Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 20:23, контрольная работа
Целью настоящей работы является анализ и характеристика предмета, методов и функций гражданского права.
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика предмета и методов гражданско-правового регулирования 5
1.1. Предмет гражданского права 5
1.2. Метод гражданского права 12
Глава 2. Анализ функций гражданского права 22
Заключение 32
Список литературы 34
Понятие «регулирующая функция права» соответствует общесоциальному назначению права и характеризует его в статике в качестве исходной посылки функционирования правового механизма, а также в качестве носителя функций правового регулирования. Необходимо различать категории «регулирующая функция права» и «функции правового регулирования», хотя они имеют единую гносеологическую основу. Можно отметить, что в современных учебниках обоснованно выделяются основные функции гражданского права как непосредственно выражающие основные направления его регулирующей роли, особенности его предмета, метода регулирования и его основные начала35.
Итак,
следует различать
А.Я. Рыженков выделяет три основные собственно юридические функции гражданского права - организационную, охраны, компенсационную. По его мнению, компенсационная функция не имеет направленности на осуществление регулятивной и охранительной функций права, ей принадлежит иное, относительно самостоятельное назначение36. Более убедительны и обоснованны выводы авторов, согласно которым компенсация является одним из аспектов охранительной функции гражданского права и должна включаться в сферу действия функции, направленной на охрану общественных отношений. Функция охраны имеет две формы проявления - защиту и ответственность. Последняя состоит в активном воздействии на нарушителя путем ущемления его имущественных прав и интересов37.
Остановимся на анализе воспитательной функции гражданского права. Так, В.А. Тархов отмечает, что существование воспитательной функции гражданского права бесспорно. Одна из основных его задач, определяющая его устойчивую жизненность, заключается в том, чтобы «показать участникам общественных отношений, как надо действовать. Эта задача достигается воспитанием надлежащего поведения, становящегося незыблемым. Такое воспитание не может быть чуждо гражданскому праву, регулирующему, как правило, активное поведение, а не только воздержание от правонарушений»38. В целом анализ воспитательной функции позволяет выяснить механизм превращения гражданско-правовых норм в правомерное и социально активное поведение граждан.
Стало очевидным, что право управляет общественными процессами путем не только организации и преобразования общественных отношений, но также их охраны. Важнейшим направлением воздействия права на общественные отношения является воспитание. Серьезная постановка вопроса о воспитательной функции правового регулирования позволяет выяснить механизм (условия, средства и приемы) распространения и утверждения в сознании людей правил поведения.
В
настоящее время наличие
Другие
авторы, признавая воспитательное воздействие
права в качестве самостоятельной
функции, в то же время полагают, что
воспитательное воздействие права происходит
в результате осуществления как регулятивной,
так и охранительной функции40. Иными
авторами предупредительно-
Наконец, небезынтересно мнение Т.Н. Радько, полагающего, что воспитательная функция права представляет самостоятельное направление его воздействия на волю, мысли и чувства людей, осуществляемое независимо от наличия организованных форм воспитательного процесса43.
Из приведенных суждений можно сделать вывод о том, что сам факт издания правового акта оказывает непосредственное воздействие на сознание и поведение граждан, призывает их к правомерной и созидательной деятельности. Получается, что правовые требования действуют на сознание, интересы и поведение субъектов как бы автоматически.
Подобная
позиция вольно или невольно принижает
значение правовоспитательной
Итак, право не действует на сознание людей самим фактом своего существования. В целом нормативным актам несвойственна роль пропаганды. Такова концептуальная позиция В.А. Тархова, справедливо и обоснованно отмечающего, что основная задача права заключается в обеспечении определенного поведения людей. Что касается его воспитательной роли, то она осуществляется путем регулирования общественных отношений45. На данное обстоятельство обращают внимание и другие авторы. Однако трудно согласиться с теми, кто считает воспитательную функцию права шире и объемнее функции регулирования общественных отношений. Причем последняя, по их мнению, воздействует только на волевую деятельность человека, а воспитательная функция права оказывает воздействие также и на его мысли и чувства46. Подобная постановка вопроса вряд ли правомерна и корректна. Воспитательная функция права не может быть объемнее самого права, регулирующего общественные отношения. Реализация воспитательной функции возможна лишь в рамках правового регулирования.
Наряду с правом воспитательную функцию осуществляют и другие части надстройки. Например, правовое регулирование отношений собственности обеспечивает воспитание граждан в духе уважения к праву собственности, его правомерного осуществления и охраны. Однако за пределами права такое же воспитательное воздействие, но со специфическими формами и методами оказывают нормы морали, политика, искусство, литература, общественные науки. Зачем же всю воспитательную миссию и нагрузку возлагать только на право? Его основная и сущностная роль - регулировать общественные отношения и сугубо в этих пределах заниматься воспитанием своих субъектов. Как же прав Б.С. Эбзеев в своем утверждении, что право не является универсальным средством решения всех социальных проблем, стоящих перед обществом. Оно охватывает своим воздействием не всю массу общественных отношений, а лишь ту ее часть, которая в зависимости от объективных условий социальной жизни нуждается в юридической регламентации47.
Главное свойство правовых норм - их обязательность. Этим их содержание принципиально отличается от содержания, например, правовых памятников или иностранных нормативных актов, воспринимаемых гражданином только литературно. Действие права, в том числе воспитательного характера, может происходить только в определенных правовых отношениях, а не иначе. Здесь следует помнить, что право является лишь одним из элементов общечеловеческой культуры. На это обстоятельство обращал внимание И.А. Покровский, исследуя исторические корни гражданского права48.
Таким образом, нормы гражданского права оказывают вполне конкретное воспитательное воздействие на сознание и поведение граждан в возникающих гражданско-правовых отношениях, в рамках осуществления воспитательной функции гражданско-правового регулирования. Причем одновременно необходима воспитательная деятельность по повышению правосознания и формированию гражданско-правовой активности.
Итак, в настоящей работе мы проанализировали особенности предмета, методов и функций гражданского права. Подведем итог проделанной работе.
В
русской дореволюционной
В действующем ГК РФ 1994 г. при определении круга общественных отношений, регулируемых гражданским правом, законодательно была реализована негативная концепция личных неимущественных отношений. Результатом стало выведение личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными, из предмета отраслевого регулирования. В настоящее время законодатель перешел от трехвидовой (имущественные отношения, личные неимущественные отношения, связанные и не связанные с имущественными) к двухвидовой структуре предмета гражданского права, в которой имущественные и личные неимущественные отношения обозначены в качестве формально равнозначных элементов.
Что касается метода гражданского права, то здесь необходимо отметить следующее.
1.
Поскольку в гражданском праве
участвуют равноправные по
2.
Равенство, автономия воли и
имущественная
3.
Поскольку очевидный приоритет
в гражданско-правовом
4.
Поскольку гражданские права
и обязанности, с одной
5.
Исходя их существа предмета
гражданского права и роли
экономического закона
Информация о работе Предмет, метод и функции гражданского права