Пределы действия нормативно-правового акта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 17:33, курсовая работа

Описание

Объектом исследования в данной работе является право как социальное явление. Предмет исследование – источники права, как форма его выражения.
В данной работе автор ставит перед собой цель рассмотреть такую правовую категорию как источники права. В связи с этим перед автором стоят следующие задачи:
- дать понятие источников права, показать соотношение понятий «источник права» и «форма права» в юридической литературе, определить виды источников права;
- рассмотреть содержание понятия и определить признаки нормативно-правового акта, как основного вида источника права российской правовой системы; провести классификацию нормативно-правовых актов; отдельно изучить сущность, признаки и виды законов, занимающих главное место в системе нормативно-правовых актов;

Содержание

Введение…………………………………………………………… 3

1. Понятие источников права и их виды………………………… 5
1.1. Соотношение понятий «источник права» и «форма права» в юридической науке………………………………………….. 5
1.2. Виды источников права………………………………… 10
Нормативно-правовой акт как важнейший источник российской правовой системы: понятие, виды………………………………………….. 16
2.1. Понятие и признаки нормативно-правового акта…….. 16
2.2. Виды нормативно-правовых актов……………………. 19
Понятие, признаки и виды законов…………………… 21
Пределы действия нормативно-правового акта…………….. 28
3.1. Предметное действие нормативно-правовых актов… 28
3.2. Действие нормативно-правовых актов во времени…. 28
3.3. Действие нормативных актов в пространстве……… 31
3.4. Действие нормативного акта по кругу лиц…………… 32

Заключение……………………………………………………….. 34

Список использованных источников и литературы……………

Работа состоит из  1 файл

Источники (форма) права.doc

— 196.50 Кб (Скачать документ)

Нормативно-правовые акты не следует отождествлять не только с нормативными, но и с  иными правовыми (правоприменительными (индивидуальными) и интерпретационными) актами, имеющими свою видовую специфику.

Правоприменительные акты — это акты государственных  органов, негосударственных организаций, должностных лиц, выражающие решение по конкретному юридическому делу (приговор или решение суда, приказ руководителя предприятия или учреждения и др.). Если нормативно-правовой акт направлен на регулирование наиболее типичных, массовых отношений, то акты применения права регулируют конкретные жизненные ситуации, единичные случаи. Нормативно-правовой акт рассчитан на неопределенно большое количество ситуаций, применяться он может бесчисленное множество раз при наличии необходимых для этого предпосылок, а акт применения права рассчитан на однократную реализацию. Кроме того, нормативно-правовой акт не персонифицирован, адресован неопределенно большому числу людей, попавших в типичную жизненную ситуацию, акт применения имеет конкретного адресата.

В отличие от нормативно-правового интерпретационный  акт (акт толкования) вообще не содержит норм права. Выполняя вспомогательные функции, он лишь разъясняет смысл и содержание нормативных предписаний, обслуживает нормативный акт. Примером актов нормативного толкования могут служить постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, разъясняющие судам, как нужно понимать и применять ту или иную норму Конституции РФ и федеральных законов. В частности, названными органами 1 июля 1996 г. было принято постановление «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в котором были даны разъяснения положений ГК РФ, вызвавших определенные затруднения в процессе их толкования судебными органами.18

В итоге нормативно-правовой акт можно определить как изданный в особом порядке официальный  акт-документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права.19

Можно привести и другое определение нормативно-правового  акта. Нормативно-правовой акт представляет собой письменный документ, с помощью которого правотворческий орган в пределах своей компетенции вносит изменения в систему действующих норм права путем принятия новых норм права или решения, направленного на отмену устаревших актов.20

2.2. Виды нормативно-правовых  актов

Все нормативно-правовые акты функционируют как единая система, которая характеризуется согласованностью, взаимодействием, иерархичностью, специализацией и дифференциацией по отраслям и институтам.

Нормативные правовые акты целесообразно классифицировать по нескольким основаниям.

По сфере действия выделяются акты внешнего и акты внутреннего действия. Акты внешнего действия охватывают всех субъектов, кому они адресованы — организации и лиц, независимо от их трудовой и служебной деятельности. Это, например, Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 г.21 Нормативные правовые акты внутреннего действия касаются только субъектов, входящих в состав определенного министерства (ведомства), организации или проживающих на той или иной территории. Причем такие акты могут приниматься не только министерствами и нижестоящими субъектами правотворчества, но и высшими органами власти и управления. Примером может служить Федеральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21 июля 1997 г.22

Актами внутреннего действия являются также многочисленные локальные предписания, разрабатываемые и принимаемые предприятиями, учреждениями и действующими в их рамках; предписания, применяемые только на определенной территории (область, край, районы Крайнего Севера и т.д.).

По субъектам, издающим (принимающим) нормативные правовые акты, последние подразделяются на акты: референдума, органов государственной власти, Президента, органов управления, должностных лиц государственных и негосударственных организаций. При этом следует иметь в виду акты, принятые одним органом, и акты, разработанные и принятые совместно несколькими государственными органами.

Последний вид нормативных  правовых актов принимается по вопросам общего ведения, совместной деятельности. Таковы совместные приказы Министерства внутренних дел и Федеральной службы безопасности по борьбе с преступностью, особенно с организованными ее формами, совместные приказы Министерства внутренних дел и Министерства путей сообщения о сохранности грузов и др.

В зависимости от срока  действия различают также акты неопределенно длительного действия и временные акты.

Критерии данной классификации  позволяют установить значимость нормативных  актов, их место и роль в правовой системе.

Наконец, по юридической  силе различают: законы — акты, обладающие высшей юридической силой, и подзаконные акты — акты, основанные на законах и им не противоречащие. Абсолютно все нормативно-правовые акты, кроме законов, являются подзаконными.

    1. Понятие, признаки и виды законов

Главное место  в системе нормативно-правовых актов  занимают законы. Слово «закон» в  специальной и популярной литературе, в бытовой речи зачастую обозначает общеобязательное правило, обеспеченное принудительной силой государства. В таком понимании закон отождествляется по сути, с правом. Но в строгом юридическом смысле закон — нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти либо непосредственным волеизъявлением населения путем референдума и регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения. Законы составляют основу правовой системы государства, ее центральную часть.23

Ведущее положение  законов в системе нормативно-правовых актов определяется следующими основными  признаками.                                                

Законы принимаются  только законодательными (представительными) органами государственной власти или  непосредственно народом в порядке  референдума.

Законы обладают высшей юридической силой. Высшая юридическая  сила закона означает, что никакой другой орган кроме высшего органа законодательной власти не может аннулировать или изменить закон. Принятие нового закона неизбежно влечет необходимость отмены или внесения изменений во все другие акты по тому же вопросу, которые противоречат его содержанию. Высшая юридическая сила закона означает также, что акты всех иных государственных органов носят производный характер, не могут ему противоречить.

В законе регулируются не все отношения, требующие правового  регламентирования, а лишь те, которые характеризуются значимостью, типичностью и стабильностью. В государстве, признающем себя правовым или стремящимся стать таковым, только посредством закона должен регулироваться примерно следующий круг вопросов: установление и изменение конституционных норм, правовой статус личности, ее права, свободы и обязанности, национально-государственное устройство и взаимоотношения федерации и ее субъектов, основы экономической политики государства, структура государственного аппарата, порядок образования и полномочия основных органов государства, осуществление правосудия и прокурорского надзора, утверждение государственного бюджета и сбор налогов, решение вопросов войны и мира, борьба с преступностью, судопроизводство, правовой статус партий, иных общественных объединений, средств массовой информации и некоторые др.

Законы содержат нормы первичного, исходного характера. Все иные акты призваны в основном детализировать и конкретизировать нормативные установления законов.

Закон носит  нормативный характер. Характер нормативности закона прямо вытекает из двух оснований: 1.  этимологически (по своему смыслу) слово «закон» в русском языке означает «правило», «предел, положенный свободе воли и действия». Иначе говоря, под словом «закон» всегда имеют в виду правило поведения общего значения, обязательное для всех лиц или организаций; 2.  юридический смысл слова «закон» состоит в том, что под законом имеют в виду «правило, постановление высшей власти». Общее юридическое правило — это и есть норма права, а закон как акт, принимаемый высшей властью, — тот источник, в котором право (нормы права) рождается и содержится, юридический источник права.24

Законы, как  и другие нормативные правовые акты, представляют собой результат правотворчества. Но их разработка и принятие имеют свои особенности, обусловленные местом и ролью закона в правовой системе общества. Создается закон в процессе законотворчества — важнейшей составной части нормотворческой деятельности, который включает в себя ряд последовательных, строго определенных стадий.

Законы многообразны, поэтому нуждаются в классификации. Критерии этой классификации обусловлены особенностями регулируемых отношений, своеобразием субъекта правотворчества, адресата, территории, на которой они действуют, и т.д.

Особый интерес представляет деление законов в зависимости от их значимости в системе действующего законодательства. По этому основанию различают законы конституционные и текущие.

Конституционные законы закрепляют основы общественного  и государственного строя, служат юридической базой для текущего законодательства. К ним относятся Конституция и законы, вносящие в нее изменения и дополнения, а также законы, конкретизирующие ее содержание.

Конституция является основным законом государства. Ее сущность состоит в том, что она отражает расстановку политических сил в обществе, юридически закрепляет баланс их интересов. Различают фактическую и юридическую конституции. Фактическая конституция — это реальные отношения в обществе. Юридическая конституция представляет собой правовое оформление этих отношений.

Конституция занимает главное место в системе нормативно-правовых актов, которое определяется ее особыми свойствами и особой ролью. Приоритетное значение Конституции состоит в том, что она, как акт высшей юридической силы, составляет нормативную базу всего текущего законодательства. Значимость ее еще больше возрастает в федеративных государствах, где она является основой для развития не только текущих законов, но и конституций субъектов Федерации.

Значимость  конституции подчеркивается тем, что, например, Конституция РФ предусматривает особый порядок внесения поправок в Конституцию и принятия новой Конституции. Этот порядок обеспечивает стабильность основ конституционного строя и конституционного статуса прав и свобод человека и гражданина, а также — самой Конституции. Поправки и пересмотр положений гл.гл. 1, 2 и 9 Конституции могут быть осуществлены не Федеральным Собранием, а особым Конституционным Собранием, созываемым для разработки и вынесения на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации. Для внесения соответствующих поправок и выработки проекта требуется квалифицированное большинство голосов. Новая Конституция принимается всенародным голосованием (ст. 135).

Данный, весьма усложненный порядок пересмотра Конституции, несомненно, способствует обеспечению ее стабильности. Однако он создает затруднения для внесения даже технических, явно назревших изменений.25

Выполняя непосредственно  регулятивную функцию, Конституция  призвана обеспечить внутреннее единство норм национальной правовой системы и эффективные правовые связи с зарубежными правовыми системами.

Особое положение  среди законов Российской Федерации  занимают федеральные конституционные  законы. Эта форма регулирования установлена впервые в истории Российской Федерации, и в прежних российских конституциях не предусматривалась.

Перечень конституционных  законов исчерпывающе определен  Конституцией РФ. Это законы о порядке  деятельности Правительства РФ, судебной системе, Конституционном Суде, чрезвычайном положении, режиме военного положения и т.д. (всего их 14).

Прямое закрепление  в Конституции данных актов, круга  регулируемых ими отношений, усложненная процедура принятия (обязательное одобрение не менее 3/4 голосов членов Совета Федерации, невозможность наложения на них вето Президента) определяют их центральное место в системе действующего законодательства и повышенную юридическую силу. В отношении федерального конституционного закона, принятого Федеральным Собранием, не предусмотрена возможность возвращения его на новое рассмотрение, очевидно, ввиду того, что он уже принят квалифицированным большинством голосов. Такой закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом и обнародованию (ч. 2 ст. 108).

Текущие (обыкновенные) законы принимаются на основе и во исполнение конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни страны. Обыкновенные законы не требуют особого квалифицированного большинства при голосовании Федеральным Собранием. Обыкновенные федеральные законы подлежат также отклонению Президентом и новому рассмотрению в порядке, установленном Конституцией (ст.ст. 105 и 107).

Особой разновидностью текущих законов являются органические и чрезвычайные законы.

Органические (кодифицированные) законы — юридически цельные, внутренне согласованные акты, отличающиеся высоким уровнем нормативных обобщений и призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни. К таким законам могут быть отнесены Основы законодательства и кодексы по различным отраслям законодательства.

Чрезвычайные (исключительные) законы принимаются при тех или  иных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных  природными, экологическими, социальными  и иными причинами, носят временный характер.26

Информация о работе Пределы действия нормативно-правового акта