Пределы действия нормативно-правового акта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 17:33, курсовая работа

Описание

Объектом исследования в данной работе является право как социальное явление. Предмет исследование – источники права, как форма его выражения.
В данной работе автор ставит перед собой цель рассмотреть такую правовую категорию как источники права. В связи с этим перед автором стоят следующие задачи:
- дать понятие источников права, показать соотношение понятий «источник права» и «форма права» в юридической литературе, определить виды источников права;
- рассмотреть содержание понятия и определить признаки нормативно-правового акта, как основного вида источника права российской правовой системы; провести классификацию нормативно-правовых актов; отдельно изучить сущность, признаки и виды законов, занимающих главное место в системе нормативно-правовых актов;

Содержание

Введение…………………………………………………………… 3

1. Понятие источников права и их виды………………………… 5
1.1. Соотношение понятий «источник права» и «форма права» в юридической науке………………………………………….. 5
1.2. Виды источников права………………………………… 10
Нормативно-правовой акт как важнейший источник российской правовой системы: понятие, виды………………………………………….. 16
2.1. Понятие и признаки нормативно-правового акта…….. 16
2.2. Виды нормативно-правовых актов……………………. 19
Понятие, признаки и виды законов…………………… 21
Пределы действия нормативно-правового акта…………….. 28
3.1. Предметное действие нормативно-правовых актов… 28
3.2. Действие нормативно-правовых актов во времени…. 28
3.3. Действие нормативных актов в пространстве……… 31
3.4. Действие нормативного акта по кругу лиц…………… 32

Заключение……………………………………………………….. 34

Список использованных источников и литературы……………

Работа состоит из  1 файл

Источники (форма) права.doc

— 196.50 Кб (Скачать документ)

1.2. Виды источников права

Исследователи теории права выделяют следующие  основные виды форм права.

  1. Правовой обычай

Исторически Правовой обычай был первым источником права, регулировавшим отношения в период становления государства. Под обычаем понимается правило поведения, сложившееся на основе постоянного и единообразного повторения данных фактических отношений. Обычаи — требования, подкрепленные длительной традицией. Правовым обычай становится после того, как получает официальное одобрение государства.

Природа правового обычая характеризуется  следующими особенностями. Он, как правило, носит локальный характер, т.е. применяется в рамках сравнительно небольших общественных групп людей. Юридические обычаи часто тесно связаны с религией. К основным чертам правового обычая и обычного права в целом относятся: стихийность и спонтанность возникновения; ритуальность; казуистичность; традиционность.

Правовой  обычай отличается определенностью  правила, непрерывным и единообразным характером его соблюдения. Нормы правового обычая нередко выражаются в пословицах, поговорках, афоризмах, обрядах.

Правовые  обычаи — не архаичное явление. Правовые обычаи широко применяются при регулировании общественных отношений в государствах Африки, Азии, Латинской Америки. Отдельные обычаи, вошедшие в древние законы той или иной страны, действуют без изменений до сих пор.

Правовой  обычай — обычай, применение которого обеспечивается санкцией государства. Его следует отличать от обычая, представляющего собой моральную норму, религиозное правило, нравы. Санкционирование обычая может осуществляться путем восприятия его судебной, арбитражной или административной практикой. Решение государственного органа, в котором применен обычай, признается соответствующим государством и может быть принудительно исполнено.

Государство к различным обычаям относится  по-разному: одни запрещает, другие одобряет и развивает. Российское законодательство допускает и признает использование в юридической практике обычаев. Государство санкционирует путем отсылки лишь те обычаи, которые не противоречат, согласуются с его политикой, с нравственными основами сложившегося образа жизни. Обычаи, противоречащие государственно властвующей политике, общечеловеческой морали, как правило, запрещаются законом. Роль обычая в различных отраслях права неодинакова. В конституционном праве сфера его действия ограничена. Обычай как один из источников формирования конституционных норм играет роль при установлении правовых символов, праздничных дней. Согласно мировой парламентской практике первое заседание парламента (или его палаты) нового созыва открывает старейший по возрасту депутат. Ныне эта норма права, возникшая на основе обычая уважения старших, зафиксирована применительно к работе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (ч. 3 ст. 99 Конституции РФ).11

В гражданском, семейном, торговом, земельном праве роль обычая более значительна. В частности, в ч. 1 ст. 130 Кодекса торгового мореплавания РФ установлено, что срок, в течение которого перевозчик предоставляет судно для погрузки груза и держит его под погрузкой без дополнительных к фрахту платежей (сталийное время), определяется соглашением сторон, при отсутствии такого соглашения сроками, обычно принятыми в порту погрузки.12

В ст. 5 Гражданского кодекса РФ установлено: «Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано оно в каком-либо документе». 13

2. Правовой прецедент 

Прецедентом является такое юридически значимое поведение власти, которое имело место хотя бы один только раз, но может служить примером для последующего поведения этой власти. Иными словами, правовой прецедент – это решение юрисдикционных и административных органов по конкретному делу, которое впоследствии принимается за общее обязательное правило при разрешении всех аналогичных дел.14

При этом обязательным для правоприменителей  является не все решение или приговор, а только суть правовой  позиции властного органа, на основе которой выносится решение. Прецедент — норма права, сформулированная в конкретном судебном или административном решении, доминирует в странах англосаксонского права (Англия, США, Канада, Австралия и др.).

Различают судебный и административный прецедент.

При прецедентной форме права судебные (а иногда и административные) органы фактически обладают властью создавать новые правовые нормы. При прецедентной форме право неизбежно отличается крайней сложностью и запутанностью, что, безусловно, может облегчать произвол со стороны недобросовестных должностных лиц.

  1. Правоположения

Правоположения — концентрированное выражение юридической практики. В силу этого они в состоянии компенсировать естественное отставание норм права от динамики общественных отношений, могут устранять противоречия между относительным «консерватизмом» права и изменчивостью общественной жизни. В конечном счете разумное использование правоположений обеспечивает стабильность правопорядка, укрепляет законность, придает устойчивость проводимой государством политике. К ним можно отнести обобщающие акты толкования Конституционного, Верховного и Арбитражного судов России.

Частично  судебная практика в России фактически всегда являлась и является поныне источником действующего права.

Противники  признания судебной практики в качестве источника права выдвигают следующие аргументы.

Первый состоит  в том, что суды призваны применять  право, а не творить его. Второй аргумент заключается в том, что придание судам правотворческих функций противоречит принципу разделения властей.

4. Юридическая наука (правовая доктрина)

Юридическая наука на определенных этапах развития права тоже служит его формой. Так, наиболее выдающимся римским юристам предоставлялось право давать разъяснения, обязательные в дальнейшем для судов. Однако не следует полагать, что этот источник права ушел в небытие. В настоящее время продолжает выступать в качестве формы права мусульманско-правовая доктрина, что подтверждается законодательством арабских стран.

В российском государстве юридическая наука  играет большую роль для развития правовой практики, совершенствования законодательства, правильного толкования закона, но официальным источником права не признается. Никогда судебные и административные акты не используют ссылки на труды ученых-правоведов. Мировой опыт свидетельствует, что значение правовой доктрины как формального источника права падает, но ее роль в качестве неформального элемента правообразования и правореализации растет.

Роль  правовой доктрины как жизненного источника  права проявляется в том, что она создает понятия и конструкции, которыми пользуется правотворческий орган. Именно юридическая наука вырабатывает приемы и методы установления, толкования и реализации права. К тому же сами творцы права не могут быть свободны от влияния правовых доктрин: более или менее осознанно, но им приходится становиться на сторону той или иной юридической концепции, воспринимать ее предложения и рекомендации.15

  1. Договоры нормативного содержания

Договоры  нормативного содержания — это совместные юридические акты, выражающие взаимное изъявление воли правотворческих органов, встречное принятие на себя каждым из них юридических обязанностей. Это такие документы, в которых содержится волеизъявление сторон по поводу прав и обязанностей, устанавливается их круг и последовательность, а также закрепляется добровольное согласие выполнять принятые обязательства.

Для признания договора источником права требуется, чтобы он содержал юридические нормы. К этой группе источников права относятся договоры о разграничении предметов ведения, о взаимном делегировании полномочий между федеральным центром и регионами, о сотрудничестве между субъектами Федерации.

В области трудового  права значительную роль продолжает играть коллективный договор между администрацией предприятия и комитетом профсоюза, представляющим коллектив работников предприятия. Договорное право — юридический фундамент системы свободного предпринимательства.

В качестве основной формы права выступает  договор в международном праве. Международный договор — это явно выраженное соглашение между государствами и другими субъектами международного права, заключенное по вопросам, имеющим для них общий интерес, и призванное регулировать их взаимоотношения путем создания взаимных прав и обязанностей. Договоры, соглашения, пакты, конвенции, принципы и нормы международного права признаются законами и обычаями многих государств, составной частью их правовой системы, т.е. формой внутригосударственного права. Этот принцип воспринят и Конституцией России (ст. 15).

Таким образом, в теории права до сих пор нет  общепринятого определения понятия  источника права. Определение понятие  источник права в теории юриспруденции различается в зависимости от типа правопонимания исследователя.  Другой теоретической проблемой является соотношение понятий «источник права» и «форма права». Чаще всего эти понятия отождествляются, но иногда они рассматриваются как полностью несовпадающие. При этом говориться, что если понятие «форма права» показывает, как организовано и выражено вовне содержание права, то понятие «источник права» охватывает истоки формирования права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения. Но при всем этом принято выделять определенные виды форм права: правовой обычай,  правовой прецедент, правоположения, юридическая наука, договоры нормативного содержания, нормативно-правовой акт.

 

 

 

 

 

  1. Нормативно-правовой акт как важнейший источник российской правовой системы: понятие, виды

2.1. Понятие  и признаки нормативно-правового  акта

Нормативно-правовые акты являются наиболее совершенной формой современного права, которые создают основу для четкости и стабильности правового регулирования, укрепления законности, доступности и обозримости правовых предписаний.16

Нормативные правовые акты — основной источник права  не только в Российской Федерации. Они  стали таковыми в настоящее время во многих правовых системах мира, даже там, где исторически господствовали правовой обычай и судебный (административный) прецедент.17  Их большой удельный вес по сравнению с другими формами связан прежде всего с повышением роли государства в регулировании общественно значимых отношений. Кроме того, их широкому использованию способствуют такие качества, как способность централизованно регулировать различные отношения, быстро реагировать на изменения потребностей общественного развития, четкость и доступность изложения выраженных в нем предписаний. Документально-письменная форма нормативно-правовых актов позволяет непосредственно и оперативно знакомить с их содержанием население.

Нормативно-правовые акты следует отличать от иных формально  схожих (но не правовых) актов, содержащих типичные нормативные предписания, выраженные в документально-письменной форме (уставы политических партий, разнообразные акты общественно-политических движений и общественных организаций, инструкции по пользованию электронной техникой, бытовыми приборами и т.д.). Эти отличительные признаки нормативно-правового акта выражаются в следующем:

1) нормативно-правовые  акты исходят от государства,  выражают сбалансированную государственную  волю. При этом они являются  результатом правотворческой деятельности  не всяких, а лишь компетентных (уполномоченных на то законом) государственных органов. Принимать такого рода акты могут и иные, негосударственные организации (акционерные общества, профсоюзы и т.д.), но лишь с ведома (предварительного или последующего санкционирования) государства;

2)  их основное  содержание составляют типичные нормативные предписания, обладающие определенной юридической силой и устанавливающие единый, государственно-властный порядок регулирования социально значимых отношений, ограниченный во времени, в пространстве и по кругу адресатов;

3)  они имеют  строго определенную документально-письменную  форму (закон, указ, постановление  и т.д.). Это официальные акты-документы, имеющие установленные символы и реквизиты: вид акта, наименование принявшего его органа, заголовок, дату принятия акта, номер акта, сведения о должностном лице, подписавшем акт. Их содержание должным образом структурировано и излагается стилем документов с использованием специальной и общепризнанной терминологии. Каждый нормативно-правовой акт непременно должен иметь все реквизиты. Исключение делается лишь в отношении заголовка. Официальные реквизиты нормативно-правового акта выполняют несколько функций. Во-первых, они индивидуализируют нормативный акт, выделяют его из совокупности других нормативно-правовых актов. Во-вторых, официальные реквизиты содержат необходимую информацию об органе, принявшем акт. В-третьих, официальные реквизиты удостоверяют подлинность нормативно-правового акта, содержат все необходимые сведения о том, что правотворческий орган действительно выразил свою волю подобным образом;

  1. нормативно-правовые акты принимаются и осуществляются в юридически урегулированном процедурно-процессуальном порядке,
  2. они имеют временные, пространственные и субъектные пределы действия,

6) их реализация  обеспечивается комплексом мер государственного воздействия (экономическими, организационными, принудительными и т.д.).

Информация о работе Пределы действия нормативно-правового акта