильская и Гаагская декларация по туризму [3], международные медико-санитарные правила, принятые Всемирной организацией здравоохранения, документы Генеральной ассамблеи ВТО [4].
Таким
образом, туристские формальности устанавливаются
только законными, конституционными властями
государства. При их введении в нормативном
акте обязательно присутствуют слова:
"Исходя из закрепленного в Конституции...,
В соответствии с Законом..., Руководствуясь
постановлением Правительства..." [8,
глава 1]. Важность туристских формальностей
и необходимость их упорядочения и упрощения
признается всеми странами, развивающими
международный туризм.
1.2. Роль и значение Всемирной туристской организации (ВТО) в упрощении туристских формальностей
Всемирная туристская организация (ВТО) — межправительственная организация, в которую в настоящее время входят 150 стран - действительных членов (данные 2006 г); 5 территорий - ассоциированных членов, а также более 400 присоединившихся членов (членов Делового Совета ВТО) [5]. История создания ВТО начинается с 1925 г., когда Лига наций сделала первую попытку дать официальное определение понятия «турист». Долгие годы организация официально называлась Международным союзом официальных туристских организаций и не входила в систему специализированных органов ООН. По инициативе Экономического и социального совета ООН 2 января 1975 г. ВТО получила официальный статус специализированного органа ООН и свое нынешнее наименование [12]. Устав ВТО был принят 27 сентября 1975 г. Начиная с 1980 г. эта дата отмечается как Всемирный день туризма. Штаб-квартира ВТО находится в столице Испании – Мадриде [18].
Главной составляющей работы ВТО является регулирование туризма в рамках не только отдельно взятой страны и соседних с ней государств, но и мирового сообщества в целом. Цель ВТО - способствовать развитию туризма как основного фактора обеспечения международного мира и взаимопонимания, мировой торговли и укреплению мирохозяйственных связей между государствами. Важными направлениями деятельности ВТО являются упрощение туристского обмена и формальностей; определение и согласование законодательного порядка регулирования туризма, в том числе при возникновении чрезвычайных обстоятельств (эпидемий, стихийных бедствий и др.); помощь в разработке государственной политики в области установления рационального взаимодействия между сторонами, участвующими в туризме.
Деятельность ВТО, направленная на унификацию и упрощение правового регламентирования международной туристской деятельности, осуществляется по нескольким направлениям:
- сотрудничество в целях развития туризма, рекомендации и помощь правительствам по широкому кругу вопросов;
- организация системы образования и профессиональной подготовки в области туризма;
- меры по охране здоровья туристов и их безопасности;
- статистика,
экономический анализ и
1.3. Правовой режим страны и международное право