Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 17:33, курсовая работа
Объектом исследования в данной работе является право как социальное явление. Предмет исследование – источники права, как форма его выражения.
В данной работе автор ставит перед собой цель рассмотреть такую правовую категорию как источники права. В связи с этим перед автором стоят следующие задачи:
- дать понятие источников права, показать соотношение понятий «источник права» и «форма права» в юридической литературе, определить виды источников права;
- рассмотреть содержание понятия и определить признаки нормативно-правового акта, как основного вида источника права российской правовой системы; провести классификацию нормативно-правовых актов; отдельно изучить сущность, признаки и виды законов, занимающих главное место в системе нормативно-правовых актов;
Введение…………………………………………………………… 3
1. Понятие источников права и их виды………………………… 5
1.1. Соотношение понятий «источник права» и «форма права» в юридической науке………………………………………….. 5
1.2. Виды источников права………………………………… 10
Нормативно-правовой акт как важнейший источник российской правовой системы: понятие, виды………………………………………….. 16
2.1. Понятие и признаки нормативно-правового акта…….. 16
2.2. Виды нормативно-правовых актов……………………. 19
Понятие, признаки и виды законов…………………… 21
Пределы действия нормативно-правового акта…………….. 28
3.1. Предметное действие нормативно-правовых актов… 28
3.2. Действие нормативно-правовых актов во времени…. 28
3.3. Действие нормативных актов в пространстве……… 31
3.4. Действие нормативного акта по кругу лиц…………… 32
Заключение……………………………………………………….. 34
Список использованных источников и литературы……………
Законы субъектов
РФ являются актами высшей юридической
силы
Действующие законы,
в том числе и конституции
республик и уставы субъектов
РФ, не могут противоречить Конституци
Будучи актом высшей юридической силы, закон должен возводить в качестве общеобязательных требований подлинное право и служить образцом нормативно-правового регулирования общественных отношений для органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.27
От закона следует
отличать подзаконный нормативно-
В российской правовой практике соотношение закона и подзаконного нормативно-правового акта нередко приводит к противоречиям. Например, правительственные акты часто возникают не в русле закона, но в русле указов Президента. Доминирует тенденция подмены законов подзаконными нормативными правовыми актами, которые приобретают самодовлеющее значение, как бы «смещая» закон в сторону. Все это приводит к падению престижа закона.28
Однако чревата
негативными последствиями и
другая крайность – явный «
Таким образом, нормативно-правовые акты в настоящее время являются наиболее совершенной формой современного права и основным источником не только российского права. Нормативно-правовые акты обладают рядом признаков, отличающих их от иных формально схожих (но не правовых) актов.
Нормативные правовые акты принято классифицировать по нескольким основаниям: по сфере действия (акты внешнего и акты внутреннего действия), по принимающих их субъектам (акты референдума, органов государственной власти, Президента, органов управления и т.д.), по сроку действия (акты неопределенно длительного действия и временные акты), по юридической силе (законы и подзаконные акты). При этом законы занимают главное место в системе нормативно-правовых актов, в связи с чем обладают рядом признаков, отличающих их от других нормативно-правовых актов. Ведущее место среди законов занимает основной закон государства – конституция.
Все нормативные акты имеют определенные ограничения (пределы) своего существования и действия. Проблема пределов действия нормативных актов имеет непосредственное значение для практики. Она включает в себя четыре вопроса: на какие общественные отношения данный акт распространяется (предметное действие); с какого времени и по какое время нормативный акт имеет юридическую силу (действие во времени); на какую территорию он распространяет свое регулирующее влияние (действие в пространстве); каковы его адресаты (действие по кругу лиц).
3.1. Предметное действие нормативно-правовых актов
Нормативные акты регулируют разные по своему характеру отношения. При этом, например, акты, рассчитанные на регулирование имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений, не имеют силы в отношениях между государственными органами, и наоборот. Только в качестве исключения (в ситуации так называемого субсидиарного применения права) нормы одной отрасли могут распространить свое действие на отношения, регулируемые нормативными актами другой отрасли права.
В предмет правового регулирования входят волевые общественные отношения, что исключает действие актов в отношении событий или других состояний, в которых не может участвовать воля человека. Такого рода обстоятельства могут выступать только в качестве юридических фактов, т.е. закон может связать с ними наступление юридических последствий, но повлиять на их ход нормы права бессильны.
3.2. Действие нормативно-правовых актов во времени
Действие
нормативно-правового акта во времени
связано с вступлением
В соответствии с Федеральным законом на территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.
Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации.
Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия.
Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.
Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».
Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.
Постановления и распоряжения правительства, носящие нормативный характер, приобретают силу с того срока, который в них указан. Если же такое указание отсутствует, то с момента их принятия. Такой порядок установлен в большинстве государств, хотя могут быть и иные правила.
Нормативные акты центральных ведомств вводятся в действие с момента их принятия или по получении адресатами.
Существует
три способа прекращения
Из общих правил действия нормативных актов во времени есть два исключения. Иногда отмененные акты продолжают как бы регулировать существующие отношения, так как необходим определенный срок для их приведения в соответствие с новым законодательством. Это так называемое переживание нормативного акта. И, наоборот, иногда вновь принятый нормативный акт (в виде исключения) распространяет свое действие на отношения, которые возникли до вступления его в юридическую силу. Это обратная сила закона. Обратная сила закона придается только законодателем. Произвол в этом деле недопустим. По общему правилу обратную силу приобретает закон, устраняющий наказуемость деяния или смягчающий наказание.33
3.3. Действие нормативных актов в пространстве
Действие
нормативных актов в
3.4. Действие нормативного акта по кругу лиц
Действие по кругу лиц означает по общему правилу распространение нормативных требований на всех адресатов в рамках территориальной сферы действия того или иного акта. Но из данного правила есть три исключения.
Во-первых, главы государств и правительств, сотрудники дипломатических и консульских представительств и некоторые другие иностранные граждане пользуются правом экстерриториальности (наделены дипломатическим иммунитетом), и, следовательно, к ним не могут быть применены меры ответственности и меры государственного принуждения за нарушение уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях.
Во-вторых, проживающие на территории государства иностранные лица и лица без гражданства, хотя и пользуются широким кругом прав и свобод наряду с гражданами, в некоторых правоотношениях не могут выступать носителями прав. Они не могут, например, избирать и быть избранными в органы государственной власти, в судьи; не могут состоять на службе в вооруженных силах и органах внутренних дел.
В-третьих, некоторые нормативные акты, например предусматривающие уголовную ответственность, распространяются на граждан независимо от места их нахождения и независимо от того, понесли они уже наказание по нормам иностранного законодательства или нет.
Адресатами нормативных актов могут быть все граждане или определенные группы населения, все должностные лица или отдельные их категории.
Таким образом, все нормативные акты имеют определенные пределы своего существования и действия. Пределы действия нормативных актов определяются: а) предметом правового регулирования, т.е. теми отношениями, которые они регулируют; б) временем действия нормативно-правового акта; в) действием нормативного акта в пространстве, т.е. определенной территорией, в пределах которой действует данный акт; г) кругом лиц, на который данный нормативный акт распространяется.
Происходящие в современном мире всеохватывающие глобализационные процессы ставят новые актуальные задачи перед наукой теории права и государства. Одной из доминирующих объективных закономерностей развития права в нынешних условиях является постоянное сближение содержания правового регулирования и внешних форм его выражения в отдельных государствах мира. При этом особенно нуждается в унификации, обновлении и пополнении понятийно-терминологический аппарат юриспруденции с учетом постоянно меняющихся условий социально-политической действительности. Однако в теории государства и права до сих пор нет единого понимания источника права, а также существует проблема соотношения понятий «источник права» и «форма права».
В правоведении различают материальные, идеальные и юридические источники права. Результат осознания объективных потребностей общественного развития посредством ряда правотворческих процедур получает выражение в юридических актах, которые являются юридическим источником права. В связи с этим право представляется как система общеобязательных правил поведения, объективированных в различного рода актах и иных доступных для восприятия источниках. В настоящее время в качестве источников права выступают правовой обычай, правовой прецедент, договор с нормативным содержанием, нормативно-правовой акт. Нормативно-правовые акты являются основным источником в романо-германской правовой системе, к которой относится и российская правовая система. Нормативно-правовые акты представляют собой форму современного права, способную централизованно регулировать различные отношения, быстро реагировать на изменения потребностей общественного развития, имеющую четкое и доступное изложение правовых предписаний.
Информация о работе Пределы действия нормативно-правового акта